Несколько слов о городе Магадан

Александр Галин 2
      3 августа 1963 года вместе с сокурсником-выпускником СХИ, Шингаревым Владимиром Ивановичем, прилетели в город Магадан на работу.

      Своё название город Магадан получил от эвенского – «монгодан» - морские наносы или  сухие завалы, которые были на берегу бухты Нагаево.

      Бухта с трёх сторон укрытая от ветров, глубоководная, считалась лучшей якорной стоянкой  на всём побережье Охотского моря. С 1922 года в бухту Нагаево стали заходить суда Совторгфлота. Через семь лет на диком её берегу появились первые домики культбазы. В последующие годы начали строить землянки, деревянные бараки для жилья, склады – для разных грузов, доставляемых в бухту из Центральных районов страны для освоения колымских золотоносных песков. Год за годом тайга отступала от берегов Нагаевской бухты, на месте тайги строили уже не только деревянные, но и четырёх этажные каменные дома.

     Население росло. К 1939 году в посёлке Магадан уже проживало 27 тысяч жителей. 14 июля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Магадан был преобразован в город Магадан.

     К моему приезду на работу в город Магадан в нём насчитывалось  120 тысяч жителей. Город был застроен в основном четырёх этажными зданиями красивой архитектуры. Деревянные бараки  остались только на окраинах города. Улицы были прокрыты асфальтом, а тротуары вымощены крупными шестиугольными бетонными плитами. Между тротуарами и проезжей частью дорог были насажаны лиственницы. Город имел вполне приличный вид. Я не ожидал видеть подобное на крайнем Северо-востоке за 8 тысяч километров от Москвы.

      Город расположен на перешейке полуострова Кони между бухтами Нагаево и Весёлая и поэтому климат в Магадане весьма своеобразен. Во-первых, почти всегда через весь город дуют с бухты на бухту ветры, почти всегда над городом, как по трубе тянется шлейф тумана, часто идут дожди, а в шести километрах за гордом в это время тихая солнечная погода. Во-вторых, зимой морской воздух смягчает северные морозы, но влажный ветер продувает одежду насквозь и поэтому при температуре в 20-25 градусов мороза жители Магадана чувствуют себя менее комфортно, чем  жители в 30-35 градусов при безветренной и сухой погоде в пяти-шести километрах от города.

       Зима в Магадане длиться 5 месяцев, лето короткое и прохладное – 14-17 градусов тепла, не выше, поэтому летом только в редкие дни на улицах города можно увидеть женщин в летней одежде. При этом в их сумочках обязательно лежит тёплая кофточка или плащик, так как  в любой момент с моря может подуть холодный ветер и туман закрыть солнце. Мужчины тоже всё лето ходят в пиджаках, а часто и в лёгких плащах.
К моему отъезду из Магадана в 1997 году в Магадане уже проживало более 150 тысяч человек. Городу с каждым годом становилось всё теснее и теснее и он стал подниматься по склонам сопок.
      В первые годы освоения Колымы пассажирам приходилось сначала много суток  ехать через всю страну по железной дороге до порта Ванино, расположенного  на берегу Охотского моря, а затем ещё несколько суток плыть пароходом по побережью этого  моря до бухты Нагаево. И поэтому, прибыв на колымскую землю,  пассажиры ощущали свою изолированность, чувствовали себя как бы оказавшимися на острове, и  «материком»  называли всё то, что было расположено за переделами Нагаево и всей Колымы, хотя вся Колыма расположена не на острове, а на материке. Сегодня жители города Магадана и Магаданской области уже не ощущают своей изолированности от Центральных районов страны, так как менее чем за восемь часов на самолёте можно долететь до Москвы и самых дальних  городов России, но слово «материк» закрепилось. В это слово уже входит не буквальное его значение, а другой смысл – просто удалённость.

     На углу улицы Ленина и Карла Маркса в стрельчатой башне четырёхэтажного жилого дома  после окончания войны был смонтирован механизм  часов. Их циферблат занял всю наружную стену башенки. Шли они довольно точно. Я всегда, идя на работу в политехникум или возвращаясь с работы домой, сверял с ними свои часы. Но через несколько лет они остановились и бездействовали более 7-ми лет, а потом нашёлся энтузиаст, Александр Васильевич Тришкин, электромонтёр и отремонтировал эти часы. Ремонт он сделал отлично, но часы были подключены к часам, находящимся в здании Центрального почтамта. Эти часы почему-то всегда отставали и поэтому городские часы синхронно с ними тоже стали опаздывать. Виноваты не городские часы, а электрические часы почтамта.