Антонио Гауди. Часть 1

Тина Гай 2
Антонио Гауди, гениальный предшественник великого Хундертсвассера. Монах-отшельник, аскет и святой, гениальный архитектор на все времена, чье имя в июле 2003 года католическая церковь начала рассматривать на предмет причисления к лику святых,  до сих пор остается загадкой и тайной.


Но далеко не все  воспринимают Антонио Гауди как святого и описывают его не в таких восторженных тонах. Он не был ангелом, да и просто дружелюбным не был. Кто он? Мистик, масон, фашист или просто гений? Гауди был нетерпим ко многим и многими из своего окружения нелюбим.


У тяжелого, нелюдимого, скрытного и агрессивного Антонио Гауди было много критиков и противников, начиная с Пикассо, высмеивающего архитектора открыто, до простых людей, с которыми Антонио Гауди соприкасался.


Заканчивал свою жизнь великий Гауди глубоко одиноким человеком, без семьи и детей, без родных, которых он намного пережил, без близких и друзей. У него оставалась только работа, его единственная отрада и смысл.


Он возводил собор Саграда Фамилиа (Святого Семейства), Заказчик которого никуда не спешил. Не спешил и он: сорок три года работы над проектом научили его, что архитектура правит в молчании и тишине.

 
Читая биографию Гауди, складывается впечатление, что его жизнь тоже была  большой стройкой, длиной почти в семьдесят четыре года. Свою жизнь он строил по кирпичику, камень за камнем, складывая ее осознанно и так же медленно, как свой собор. Никуда не спеша, зная, что он остался жить для чего-то великого и не умрет, пока не исполнит свою миссию до конца.


Редко у кого с самого начала есть это чувство собственного великого предназначения, а у Гауди оно было, и он пронес его через всю  жизнь, совершив то главное, для чего был рожден - создал грандиозный проект собора Саграда Фамилиа, который начал строить с тридцати лет и возводил сорок три года, до самой смерти.


Собор до сих пор строится и, по самым скромным подсчетам, будет закончен только к 2030 году. И часто звучит вопрос: надо ли, чтобы он был закончен? Может быть, в его незаконченности заложена самая главная идея Гауди?

 
Родился Антонио Гауди (25 июня 1852 г.) очень болезненным и в тяжелых родах. Думали, что младенец умрет, как умирали его предыдущие братья и сестры. Он был третьим ребенком, оставшимся в живых.


И крестили Антонио по чину «страха ради смертного», а не обычным полным чином, спасая душу ребенка, не надеясь на спасение чахлого тельца новорожденного.


Назвали мальчика по имени матери (Антонии), фамилию дали двойную – отца и матери: Гауди-и-Корнет. Оставшись чудом в живых, Антонио до конца жизни гордился этим, считая, что то было провидение Божие и оставлен он жить для чего-то очень важного.


Антонио Гауди долго не ходил, а после перенесенного воспаления легких страдал вплоть до совершеннолетия ревматическим артритом. Иногда он в прямом смысле не мог передвигаться, не говоря уже о том, чтобы играть и жить так, как живут все обычные мальчишки.


Приучившись оставаться один, он развил в себе фантазию, сочиняя в голове фантасмагорические картины несуществующих миров. Отец рано научил мальчика относиться с благоговением к окружающим его предметам и привил любовь к рисованию и архитектуре.


Кроме общей слабости здоровья, у Антонио выявился еще один недуг – быстрого старения: он выглядел намного старше своих сверстников, а углубленность во внутреннюю жизнь делала мальчика взрослым не по годам. В пятьдесят он был как семьдесятилетний, а в день смерти жители Барселоны  были удивлены, что этому эксцентричному старику, выглядевшему на девяносто, всего семьдесят три.

 
Родители постарались дать мальчику хорошее образование. Он закончил среднюю школу, что было показателем определенного семейного достатка и одним из преимуществ по половому признаку: из девочек только треть заканчивали среднюю школу.


В школе у мальчика было мало друзей, да и оценками он не блистал, в отличие от многих других: часто болел и пропускал уроки. Любимым предметом была геометрия, его завораживали круг, квадрат, треугольник, параболы и овалы. О том, что мальчик хорошо рисует, в школе узнали, только когда ему исполнилось пятнадцать  и он стал активно рисовать для школьного журнала.


Школа была католическая с обязательным посещением церковных служб по воскресным дням, так что богослужение он хорошо знал и это сказалось потом на его фанатичной преданности католицизму и церкви, хотя вернулся Антонио к вере и в церковь достаточно поздно, после многих жизненных испытаний.

 
Каталония и места, где родился будущий гениальный архитектор (Реус и Риудомс), стали не просто малой родиной Антонио Гауди, а сформировали в нем настоящую преданность своим национальным корням.


Во второй половине жизни он стал ярым националистом, считая одной из своих жизненных задач – возрождение истинной каталонской культуры.


Любовь к отеческим гробам сформировалась у Антонио Гауди еще в школе, когда он подолгу смотрел на горы и верхушки церквей, будивших в его воображении легенды о монастыре Монтсеррат, паломничество в который было мечтой каждого подростка, о свете, отражающемся в величественных строениях Каталонских церквей и монастырей, о возрождении разрушенной древней культуры.

 
Потом с двумя самыми близкими друзьями он стал ходить к заброшенному, разграбленному и разрушенному цистерцианскому монастырю XII века Поблет. Там друзья поклялись восстановить монастырь, хотя тогда было трудно даже представить, что это возможно. То была только детская игра, с которой у Гауди началась любовь к настоящей архитектуре.


Друзья составили настоящий бизнес-план восстановления, рассчитанный на пять лет. В нем все было расписано, продумано до мелочей и деталей: кто из них, чем будет заниматься в процессе восстановления (Гауди отвечал за восстановление архитектуры памятника), откуда будут браться деньги на реставрацию, чем будет монастырь заниматься после восстановления.


Антонио завораживали камни Поблет: он их рассматривал, изучал кладку, замковый камень. Перед ним возникла живая лаборатория, в которой он мог изучать анатомию умирающего «больного», просящего о милости: спасти его. То был глас вопиющего в пустыне – возродить славное прошлое Каталонии.

 
Из детской фантазии и игры выросла не только любовь к истории, но и твердое желание стать архитектором. Через много десятилетий монастырь действительно будет восстановлен не без участия друзей, а их дружба с рыцарскими ритуалами, формированием свода правил и клятвами, подетальным прописыванием всех шагов реставрации, стала тем, из чего возникла гениальная архитектура Антонио Гауди.


Было Гауди тогда всего тринадцать…

Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/antonio-gaudi/#more-10463