Совокупность обычаев составляет дух обще

Раиса Лебедева
          
        Читаю «Путь ко. спасению» Феофана Затворника – «указания упражнений».
«…Когда же бывает это, то оно переходит в постоянное правило, нрав, обычай, словно закон. Совокупность этих обычаев составляет дух того общества или круга людей, в коем утверждаются такие обычаи. Если исходище их хорошо, то и обычаи хороши, и общество хорошо. Если исходище худо, то и обычаи худы, и общество худо».
И еще:
б) очистить связи и сношения, оставляя спасительное и устраняя вредное, и определить поведение или обращение с людьми,
г) учредить порядок семейных дел, или вообще приспособление дома к духовной жизни.
Необходимо так сделать, чтобы все внешнее, с вещами, лицами, делами составляло около  как бы какую духовную атмосферу, питающую и созидающую, а не разоряющую».
А далее читаю:
«Напечатление истин – не то же, что их исследование. Здесь требуется только: уясни истину и держи в уме, пока срастворится с ним, без доводов, ограничений, один лик истины.
Потому легчайшим способом к сему законно можно почесть следующее: истины все – истины все в катехизисе. Каждое утро бери оттуда истину и уясни ее, носи в уме и питайся ею, сколько будет питаться душа – день, два и более, то же сделай с другою, и так – до конца».
Все наставления относятся к собственной душе, к собственному спасению. Почему же мы стараемся других исправлять, а не себя. В который раз убеждаешься – только личный пример дает истинный образец для подражания. Все наставления взрослых не соответствуют их личному поведению. Оттого и лукавство, и неверие в слово у молодежи.
Читаю иноков Каллиста и Игнатия:
«Если случится тебе когда-либо возмутиться, или иной раз, допустить какое-либо поползновение, и погрещить против чего подобающего: то тотчас надобно поправить это дело,  дугой ли кто тебя опечалил, или ты другого кого, поскорее умиротвориться; а для сего от жуши каяться, плакать и слезы лить, себя самого осуждая во всем; и таким образом укрепив себя на будущее время, внимать себе потом разумно».
И еще:
«В безгневии и кротости легко преуспеешь, если будешь все отклонять от себя, и душу подвигать  к любви, больше молчать, умеренно насыщаться пищею, и всегда молиться, как сказали святые отцы…»
И еще:
«Гневу узда – благовременное молчание; пожеланиям неразумным – умеренная еда; неудержимости помыслов – единомысленная молитва».
«Есть три добродетели, кои завсегда свет доставляют уму: ни в ком не видеть злонамеренности; претерпевать все находящее без смущения, и благотворить злотворящим. Эти три добродетели рождают другие три, большие их:
- невидение злонамеренности рождает любовь;-несмущенное перенесение находящего пораждает кротость;
-благотворение злотворящим стяжевает мир».
Все наставления святы отцов о воспитании своего личного духа, души. Внутреннего нового человека. Не в другом, а в себе…
Перечитываю сти «Русь-Душа» и с удивлением обнаруживаю четкое определение понятий, даны через стих. Я прошу Господа помочь мне жить  под солнцем в мире, счастье и любви.  И эти слова стоят рядом со словами – «щедрость души». Слова «хранить мужество» рядом со словом «бескорыстие». Слова «мир хранить» сочетаются со словами «бденьем, кротостью». И это есть «мудрость Божия»! А слово «мужество» рядом со словом честь – честность.
Т.е. мужественным может быть только честный, правдивый, праведный. А мужество сохраняется только в бескорыстии, патриотизме, ради других. А мир только бдением и кротостью обретается. Ради других – мир, ради других – мужество. И ради любви  Богу, ради любви к другим.
Ради других – и это есть щедрость души. Боже, помоги нам пребывать в бдении,избави от забвения. Помоги, Боже, всегда иметь узду гневу.
В слове патриот увидела слово – патер.
Патер – отец, папа. В энциклопедии:
Патримоний – греч. Наследственное родовое имущество.
Патриот – греч. Земляк, соотечественник.
Тот. Кто любит свое отечество, предан своему народу, родине (сов. Слов. Русск. Яз.)
А я думаю, что это слово имеет более тесную связь со словом патримоний, т.е. наследник родового имущества, отечества. И защищает наследие отцов.
Русь-Душа
Я под солнцем жить хочу
В мире, счастье и любви.
Мне былины донесли
Сказ о щедрости души.
Воин мужество хранил,
Защищал страну свою.
Бескорыстно он любил
Нашу землю русскую.
Красна девица-душа,
Мудрость Божия была.
Бденьем, кротостью она
Сохранить нам мир смогла.
Песню новую спою:
Воин наш убит в бою.
Беспробудным сном он спит.
И красавица-душа
В заточении сидит.
Русь-душа, восстань от сна
Подними с колен бойца.
Научи богатырей
Честь и мужество иметь.
И чтоб девица-душа
Снова мудрость обрела.
Чтоб береза белая
Снова символом была
Русской душеньки-души,
Убеленной мудростью.
Землю русскую свою
Нам воспели деды.
Воспоем ее и мы,
Тех народов дети.
2009г.