Мотопутешествия по СССР

Александр Соханский
                Амундсен   Арсеньев   Атласов   Беллинсгаузен
                Беринг  Бомбар  Дежнёв  Колумб  Крузенштерн
                Кук   Кусто   Лаперуз    Лаптев  Нагаев   Нансен
                Невельский     Нобиле     Пири     Пржевальский
                Санников   Седов   Сенкевич  Скотт  Соханский
                Трёшников     Хабаров     Хейердал     Челюскин
                Чичестер Шеклтон  Шмидт Шокальский Шпаро


               
МОТОПУТЕШЕСТВИЯ ПО СССР. ИНФОРМАЦИЯ.

        Над заголовком страницы набран блок из фамилий знаменитых путешественников. Невнимательный взгляд и не заметит среди великих странников мою скромную фамилию, а если и заметит, то сочтёт за курьёз.
 
        А, впрочем, почему курьёз? Да, мои пути не проходили по безбрежным океанам, знойным пустыням и арктическим льдам. Это были обычные, давно изведанные автодороги, нанесённые на карты, атласы и туристские схемы, пройденные до меня миллионами водителей. Поэтому я всемирно не прославился новыми географическими открытиями, хотя кое-какую долю популярности в своём городе всё же имел. Мою фамилию не единожды упоминали в местной прессе, а как-то на организационном заседании даже предложили портфель председателя городского клуба автомототуристов (АМТ).
 
        И теперь, через призму времени, появляется чувство удивления. Удивления самим собой. Каждое мотопутешествие таило в себе огромный риск, который усугублялся тем, что практически все мотопутешествия я совершил в одиночку. Мотоциклист совершенно беззащитен от воздействия внешней среды и опасных дорожных факторов. Он как улитка без ракушки. Жара и холод, дождь и густая щебёночная пыль, предательские камни, колдобины и всяческие предметы на проезжей части, вероятность столкновения с неосторожными или неадекватными водителями, скользкое покрытие дороги, обрыв цепи на скорости, прокол колеса «на выстрел», «лихие люди» на дороге - вот далеко не полный набор сюрпризов, которые сулят мототуристу массу грозных опасностей на его неблизком пути. В любой момент путешествие может внезапно прерваться.
        И только Господу Богу ведомо, как удавалось возвращаться домой из дальних странствий и нешуточных переделок живым и невредимым. Но я и по сей день верен своему девизу: пока ходишь - надо ездить!

        Ниже помещён обзор лучших мотопоходов автора по Советскому Союзу. Чтобы отправиться в путь вместе с ним, достаточно навести курсор на адресную строку после названия путешествия и щёлкнуть на ней левой кнопкой мыши.

        Туристы - лучшая часть человечества!


        1. ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ  (пролог: http://www.proza.ru/2013/12/02/674)
        Не один десяток долгих зимних вечеров пришлось провести за письменным столом, распутывая мотоархивы многолетней давности, расшифровывая сокращения в путевых блокнотах. Приходилось пользоваться картами, атласом дорог, справочниками и энциклопедиями.  Было трудно, но безумно интересно.
        С пожелтевших страниц дорожных дневников вновь пахнуло в лицо июльским зноем и сентябрьской сыростью, бензином и пылью, всем тем, что называется романтикой дальних дорог.

        2. ПО СИБИРСКОМУ ТРАКТУ  (поехали: http://www.proza.ru/2013/12/06/650)
        Мотопутешествие в Татарстан по Сибирскому тракту, который, по словам А.П.Чехова, проехавшего по нему в 1890 году, является «самой длинной и самой ужасной в мире дорогой».
        Примерно в том же неизменном виде тракт оставался и в 1967 году, спустя 77 лет, когда автор предпринял по нему путешествие из Тюмени в Казань, к сестре на свадьбу. Путешественник наивно предполагал проскочить это расстояние в 1350 км за три дня, рассчитывая на асфальтовые шоссе. Но только 500 км пути оказались асфальтированными. Остальное – опасная щебёнка, разбитая грунтовка и зыбучие пески. К тому же, как на беду, грянули затяжные дожди. План "блицкрига" потерпел сокрушительный провал.

        3. ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ  (в путь: http://www.proza.ru/2013/12/10/710)
        У всех троих мотоциклистов через плечо алая лента с надписью «Тюмень - Севастополь». Трафарет с таким же текстом нанесён на переднем крыле мотоциклов. Сбоку к фаре прикреплены небольшие кумачовые вымпелы, трепещущие на ветру. На багажниках моторюкзаки и палатки.
        Внушительная экипировка и наш парадный вид привлекают внимание прохожих. О нас ещё напишут в газетах…
        Выслушиваем напутственное слово первого секретаря райкома ВЛКСМ и от здания райкома отправляемся в путь, протяжённостью 10 000 километров…

        4. ХОЧУ В ЛЕНИНГРАД (счастливого пути: http://www.proza.ru/2013/12/21/1017)
        Этот маршрут прошёл через стройку автомобильного гиганта ВАЗ в Тольятти и город детства Владимира Ульянова. Затем состоялась встреча с друзьями в Коврове, на родине моего мотоцикла.
        Короткая промежуточная остановка в Москве. И здравствуй, Ленинград, колыбель революции.

        5. ПУТЕШЕСТВИЕ ОТМЕНЯЕТСЯ (что такое - не везёт: http://www.proza.ru/2013/12/28/526)
        В отношение этого, фактически не состоявшегося путешествия, справедливым назиданием звучат слова великого полярного исследователя Руаля  Амундсена, который в своё время отметил: «Приключение – не более, чем следствие скверной плановой разработки, приведшей к тяжёлым испытаниям. В другом случае приключение – неприятное доказательство той истины, что ни одному человеку не дано предвидеть все случайности будущего».
        Автор вместе со своим мотоциклом оказался заложником эпидемии холеры в Волгограде.

        6. НА МОТОЦИКЛЕ ВОКРУГ АЗОВСКОГО МОРЯ (с Богом: http://www.proza.ru/2014/01/16/634)
        10.000 километров исколесил я в этом путешествии по дорогам Советского Союза и дни отпуска промелькнули как немыслимой плотности кадры кинохроники.
        По собственной воле и воле провидения оказался я участником необычайных событий и приключений, многие из которых не вызывали положительных эмоций.
        Я свёл к минимуму традиционные знакомства с красотами природы и чудесами архитектуры, не позволял себе особо углубляться в исторические исследования в пути.
        Просто я попытался увидеть сегодняшний день нашей прекрасной земли.

        7. КРЕПОСТЬ НАД БУГОМ (дорога войны: http://www.proza.ru/2014/01/22/590)
        На этот раз я направил колёса мотоцикла в Брест, крепость-герой на реке Буг.  История тех мест связана с героическими событиями Великой Отечественной: Москва, Смоленск, Минск, Брест…
        Я рассчитывал встретить на своём пути многочисленные памятники, мемориалы, обелиски – свидетелей победы над немецкими фашистами.
        Эти дороги привлекли ещё и тем, что где-то здесь в составе железнодорожных войск 1-го Белорусского фронта в далёком 44-ом воевал мой отец. В сохранившихся письмах с фронта упоминается город Б.  Может быть это Брест? Барановичи?
        Как всегда, на пути к конечной цели меня ждало множество приключений, препятствий и опасностей. Но страсть к неизведанному звала в путь.







        Александр Соханский,
                Тюмень, 2013





.