Беглец

Дмитрий Кашканов
Какая-то маниакальная сила все время влекла меня прочь из Узбекистана. Я с вожделением читал в журналах объявления о наборе пилотов то в Корее, то в Сингапуре, то в Эмиратах. 

Затаясь, словно шпион-нелегал на территории врага, я готовил свои резюме, прилагал к ним послужной список и, не доверяя отечественной почте, рассылал конверты то из гостиниц, а то и просто из почтовых отделений в заграничных аэропортах.

Днем и ночью меня преследовала блажная идея устроиться на работу туда и жить так, чтобы не заниматься мелким бизнесом, чтобы не прятаться с валютными менялами по подъездам от ждущих взятки милиционеров из подразделения по борьбе с коррупцией, чтобы дети учились наукам, а не подметанию газонов, чтобы... чтобы... чтобы...

К сожалению, долгое время пилот из таинственного Узбекистана никому в "дальнем зарубежье" не был нужен, а отправляться на поиски нормальной жизни в Москву я считал не совсем разумным делом.

А в это время в тесном мирке друзей и коллег уже настойчиво шли таинственные перешептывания в курилках, засылка гонцов в Москву, походы по отделам кадров Аэрофлота и Трансаэро. Народ основательно собирался в Первопристольную и с недоумением смотрел на мой демонстративный "пловный" патриотизм.

Я еще некоторое время крепился и сопротивлялся напасти, но стадный инстинкт оказался сильнее. Подковерный водоворот поисков лучшей жизни захватил и меня. Впрочем, синица, она и в Москве лишь синица. Зато в руках.

И вот я в Москве.

***

Судьба распорядилась так, что мы с коллегами-изменниками родины нашли приют в компании "Сибирь", которая весной 2004 года приняла стратегическое решение отказаться от эксплуатации быстро устаревающих морально и прожорливых на топливо советских типов самолетов и перейти на Аэробусы и Боинги.

Начать решили с А310, которыми можно было без труда заменить Ил-86 на накатанных Сибирью маршрутах.

Соответственно, потребовались пилоты, инструкторы и кандидаты в начальники. Тут-то узбекские, казахские и туркменские пилоты пришлись как раз к месту.

Началось привычное уже переучивание на отлично зарекомендовавшем себя тренажере в Орли. Российские пилоты, пришедшие с Илов и Ту были точно такими же как и их среднеазиатские коллеги. Капитаны с переменным успехом давили в себе естественный гонор, вторые пилоты стеснялись проявить робкую надежду на улучшение жизни.

***

За первой Сибирской ласточкой на завод в Гамбург из Москвы прилетели трое. Высокий молодой кудрявый блондин Андрей Антоненко, пришедший в Сибирь с должности командира отряда А310 в Ташкенте, известный летчик-испытатель Александр Яблонцев и я.

Самолет на заводе прошел все проверки, необходимые после длительной и довольно безалаберной эксплуатации в Аэрофлоте. Заводчане по крупицам собрали раздрызганную аэрофлотовским АТБ документацию, долго и нудно выясняя какие же технические работы проводились и по каким бюллетеням. 

Нацпер свалил самолет лизингодателю, а там и трава не расти! Лизингодатель, может и пободался бы с нерадивым перевозчиком, посудился бы, повытягивал бы документы или хотя бы денежную компенсацию, но тут ему на радость "Сибирь" проявила к самолетам интерес и не проявила особой требовательности. Лизингодатель быстренько забыл про нерадивый АФЛ и взялся вбагривать старые самолеты новым пользователям.

В итоге, стараниями Сибирских и немецких инженеров, самолеты укомплектовали, проделали некоторые доработки, на которые в свое время Аэрофлот не обратил внимания, заменили скучные серовато-неопределенные интерьеры на веселенькие сине-голубые и выкатили готовый продукт на площадку перед ангаром. На фоне серого немецкого неба и серого бетона Гамбургского заводского перрона снежно-белый самолет выглядел великолепно!

Мы готовы были вылететь на родину хоть через час. Но заводчане несколько раз все откладывали окончательное подписание акта приемки. Устраняли какие-то мелкие недоработки. Экипаж, томимый бездельем, шатался по Гамбургу или, скучая, просиживал дни в заводском офисе.

***

Прошла неделя сибаритства за Сибирский счет. 

И вот, как-то под вечер, местный инженер нашел меня за чтением чего-то совсем не относящегося к полетам и поставил вопрос ребром:
- Самолет какой дальности полета нужен вашей авиакомпании?

Я пожал плечами. У компании и расписания-то для А-310 не было, а уж такие детали как максимальная потребная дальность полета и вообще в Сибирских кабинетах не упоминались.

- Ну, куда вы собираетесь на нем летать? - продолжил настаивать на своих таинственных вопросах инженер.

- А в чем проблема? 

- Мы никак не можем устранить течь топлива из дополнительных баков. Снимем бак, нальем в него топливо - не течет. Поставим на борт - капает. Похоже, в Аэрофлоте что-то молотком и напильником подгоняли, а теперь разобраться не получается.

- Это что за дополнительные баки? - искренне удивился я, не предполагая такой неожиданной опции в самолете.

- Два бака по шесть тонн. Они устанавливаются в задний багажник.

- Не могу сказать точно, но мне кажется, что на внутрироссийских маршрутах такая зверская дальность ни к чему. Основных сорока восьми тонн за глаза хватит слетать куда угодно, - предположил я.

- Давайте так, мы эти два бака заглушим, установим в багажник без подключения к системе, но уточнять этого в Акте не будем. Иначе вам придется оформлять их как перевозку опасного груза, а на это потребуется еще время.

- В чем же опасность пустого алюминиевого ящика?

- В документах он называется "Топливный бак", а это из категории опасных грузов. Вы их отвезете в Новосибирск, там их снимут и пусть они хранятся у них, раз вам большая дальность не нужна.

- А если вдруг понадобятся?

- Тогда ваши инженеры их установят. Мы им предоставим технологию, комплекты прокладок и прочий расходный материал. Ну что? Идет? - немец с надеждой заглянул в мои глаза.

- Звучит заманчиво! Давайте, я позвоню в Москву и узнаю, чего именно они хотят от самолета.

Трубку поднял засидевшийся допоздна летный директор Сибири Владимир Николаевич Объедков.

- Владимир Николаевич, вы куда планируете посылать А310 из Москвы? Ну, самый дальний маршрут? - озадачил я директора.

- Я думаю, пока самым дальним будет Иркутск. - уверенно ответил Объедков. - А что? 

- Да так, если хотите в Вашингтон или Лос-Анжелес, тогда самолет на заводе еще некоторое время побудет.

- Этого нам не надо! Пусть в Вашингтоны другие летают. У нас своя сеть маршрутов.

***

Утром следующего дня мы с Андреем облетали красивую белую птичку и перегнали ее в Домодедово. По дороге Александр Николаевич Яблонцев, отдавая дань требованиям Российских, а по сути советских еще документов, расписал мне проверки: летную и штурманскую, таким образом утвердив факт, что Россия доверяет свои самолеты не абы кому.

Эскадрилья А310 превратилась из виртуального летного подразделения, состоявшего из кабинетика с компьютером и сборной солянки из разношерстных летчиков во вполне настоящую эскадрилью со своим новым белым самолетом.