Об ответственности писателя

Аркадий Костерин
   В этой заметочке я хочу сказать о вещах, довольно очевидных, но, почему-то, мало учитываемых. — По-моему, многие писатели и режиссёры довольно легкомысленно относятся к тому, что они делают. Дескать: «Я самовыражаюсь и никому ничего не навязываю. Мне нужно сделать мое произведение предельно выразительным, захватывающим внимание читателя или зрителя. А чем будет захвачено это внимание — не так уж и важно. Мерило таланта у нас, как известно, — читательский или зрительский успех. Но, всё добровольно! Кто хочет — читает или смотрит, кто не хочет — проходит мимо». — Многие авторы считают такой подход оправданным и вполне ответственным. А по моему мнению, ответственность должна быть основана на чётком понимании писателем или режиссёром того, что он делает. А делает он вот что:
   Писатель и режиссёр изменяет вероятный жизненный выбор своих читателей и зрителей. Дело в том, что психологический механизм нашего восприятия художественных произведений состоит в перевоплощении. Мы перевоплощаемся какой-то частью своей души в тех героев, которые нас поражают и привлекают. То есть среди многих вариантов существования души появляется такой, в котором мы думаем и поступаем так же, как и выбранный нами герой. — К каким последствиям это приводит? — По-моему, это очевидно:  в сходных жизненных ситуациях мы поступаем таким же образом, как герои романов и фильмов. И чем выразительней и талантливей описаны усвоенные нами образцы, тем сильнее они на нас влияют.

   Утверждая это, я не открываю Америки. Культурологи давно об этом знают. Мой вывод может считаться оригинальным лишь в силу того, что я прихожу к нему со стороны квантовой физики. А именно: от многомировой концепции квантовой механики. Поясню это.

   Версия многомировой концепции, которой я придерживаюсь, рассматривает объективную реальность как квантовую суперпозицию — неразделённую общность всех возможных вариантов всех событий. То есть, по моим представлениям, объективная реальность — это совсем не то, что мы думаем, она носит неклассический характер. Воспринимаемая же нами классическая реальность не является объективной, она относительна. Она образована нашим выбором варианта существования и выбором тех деятелей, с которыми мы взаимодействуем. Но наш выбор переменчив. В нём, с большей или с меньшей вероятностью проявляются все возможные варианты психической жизни. Рассмотрению этого посвящены несколько моих предыдущих статей.*
   Душа человеческая, в свете сказанного выше, заключает в себе все психические возможности человека, все варианты его психической жизни. На поверхности всегда присутствует один вариант нашей психики, все же остальные пребывают в сфере бессознательного. Бессознательная сфера не является индифферентной к сознанию. Бессознательные содержания, в зависимости от их актуальности, исподволь влияют на выбираемую нами реальность. Это влияние может быть оценено вероятностно, таким образом: бессознательные содержания, время от времени, претворяются в осознанной реальности. То есть наша сознательная реальность неизбежно включает в себя и те варианты нашей психической жизни, которые мы не признаём адекватными нашей осознаваемой личности.
   Актуальность бессознательных содержаний, принадлежащих альтернативным вариантам нашей психики определяется многими факторами. Например, влияет смысловая близость неосознанных оценок к сознательным. Эта близость, конечно же, преходяща, но она зачастую приводит к «склейке» нашей сознательной действительности с альтернативной. Безусловно, на актуальность также влияет эмоциональная напряжённость неосознанных оценок, переживаемая как важность, высокий приоритет оценки в данной ситуации. На актуальность бессознательных линий психики влияет также их внешняя подпитка. Если мы часто встречаем в нашем окружении некий вариант поведения, то даже, если на сознательном уровне он нами не принимается, его  актуальность в нашем подсознательном возрастает и он оказывает на нас влияние.

   Теперь нетрудно проследить, в указанном контексте, что происходит при нашем частичном перевоплощении в героев художественных произведений. Если мы даже не принимаем для себя поведение героя, как образец на сознательном уровне, то, переживая эмоционально наблюдаемую коллизию, мы закрепляем это поведение в ряду альтернатив нашей психики, которые находятся в бессознательном. Причём, чем чаще мы переживаем подобные варианты поведения, тем более актуальное значение они приобретают в нашей бессознательной сфере. И наконец, в какой-то момент, эти альтернативные варианты поведения преодолевают барьер бессознательного и становятся явью, то есть сливаются с нашей сознательной личностью.
   Проследив влияние художественного произведения на отдельного человека, обратимся теперь к исследованию коллективных эффектов. Любое произведение искусства всегда тиражируется. То есть оно более или менее одновременно воздействует на многих людей. В некоторых случаях (например, при телевизионной трансляции) произведения синхронно воздействуют на миллионы людей. Очевидно, что такое воздействие является очень значимым для коллективно выбираемой действительности. Таким образом, даже, если авторы произведений и не ставят себе задачи преобразования нашей жизни, они это делают. Культура формирует коллективный выбор реальности, от этого никуда не деться...

   Мне верится, что если многие деятели культуры задумаются, в каком обществе они хотят жить, то культура наша изменится. Если они поймут, что жизнь их детей, внуков и близких напрямую связана с их культурным самовыражением, то, наверное, на наших экранах и в книгах которые мы читаем станет меньше жестокости, подлости и разврата, чем сейчас. Дай Бог им такого понимания, а нам дай Боже ответственной культуры!


* http://proza.ru/2012/08/20/1424  http://proza.ru/2012/08/04/937  http://proza.ru/2012/08/06/1510
http://proza.ru/2012/09/17/1207  http://proza.ru/2012/10/01/1924  http://proza.ru/2012/10/19/1679
http://proza.ru/2012/11/11/1526  http://proza.ru/2013/06/25/810  http://proza.ru/2012/08/11/1097
http://proza.ru/2012/09/19/1050 и другие.

Декабрь 2013.