Уникальный Икбол

Дмитрий Кашканов
Улыбчивый, по-негритянски кучерявый узбек Икбол Гайназаров приехал в училище из киргизского города Ош.

С необычным для рядовых курсантов рвением взялся за учебу. Дело у него пошло легко и быстро. И это, несмотря на бесконечные дергания то в наряды, то на работы. Икбол не корпел над учебниками, он как-то своеобразно быстро их прочитывал и потом, лежа на кровати, подолгу размышлял вслух, стараясь понять смысл информации, которую только что прочитал.

Первый раз Икбол обратил на себя внимание, когда ходил по общаге, заглядывал в комнаты и просил показать ему пачки стирального порошка. Недоумевая, что именно он хочет увидеть на коробке «Лотоса», ему показывали все имеющиеся запасы. Икбол смотрел на дно пачки и со вздохом возвращал ее удивленным владельцам.

- Что ты там высматриваешь? – интересовались курсанты.

- Кто-то в бане по ошибке мой порошок забрал. Хочу найти.

- Ты его что, пометил?

- Нет, просто номер запомнил.

- Специально номер запоминал? – удивлялись курсанты, глядя на десятизначный номер серии, отпечатанный снизу на коробке.

- Я только раз посмотрел и запомнил.

- Ты даешь!

В тот раз порошок Икбол не нашел. Наверно израсходовали и пачку выкинули.

Пришла пора сдавать экзамены по коммунистическим предметам. Каждый решал эту проблему по-своему. Кто-то вскапывал огород преподавателю, кто-то строил гараж, кто-то рисовал плакаты с призывами вождей для украшения коммунистических аудиторий, кто-то надеялся на Шару. Каждый готовился заранее и основательно. Только Икбол спокойно читал аэродинамику и художественную литературу.

- Не переживаешь за философию?

- Выучу.

- Два дня осталось.

- Завтра выучу.

- Гнуться на философов не пойдешь?

- Сказал же, завтра выучу, что мне на них гнуться?

- Ну-ну…

К вечеру следующего дня Икбол лег на кровать с толстенным синим учебником Марксистско-Ленинской философии. И начал достаточно быстро его перелистывать, периодически поднимая глаза к потолку. Пролистал весь учебник, закрыл. С сожалением взглянув еще раз на тисненую обложку, разделся, умылся и, не обращая внимания на свет настольной лампы и бормотание соседа по комнате, запоминающего Ленинские цитаты, уснул.

На экзамен в свежеукрашенный кабинет Икбол вошел, спокойно улыбаясь и с интересом рассматривая, пахнущие свежей гуашью творения прогибщиков, развешанные по стенам.

- Берите билет.

Икбол взял ближе всего лежащий к нему листок.

- Билет номер 23.

- Готовьтесь.

Через пятнадцать минут курсант был готов отвечать. Вышел к кафедре и прочитал с листка слово в слово как написано в учебнике. Преподаватель не видел даже попытки списывать. Курсант просто спокойно сидел за столом и писал. Но так по памяти написать невозможно!
 
- На дополнительный вопрос ответите? – решил подстраховаться философ.

- Конечно, - уверенным голосом ответил Икбол.

- Обоснуйте с философской точки зрения победу учения Марксизма-Ленинизма.

Икбол на несколько секунд закрыл глаза, открыл и, глядя в потолок, начал говорить словами учебника. Преподаватель на всякий случай внимательно посмотрел на побеленный потолок. Там текст отсутствовал. Тогда он ошалело уставился на свободно и даже с выражением декламирующего курсанта.

- Спасибо, хватит. С такими знаниями в партшколе надо учиться, а не в летном училище. Ну, да, я думаю, это у Вас впереди. «Пять», молодой человек!

Слух о необычном ответе по философии быстро разнесся по роте.

- Поделись шпорами, или хотя бы расскажи, как их такие незаметные делать.

- Пацаны, я не пользуюсь шпорами. Я вчера просмотрел учебник и запомнил его. Сегодня я представил оглавление, по номеру пролистал в голове до нужной страницы, сел и списал все, что там было написано. Потом прочитал с бумажки.

- Ладно заливать! А дополнительный вопрос как отвечал?

- Так же. Представил оглавление, нашел номер нужной страницы, пролистал учебник и прочитал вслух. Очень просто.

- Бабушке своей мозги крутить будешь. Не хочешь делиться, не надо, - обиделись товарищи.

Поверить в то, что такое возможно, было просто немыслимо.

Икбол закончил училище и уехал в родной Ош. Способности свои он не рекламировал и не развивал, просто пользовался по мере необходимости.