Дача

Юрий Фейдеров
Давно ли я стал дачником? Это всё равно, что спросить: «Давно ли я женился?».
Дачу, как жену, приобретаешь одну и навсегда! Конечно, и жёны покидают иногда своих мужей, или мужья их. Так и дача может «разойтись» с тобой по жизни, если вдруг «так сложились обстоятельства».
Но моя дача ещё при мне, как и моя жена.

Однажды, когда я только пришёл работать в НИИ, и зарплата моя не превышала 100 рублей, ко мне подошёл парень из соседнего отдела и сказал.
- Слушай, купи у меня участок земли, всего тысяча рублей.
- Откуда у меня столько денег?
- А ты займи! Отдашь мне сначала всего пятьсот рублей, остальные потом.
- А зачем мне участок? Что мне с ним делать?
- Дачу построишь.  Купи!... За восемьсот отдам…
Он так и не уговорил меня. Хотя заронил во мне зерно сомнений, я ещё не раз возвращался мысленно к этой идее, иметь дачу. Но тогда я ещё не был женат. Работал и учился на вечернем факультете…

Много позже, когда я отслужил в армии, завершил учёбу в институте, женился, родил дочь  и перешёл работать в Проектный институт, нам вдруг объявили, что в связи с «Постановлением Партии и Правительства», народу стали выделять земельные участки для садовых и огородных хозяйств.  А так как нашему институту поручили выполнить топографические работы одного из таких наделов, то наш «оборотистый» директор дал поручение руководителю топографической группы, «выпилить» из этой территории  участочек для нашего института. Границы территории были известны, а топосъёмки не было.  Поэтому точную площадь территории никто не знал.

Я тогда был в составе «Профкома» института и был в курсе всех событий. К тому времени, как была определена площадь, отводимая нашему институту, собрали списки всех желающих. Их оказалось больше пятидесяти. Я записался в числе первых, но меня подвинули. Ведь я работал только три года, и впереди оказались начальники, ветераны труда и института. Я получил почётное место в середине списка, за номером «26».

И вот когда выделенную площадь разделили на привычные «6 соток», получилось только 24 участка. Я выпадал из списка.
Это «вынесли» на собрание института и народ сразу заволновался и потребовал давать по «4 сотки», пусть люди хоть что-то получат. Тут пошла перебранка, что «4 сотки» это очень мало. Ветераны не соглашались на четыре, а молодёжь требовала, чтобы и им досталось.   И собрание  сразу стало похоже на «базар».   
И тут у меня мелькнула мысль! Я попросил слово и предложил компромис.
- Я предлагаю давать по пять соток, - сказал я.
Тут все задумались, а председатель собрания воспользовался моментом и срочно объявил «голосование».
Не сильно разобравшись, как это изменит ситуацию, большинство проголосовало «за».
В результате участков получилось 28, и я тоже попал в список. Так я стал дачником.

- Зачем тебе дача? - сказала жена, - у моей мамы дом с участком. Если хочешь в земле копаться, иди, помоги ей.
- «Дают – бери, бьют – беги», - вспомнил я поговорку моей бабушки и сказал её жене. – Дают же бесплатно, чего же отказываться? Отказаться всегда успеем.
Теперь жена не любит, когда я ей напоминаю её слова.
С того времени, как мы побросали первые семена в землю, на поле ещё только разграниченном колышками, и осенью собрали урожай арбузов и дынь, она стала фанаткой нашего сада.
Дыни, правда,  были не больше апельсина, а арбузы 15 – 20 сантиметров в диаметре. Но они были сладкие и сочные. И самое главное – «свои»!

К осени, сговорившись с ребятами, соседями по участкам, мы сообща купили сетку «рабицу» и металлические стойки. Потом я пригнал самосвал с песком и самосвал с гравием.
Стойки я забетонировал, натянул «рабицу».  Получился забор. Калитку и ворота мне «сварили» из уголков и я тоже обтянул «рабицей».  Так обозначился мой дачный участок.
Конечно, первым строением стал туалет. К нему я пристроил то, что назвал сараем, а потом к нему пристроил и «комнату» в три квадратных метра. И это осталось до следующей весны.

А весной мы с соседом выкупили на железной дороге два контейнера, там распродавали старьё. Мы с трудом выбрали те, что были целые. Ему достался четырёхтонный, а мне только двух-тонный. Но мне и его хватило.  Я на него установил заказанный и сваренный двух тонный бак для воды. Так и шло всё своим чередом в нашей дачной жизни. Самой дачи только не было. Я имею в виду дачного домика. А не из чего было строить.

В то далёкое теперь время. И в той стране, которой уже нет, всё было в дефиците. И хотя всё было, но купить в свободной продаже было почти невозможно. Всё приходилось «доставать».
Зато, какую радость мы испытывали, когда в результате «доставания», становились обладателями того, что у других было, а ещё приятнее было чувство от того, если у других «того» не было…

Вот так сосед быстро возвёл из кирпичей на «коробку», его жена работала где-то бухгалтером и «выбила» кирпичи.  Но на стропила денег не хватило, и они сделали односкатную пологую крышу.
И у нас, в многодетной семье, денег всегда было от получки до аванса…  А то, что удавалось заработать где-то дополнительно, срочно затыкали в «дыру» семейного бюджета, в котором такую   дыру всегда можно было отыскать. Конечно, мы не бедствовали. И руки и голова у нас с женой были. Поэтому мы даже купили «Москвич – 412» в магазине, но в кредит. Тогда впервые начали продавать машины в кредит. А на первый взнос заняли у друзей и моих родителей.  И на этом «Москвиче» перевозили всё, что могло пригодиться на даче и в постройке дома.

На всех разборках разрушенных домов я собирал целые кирпичи. А если разбирали дорогу, при ремонте водопровода в старом районе города, то под асфальтом лежал бутовый камень, которым мостили улицы ещё до революции. И я быстренько грузил камни в багажник и салон машины и вёз их на свой участок. За несколько лет у меня скопилась большая куча камней.
Раньше новые кирпичи возили на стройки навалом. И часто они падали на дорогу от тряски. Я останавливался даже за одним кирпичом. Или доской. Забирал со строек не нужные обрезки досок.  Всё, что могло пойти «в дело». И всё надеялся, что задуманная Горбачёвым «Перестройка» изменит страну к лучшему. 
Мы с женой строили планы нашего будущего дома. Их было семь или восемь вариантов. «Переносили» дом «с места на место». Подсчитывали, что из стройматериалов нам нужно купить.
Но когда в 91-ом страна «рухнула», стало ясно, что если я сегодня не построю какой либо домик из того, что у нас уже есть на участке, мы не будем иметь ничего…

И мы заложили фундамент дома 4х4 метра. Вручную выкопав траншею и залив её замешанным в корыте песком с цементом, тоже вручную. В этот замес мы сыпали гравий и выливали в траншею.
Это теперь заказал «миксер» и тебе привезли и залили бетон. А тогда всё было ещё государственное.  Вместе с соседом напротив удалось заказать на левом берегу Дона песок и гравий, привезли на двух самосвалах. А вот с цементом было сложнее. Но другой сосед работал в строительной организации и там он смог выкупить несколько мешков цемента себе и мне, которые я помог ему довезти до дачи.  Потом я выполнял проектные работы для порта. Там договорился и мне продали  ещё несколько мешков.
Мы выложили углы домика из кирпича, а стены до окон бутовым камнем. Окна у нас были 220х110 см. Они были почти новые. Их я унёс из здания, которое сносили на нашей улице. В этом одноэтажном здании сначала сделали ремонт, поменяли окна, двери и сантехнику. А через три года снесли, чтобы построить пятиэтажку.
Когда начали этот дом разбирать, я вывез три окна и несколько крепких дверей.

Внутри нашего дома я ставил одну дверь вертикально, другую горизонтально, и на неё устанавливал окно. Так получилось три стены. Заднюю я заложил полностью бутовым камнем.
Наверху я положил шестиметровые доски и подпёр их тремя чугунными трубами. Получилась веранда шириной 2 метра. В середине две доски выступали ещё на пол метра. Наверху с торцов я установил два окна и положил на них стропила. Получилась мансарда, а над верандой квадратный балкончик.

Всё мы с женой делали своими руками. Только тяжеленные листы шифера я поднимал с помощью моего друга, с которым познакомился, придя работать в институт, и дружу по сей день.
Всё у нас получилось удачно. Всё «шло в руку». К зиме дом стоял. А весной мы его «облагородили» изнутри. Получилась настоящая летняя дача.  Зимой там, конечно, жить было нельзя. Но «буржуйкой» мы запаслись. Поэтому весной и осенью можно было днём прогреть домик.

Первое время мы сажали деревья, выбирая низкорослые породы, кусты и овощи всякие, что попадались в магазинах или находили их на дачах друзей. Через несколько лет у нас было около сорока деревьев, которые мы посадили на расстоянии четырёх метров друг от друга. Кусты посадили по забору.
Из овощей мы выращивали картошку, огурцы и помидоры.  Было здорово приезжать на дачу и варить свежекопанную картошку, хрустеть своими огурчиками и наслаждаться запахом спелых помидоров. 
НО!  Когда все вокруг засадили свои участки картошкой, появились колорадские жуки. В первый год мы пытались бороться, но потом перестали её сажать.
А в один год у нас никак не могли поспеть помидоры. Спелые постоянно кто-то срывал. А когда мы уехали на море на неделю, они вообще все исчезли.

И после этого мы решили ничего не сажать из овощей.  И долгие годы мы приезжали на дачу только отдыхать и собирать то, что вырастало на деревьях и кустах. И даже их мы не опрыскивали, как это делали наши соседи. Часто жучки, червячки и птицы съедали большую часть урожая. Но оставшегося нам хватало, чтобы одаривать ещё и родственников, и друзей. 

Мы не устроили регулярный сад. Мы провели сначала только одну дорожку от калитки до домика. Остальные тропинки сложились потом по мере функциональности. И теперь, попадая в наш сад, гости находят в нём некую естественную природность, хотя есть у нас клумбы с цветами, грядки с клубникой, малинники с разной малиной и грядки с петрушкой, укропом.
Раз в несколько лет жена пытается сажать редиску и морковку. Но вырастает всё настолько мелкое, что употребить всё это в пищу очень проблематично, а редиска ещё и горькая…
Конечно, за всем надо ухаживать, поливать, удобрять…  Но воду поливную у нас дают раз в четыре дня, разве это полив, особенно для огурцов?
Вот и надеемся на природу. Что она нам позволяет, тому и радуемся…

Так прощло более двадцати лет… Домик постарел, обветшал…
Несколько лет я собирался сделать ремонт нашего домика. Но жена это не поддерживала. Поэтому все денежные накопления к лету, рассасывались на «нужные» покупки. И все поездки на дачу регулировала она фразой: «Зачем лишний раз расходовать бензин?» Это если я хотел сам поехать на дачу, когда она не могла. 
Но в этом году я сделал всё по-своему. Я начал ремонт без денежных накоплений. Но, как ни странно, по мере необходимости деньги на материалы находились и к осени были выполнены очень большие наружные работы. Я разобрал фронтоны на мансарде. Поменял там оконные рамы и собрал фронтоны из новых материалов, утеплив их.  Домик сразу преобразился. Потом разобрал внутреннюю часть крыши мансарды, утеплил её и обшил изнутри красивым материалом.
И уже осенью застеклил веранду.
Работы по внутренней отделке веранды и комнаты первого этажа осталось ещё очень много. Но это уже в планах на будущее лето…
А летом на даче ХОРОШО!