Тенцинг Норгей о покорении Эвереста 29 мая 1953 г

Виктор Бугаев
Ни англичане, ни я сам не хотели, чтобы великое событие было превращено в нечто мелкое и жалкое. И вот мы собрались    22 июня в канцелярии премьер-министра Непала и составили заявление, призванное положить конец всем разнотолкам. Один экземпляр, предназначенный для Хиллари, подписал я, другой – для меня, подписал Хиллари. Вот что написано в том экземпляре, который хранится у меня сейчас (Д. Р. Ульман. 1957. Тигр снегов – М.: Молодая гвардия.  – 272 с.):
     «29 мая мы с шерпой Тенцингом вышли из нашего верхнего лагеря на Эвересте на штурм вершины. Во время восхождения на Южную вершину то один, то другой из нас шли впереди. Мы перешли через Южную вершину и стали подниматься по предвершинному гребню. Мы достигли вершины почти одновременно. Мы обняли друг друга, счастливые своей победой; затем я сфотографировал Тенцинга с флагами Великобритании, Непала, Объединенных Наций и Индии.               
                Э. П. Хиллари»

Мы были равными партнерами,
Когда впервые поднялись на Эверест.
Мы не были ведущими-ведомыми –
Иначе нашим результатом стал бы крест.

Я никогда не буду утверждать,
Что мог бы покорить могучий Эверест один,
Но Хиллари стал позже намекать –
Он мог бы это сделать и без шерпов спин.

В одной мы связке шли и рисковали вместе!
Не ради Хилари…, а ради Эвереста и будущих людей!
Скажу я правду:  страховал партнера,
Не стал отталкивать… и стал «вторым».

И если то «позор», что я отстал от Хиллари на шаг,
Что ж, буду жить с позором этим – как сорняк.
Ведь Эверест так чист и не приемлет ложь.
Другого случая судьбы ни купишь, не найдешь.

Пока я жив… Но я умру на своем месте…
Весь верхний мир Земли лежал у моих ног,
Когда я был «вторым» на Эвересте!!!

                28 марта 2013 г.