По кругу

Эдуард Островский
    
    Мне было 5 лет, а соседский Валерка был пятиклассник: "Шпана", - говорили про него соседи. Жили мы в двухкомнатной коммуналке тогда в комнатке размером с пенал, а вот рядом и жила Марья Ивановна  с младшим Валеркой, был ещё его старший брат. Он был взрослый совсем и жил в этой же комнате с молодой женщиной, но у них комната была большая. Марью Ивановну я уважал. От соседей во дворе слышал, что к ней ходят солдаты, я то солдат не видел, но ведь если солдаты ходят к женщине, значит не просто так, солдаты - это же самые лучшие люди, так я тогда думал, в общем, мнение и сейчас у меня не переменилось...  бывают, конечно, нюансы.
    Нечего и говорить, что Валерка был для меня большим авторитетом. У него был замечательный ремень и фуражка, тогда советские школьники имели форму, как гимназисты в царской России. Ещё он был весёлый, это я сейчас понимаю, а тогда просто сильно я его уважал.
    Понятное дело,- я ходил в старшую группу детсада, а он был в фуражке с ремнём и вообще, - школьник. Правда и себя я тоже уважал. Родственники говорили, что я очень умный, но главное, что я знал сколько будет 600 + 600. Не помню уже, где я почерпнул это сокровенное знание, но никто в группе этого не знал, а я вот знал. И ещё, моя бабушка уже выучила меня читать. По кубикам научила. Но я этого не ценил, дело это было обычное тогда. И ещё я мог  всех побороть, ну, не всех конечно, но почти, хотя я был худой и в общем, весьма средненького роста. Так что все основания для самоуважения у меня были налицо.
    Но речь не об этом. В один из дней, стал я с какими то вопросами к Валерке приставать. Взрослые были на работе, и мы были одни.  Наверное я ему надоел, но он имел педагогические наклонности, и мог управляться со мной без ущерба для мой психики.
    "Слушай", - сказал он: "Тебе надо будет выучить одну хорошую песню, а я пока поем. Запомни слова - и он продиктовал мне первую строку в припеве интернационала - "Это есть наш последний…”.  Задача моя состояла в том, что бы ходить по периметру комнаты, повторяя этот припев.  Уже не помню, сколько раз следовало это сделать - то ли 20, то ли 100 раз, но я с воодушевлением стал это делать - запомнил слова на всю жизнь. Сейчас, когда меня начинают захлёстывать различные эмоции из моего советского прошлого, с интернационалом, плакатами, песнями типа - "Красная гвоздика - спутница тревог" -  вспоминаю я Валерку и своё хождение   вокруг комнаты.