Как Ерёма с богами чай пил

Андрей Камю
Жил-был Ерёма. Упрямый был человек. И глупый. Каждый мог его облапошить. Но всем было лень обманывать такого глупого человека.
 
И вот однажды зимой на базаре добрый человек, купец, подозвал Ерёму.

- Подойди, Ерёма, выпей со мной горячего чая.

- Спасибо, конечно, но не могу без присмотра оставить свой товар. Бывалых людей много.

- Да ты не робей. Волка боишься, так и собака укусит. А все бывалые люди подо мной ходят. Вот шепну в самовар, чтобы не трогали твой товар, и никто не сунется в твою лавку.

Ну, раз такое дело, почему бы и не попить горячего чаю с баранками и двумя каплями медовухи. А пока пили чай, сосед и скажи Ерёме:

- Вот, Ерёма, я добрый человек, напоил тебя чаем. А в Поднебесье не то, что на тебя, даже на царя внимания не обратят.

Зацепило это Ерёму. И поспорил он с купцом, что поднимется в Поднебесье и выпьет с самим Ярилой. Купец сжал пудовыми кулаками ладошку Ерёмы, а служка разорвал. Но до этого купец сказал весомое слово:

- Ежели  выпьешь чаю хоть с последним служкой Ярилы и или Велеса, хоть с крысой поднебесной, дам тебе корабль с командой и шелков китайских. Ежели никто не станет пить с тобой чай, отдашь мне свою лавку, и будешь год служить мне.

Ерёма слова назад не брал и согласился. Так получилось, что в этот день морозный пошла к нему удача, и всё он продал, что было в лавке. Ещё жене и дочери подарки прикупил.

Пришёл Ерёма домой и стал собираться в дорогу. Родные в слёзы: на кого ты нас покидаешь? Ну, Ерёма и рассказал про спор. Жена слёзы вытерла, подарки приняла и сказала:

- Утро вечера мудренее. Ложись-ка спать.
 
Лёг спать Ерёма и видел счастливые сны, а жена сидела в горнице и смотрела, как кошка умывается.

- Кошка, кошка, ты везде ходишь, много слышишь. Как добраться моему мужу до Поднебесья? Как выпить чаю с Ярилой.

- Ох, глупый твой муж! – Промурлыкала кошка. – Вечно он спорит. Сдался ему этот Ярило. Но раз дело сделано, пусть идёт к Лукоморью. Там на Дубе ходит по цепи мой старший брат. Он вещун, он всё знает.

Поблагодарила женщина кошку, налила ей молока в миску и тоже легла спать. А утром и поведала Ерёме свой разговор с кошкой.
 
Ерёма кинул кошке кусок мяса.

- Когда поднимешься к Богам, поклонись три раза Месяцу-Ладо и Луне-Ладе. – Как бы, между прочим, промурлыкала кошка.
 
Поклонившись напоследок жене, дочери и кошке, Ерёма пошёл к Лукоморью.
 
Ох, не лёгкая это была дорога: не пройдёт по ней недотрога. Не стоит туда идти белоручке: останется только грязная кучка. Только кончились дома и поля, и дорога хорошая закончилась. Дальше пошли ухабы и рытвины, горки и пригорки, болотца и подлески. По ночам слышались рыки диких зверей, и пьяные песни разбойников. Но хранила судьба Ерёму, прошёл он невредимый до самого священного леса лукоморьего. Тут росли сосны-великаны; ели-в-другой мир-двери; тополя-стражи. Проходишь ежели через тополя с дурными помыслами, и очень тебе повезёт, если ни одна ветка на тебя не упадёт. Но чисты были помыслы Ерёмы, и ни одна тополиная ветка не упала даже поблизости.
 
Вдруг видит Ерёма: возник перед ним частокол из железных столбов. Ворота, тоже железные, были распахнуты. Вошёл Ерёма, а в ограде стоит избушка на куриных ножках. Не было в ней ни дверей, ни окон, по крайней мере, со стороны Ерёмы. Обошёл торговец два раза избушку, и всё один результат. Слышит шаги за спиной, спрятался за колодец. Видит Ерёма: Кикимора Болотная вошла и кричит зычным голосом:

- Ну-ка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!

Заворочалась избушка, заскрипела всеми углами и зарубками, и повернулась к Кикиморе передом. Враз и крыльцо появилось, и дверь сама открылась. Выскочила за порог Яга, и обняла Кикимору, уже поднявшуюся на крыльцо. Долго бы они обнимались и целовались, хотя виделись ещё вчера, а Ерёма не вытерпел и вышел из-за колодца.

- Вы уж меня извините, бабоньки, но не могли бы вы помочь страждущему путнику?

Старухи отскочили друг от друга, потянули носами и уставились на незнакомца.

- А ты кто таков будешь? Из каких краёв? – Зашипела баба Яга.

- Я – Еремей, Божий Кремень. Иду на Второе Небо, несу весть от Лета. Да вот беда, забыл дорогу: подскажите как Богу.

- Складно пашешь, Бог, только борозды не видно. – Промурлыкала Кикимора.

- А я сею семя не земное, а солнечное. Оно не от земли, а от Солнца силу берёт.

Вдруг и прямо перед ними Бог! Стали совещаться Кикимора и Яга. Надо помочь Бессмертному. А если это смертный, то не выдержит дальнейших испытаний.

Яга нырнула в избушку, а вышла уже с клубком в руке. Кинула она клубок и сказала:

- Вот тебе, Еремей, проводник. Доверяй ему как себе.

Поблагодарил Ерёма Ягу и пошёл за клубком, а тот возьми, и в колодец нырни! Без сомнений Ерёма прыгнул вослед. А вынырнул уже в ста шагах от Дуба.

Дальше клубок не покатился. Он успокоился под спокойным взглядом большого-пребольшого дракона. Один глаз сверлил клубок, а второй изучал Ерёму.
Убедившись, что оружия у пришельца нет, дракон принял скучающий вид. Он медленно осел на четыре лапы, словно кошка и, якобы, закрыл глаза.

- Что тебе надобно, смертный?

- Подняться по Древу до Поднебесья.

Дракон аж глаз открыл от удивления.

- Никто из смертных не поднимался  по Вековому Дубу к Богам.

- А я, Ерёма, поднимусь! – Гордо заявил торговец, выпятив грудь.

- Попробуй, но только отгадай три самых сложных загадки. Первая. Шёл я мимо, видел диво: висит котёл в сто ведёр. Вторая. Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет. А нагрянет холод зной – скинет с плеч её долой. И что ты даже с помощью богов с земли не поднимешь?

Ерёма почти в тот же миг отгадал эти загадки (а ты попробуй). Вздохнул дракон, но пропустил Ерёму. А клубок побежал обратно, к хозяйке.
 
Подошёл Ерёма к Дубу и стал думать, как же туда подняться? Вдруг слышит: кто-то песни древние поёт. Сначала золотая цепь появилась, а потом и сам кот Баюн вылез из ветвей. Два амурчика летели по краям и аккомпанировали коту на гитарах. Совсем не в ритм заиграли на гуслях русалки. Такая какофония могла длиться сутками. А если ещё гуси-лебеди присоединялись…. Всего этого Ерёма не знал, поэтому он грубо прервал столь замечательный концерт:

- Так, тихо, слушаем все меня! Сам Ярило позвал меня на чай. Если я опоздаю, пусть кара опустится на ваши головы!

Изумлённые музыканты перестали играть на своих инструментах, а Баюн сбился с ритма и тоже замолк.
 
- А кто тебе сказал, что к Престолу Поднебесному можно попасть именно по Древу? – Наконец спросил Ерёму вещий кот.

- Так твоя сестра сказала. – Ответил Ерёма.

- О, я мог бы донести тебя на своей спине, но от обязанностей своих мне нельзя отвлекаться более чем на час. Может Амурчики тебе помогут?

Амурчикам не надо было повторять два раза. Они подлетели к Ерёме, обхватили его под закорки и взлетели ввысь. Ох, тяжело им дался этот подъём, а Ерёма знай себе, посвистывал. Наконец, амурчики поднялись до самой вершины дуба, которая попирала второй небесный свод. В Поднебесье один Дуб образовывал вершиной целый лес. Амурчики проводили Ерёму до указателя, и испарились, даже не дождавшись благодарности.
 
Ерёма умел читать, но что было написано на указателе, так и не понял. Какая-то божественная тарабарщина. Что делать? «Пойду я до первого дворца, может, пустит кто!» - Подумал Ерёма и пошёл по левой дороге. Долго ли коротко шёл торговец, но дошёл до первого дворца. Судя по росписям на входных воротах, он стоял перед владениями Ладо и Лады. А вот и Боги, прекрасные в своей молодости. Они управляли движением Луны-Месяца. Ладо первый вышел встречать необычного гостя.

- Приветствую тебя, Еремей, Божий Кремень! – В словах Ладо слышался смешок. – Каковы же твои истинные намерения?

Ерёма не стал скрывать от Бога свою истинную цель и причину прихода, заодно передав привет от своей кошки.

В это время и Лада вышла. Переглянулись Боги, засмеялись и повели гостя в свои покои. Пока Лада расспрашивала, как живётся родной сестре Баюна, Ладо приготовил свой любимый чай. Сначала он лично обслужил гостя, потом свою жену, и, наконец, налил чай себе.

- А смогу я попить чаю с самим Ярилой? – Спросил Ерёма, отхлёбывая божественный напиток.

-Увы, Ярило отправился в дальнее странствие. Он не скоро приедет в родной Дворец. Но, ведь в условии спора было сказано, чтобы ты выпил чаю с любым слугой любого из богов. Можно сказать, что ты выпил чаю со слугами Ярилы. Ведь мы, действительно, его верные слуги. Так что ты выполнил все условия спора. И я думаю, что купец должен отдать тебе свой корабль. – Заметил в заключение Ладо.

- Как же мне доказать купцу, что я пил с вами чай?

- О том не беспокойся. Я лично явлюсь во сне к купцу и расскажу, как пил с тобою чай. А теперь Лада проводит тебя до опочивальни. Путь был долгий, и тебе надо отдохнуть.

И правда, как только голова Ерёмы коснулась подушки, страшная усталость навалилась на него, и путешественник провалился в сон.

А Лада говорила брату:

- А захочет ли Ярило отдавать свой корабль смертному?

- Хочет, не хочет, а боги не отказываются от своих слов.
 
Проснулся Ерёма от того, что жена его толкала в плечо.

- Вставай, родненький, весь город хочет тебя видеть.

Подскочил Ерёма, глядь, а спал-то он на сеновале. Ничего не поймёт торговец.

- Неужели я никуда не ходил?

- Ходил, родненький, ходил. Теперь ты не торгаш простой, а купец. Уже сам князь грамоту именную выдал купеческой гильдии.

Встал Ерёма, вышел во двор, и тут же подхватили его десятки рук, и поволокли к пристани, где покоился на волнах чудесный корабль именитого купца.

Сам купец ещё прежней ночью отплыл на небольшом кораблике в неизвестном направлении.

Так, не догадываясь, что купцом был сам Ярило, Ерёма стал знатным купцом.