7. Жизнь овечья

Владимир Воронин 13
Ох уж эти овцы-бараны. Удивительные животные. Жрать хотят, орут, словно их режут. А когда их режут, молчат, как бараны. Действительно, Аллах создал эти существа на потребу человеку.
Джанибек долго жил на этом свете, долго управлял людьми. И помогал ему в этом не только природный ум и сообразительность, но и умение наблюдать.
Вся жизнь кочевника связана с животными. Наблюдая за ними, князь не переставал удивляться, как много общего у животных и у людей.
Вот, например, баран. Один баран - он и есть баран, глупая животина. Но этого уже не скажешь о стаде баранов.
Овцы в степи. Кажется, ничего необычного, привычная и знакомая многим картина. Но если присмотреться, то видно, что отара неоднородна.
Большинство животных, плотной массой, движутся по степи и стригут траву, пасутся. Молча и размеренно.
А по краям отары носятся самые беспокойные особи. Они доставляют лишнее беспокойство пастухам, которые стремятся сбить отару в одно целое, чтобы легче ей управлять.
А эти непоседы всё время ищут, где травы получше, посочнее. Нет чтобы жевать всё подряд, как другие. Уходят порой далеко, бывает, теряются.
Их немного, беспокойных. Но иногда они собираются в группки. Тогда отара, движимая стадным инстинктом, передвигается в направлении такой группки.
И, что удивительно, если овец не трогать, не пытаться руководить ими, то, рано или поздно, отара приходит к водопою. Сама. Никем не ведомая. А привели её к воде те самые безпокойные овцы.
Что самое интересное - вовремя привели, аккурат к полудню, когда солнце становится особенно жарким, овцы почти наелись и пора попить.
Иногда, опытные пастухи, запускают в отару овец козла. Это животное тоже стадное, но с более свободным поведением и явно лидерскими наклонностями.
Козёл сам выбирает дорогу, а овцы, повинуясь всё тому же пресловутому стадному инстинкту, послушно следуют за ним.
Козла можно выдрессировать, и он в одно и то же время будет приводить всё стадо в загон, получая за это своё законное угощение в виде зерна или морковки.
Проводя, пусть и не совсем корректные, параллели с миром людей, князь видел две основные формы правления: демократическую и авторитарную.
При демократии управление осуществляет группа довольно случайных, но очень активных голов. Достижение цели происходит, но путём хаотичного поиска во всех направлениях.
Беспокойные умы не всегда сами осознают, в том ли направлении идут, часто меняют курс, но рано или поздно приходят к воде.
Авторитарное управление более последовательно: лидер ведёт стадо, заранее зная, куда оно выйдет в конечном счете.
Но при этом он часто попутно решает свои частные интересы. Козла можно прикормить. Часто он сам ищет кормушку.
Князь умело манипулировал этими двумя способами управления.
Время от времени собирая курултай, он знал настроения активной части своего племени. Но решения всегда принимал сам. Когда нужно, маскируя их под мнение народа.
Простые овцы любят думать, что от них что-либо зависит. И не надо их лишать этого удовольствия без надобности.
Но с другой стороны, серая личность всегда нуждается в ярком лидере. Приятно идти за сильным. Вдвойне приятней думать, что сильный, за которым тянутся все, принял своё решение, основываясь на твоих советах.
Вот такая вот сложная, но простая система управления.
Овцам нравится, когда ими командуют козлы. И вряд ли было бы лучше, если бы командовали бараны.