Памяти Командарма

Владимир Хароший
                Памяти Командарма



         22 октября 2013 года ушел из жизни Командующий 40-й армии, бывший первый заместитель Министра обороны Республики Казахстан генерал-лейтенант Рябцев Анатолий Семенович. Да, именно ушел, а не умер или скончался, эти скорбные слова не подходят, не побоюсь этого слова, к личности генерала Рябцева.   
               
             За обыденностью повседневных дел и забот  мы не замечаем многих людей, событий и явлений, которые на многие дни и годы определяют нашу жизнь, жизнь наших детей, нашего общества, государства. Одним из таких людей и являлся генерал Рябцев. Роль генерала Рябцева в деле формирования и становления казахстанской армии,  обеспечения  безопасности государства проявляется  только спустя  многие годы.
       Рябцев Анатолий Семенович родился  12 июня 1941 года в городе Сальске Ростовской области. Его отец, ушедший на фронт  в первые  дни войны, погиб под Сталинградом. С детства мечтал быть военным. С отличием окончил Ульяновское танковое училище имени В.И.Ленина, окончил Военную академию бронетанковых войск имени маршала Советского Союза Малиновского и Военную академию Генерального штаба ВС СССР. В рядах Советской Армии последовательно прошел должности от командира танкового взвода до командующего общевойсковой армии.
         Именно к его личности подходит определение  «спокойствие - величайшее проявление силы». Своим спокойствием и уважительным отношением к людям он внедрял атмосферу доброжелательности и уверенности в будущем. Его авторитет был непререкаем и основывался не только на профессионализме, но и на чуткости, добропорядочности  в отношении к людям. Командиры воинских частей и соединений прибывали к нему на «ковер» не для нагоняя, а за помощью, советом.
       Именно благодаря этому высокопрофессиональному военачальнику и удивительному человеку, воинские части и формирования бывшей Советской Армии, дислоцированные на территории  Казахстана,  не дезорганизовались, не были растащены, не разворованы, а в полном составе, в соответствии с международными соглашениями и международным военным правом, стали основой формируемой армии независимого Казахстана.
       О  личном вкладе Рябцева А.С. в развитие и становление суверенитета, независимости и обороноспособности Казахстана станет ясно, если мы вернемся к событиям начала 90-х годов ХХ века.
       Рассматривая эти события, мы будем обращаться к тем «ярким» эпитетам  и оценкам последнего Командующего войсками Туркестанского военного округа генерал-полковника Кондратьева Г.Г. которые были высказаны в интервью обозревателю авторитетной  российской газеты «Комсомольская  Правда» весной 2012 года. Много интересного было сказано в этом интервью.  Бывший командующий ТуркВО очень сомневается в профессиональной компетентности и методах работы генерала Рябцева, считает изменой воинской присяге тот факт, что весной 1992 года генерал Рябцев направил телеграмму в штаб ТуркВО  об  отказе выполнять приказы командующего и подчинении только Президенту Казахстана Н.А.Назарбаеву. Возмущается тем, что генерал Рябцев препятствовал вывозу военно-технического имущества с территории Казахстана. Верхом недовольства бывшего Командующего войсками ТуркВО является обвинение в адрес  Командующего 40-й армии генерал-лейтенанта Рябцева в предательстве Родины и, более того, сравнение его с генералом Власовым. Да и само название этого интервью броское, кричащее: «Как Россия потеряла  40-ю армию».
         Чем же так «насолил» командарм 40-й армии Рябцев генерал-полковнику Кондратьеву, если, спустя 20 лет, каждая фраза Кондратьева наполнена желчью  и настоящей ненавистью?       Так что же произошло в 1991-92 годах, чтобы уважаемый человек, бывший заместитель Министра обороны России, выдвинул такие тяжкие обвинения против своего подчиненного, занимавшего в то время довольно высокий пост
      А произошло вот что. В 1989 году, в «расцвет» перестройки, перед официальным визитом Президента СССР в Китай, сокращается одно из крупнейших воинских объединений Советской Армии – Среднеазиатский военный округ. Сделали «красивый», абсолютно никем в мире неоцененный политический жест, но управлять - то более чем двухсоттысячной войсковой группировкой нужно! Вот и сформировали в кратчайшие сроки на базе штаба бывшего САВО штаб 32 общевойсковой армии во главе с 47-летним генерал-майором Рябцевым. В  истории  Вооруженных Сил Советского Союза  мало было общевойсковых армий с таким потенциалом, численностью и чрезвычайно выгодным геополитическим положением. Армия дислоцировалась на территории Казахстана и Кыргызстана, включала в себя все виды и рода войск, за исключением  ядерных, Военно-морских Сил и железнодорожных войск.
        Оперативное руководство армии было возложено на штаб Туркестанского военного округа, войска которого дислоцировались в Узбекистане. По своему потенциалу весь Туркестанский военный округ не дотягивал и до половины вновь сформированной армии под командованием генерала Рябцева. В 1990 году руководством Вооруженных Сил СССР по инициативе генерала Громова (последнего Командующего 40-й армии, воевавшей в Афганистане), для увековечивания памяти об этой армии, 32 общевойсковая армия переименовывается в 40-ю армию.
       Назначение в 1991 году Командующим ТуркВО  генерала Кондратьева совпало с тяжелейшим периодом развала Советского Союза и его Вооруженных Сил. По  командам, телеграммам и шифровкам, приходившим из штаба ТуркВО в Алма-Ату в штаб 40-й армии, можно было сделать вывод о целенаправленном развале войскового объединения, дислоцируемого в Казахстане. Давались команды на отправку запасов продовольствия, горюче-смазочных материалов, вещевого имущества и обмундирования, средств связи, автомобильной  и  другой техники в Ташкент, в  войсковые склады ТуркВО. Военный человек понимает, что изъятие материальных средств из неприкосновенного запаса воинских частей, заложенных на период военного времени, подрывает боеспособность войск. Параллельно командованием и службами ТуркВО фактически прекращается плановое обеспечение частей 40-й армии всеми видами довольствия.
         Генерал Кондратьев шлет и шлет шифровки с приказами в Алма-Ату на отправку неизвестно куда вагонов и автоколонн с материальными средствами. Именно в это время Анатолий Семенович Рябцев взял на себя ответственность в целях сохранения боеспособности войск армии не выполнять эти приказы. Что такое  отказаться выполнять приказы командующего округом и чем это грозит исполнителю, я думаю не надо объяснять. Это как минимум снятие с должности и увольнение, а открытое неповиновение грозило и уголовным преследованием. Именно на такой серьезный шаг  пошел «мятежный» Командующий 40-й армии генерал-лейтенант Рябцев А.С..
       Осенью 1991 года и зимой 1992 года у Председателя Комитета обороны Республики Казахстан Героя Советского Союза генерала армии Нурмагамбетова С.К. и Командующего 40-й армии генерал-лейтенанта Рябцева А.С. еще была  надежда на сохранение единого оборонного пространства и Объединенных Вооруженных Сил стран СНГ. Но различные центробежные силы не позволили сохранить налаженную систему военной безопасности стран бывшего СССР.
            
         7 мая 1992 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев  подписал указ о создании Вооруженных Сил Республики Казахстан. Казахстан последним, из республик бывшего СССР объявил о создании собственных Вооруженных Сил.
       Заслугой командарма Рябцева А.С. является не только отказ выполнять фактически мародерские приказы, но и сохранение золотого фонда любой армии – это офицеров управления армии, воинских частей и соединений. По его указанию и под его контролем проводилась разъяснительная работа с офицерами, прапорщиками, членами их семей. Особое внимание уделялось социальным нуждам военнослужащих отдаленных гарнизонов. Была дана команда на разрешение внеочередных отпусков офицерам, прапорщикам для посещения исторической Родины. Благодаря этой работе более 70% офицерского состава бывшей 40-й армии осталось служить в рядах Вооруженных Сил независимого Казахстана, которая по своему составу является многонациональной.
      Заслугой командарма Рябцева А.С. является и то, что в сложнейший период развала государственных структур СССР, он не допустил хищения боевой техники, оружия и боеприпасов.
       Любой гражданин, прочтя интервью генерала Кондратьева,  решит, что именно Кондратьев  «обеспечил» казахстанским ядерным оружием  Российскую Федерацию, что именно Кондратьев, беспокоясь о России, «обеспечил» ее новыми артиллерийскими  системами и другими военно-техническими средствами. А военный человек просто назовет эти заявления несостоятельными. Самое  главное - независимый Казахстан объявил себя безъядерным государством и не претендовал на ядерные средства СССР, находящиеся на территории республики. Никогда ядерные силы не подчинялись  командующему округом, даже воинские части, обеспечивающие хранение ядерных средств, имели прямое «московское», то есть центральное подчинение.
        Читая  интервью генерала Кондратьева, задаешься мыслью, как человек уровня командующего округа, мог, не ориентируясь в сложившейся обстановке, в только нарождающихся межгосударственных отношениях братских народов России и Казахстана действовать такими методами. А об уважении к Казахстану и его народу и речи не идет. Очень уж похоже интервью на набросок сценария очередного голливудского боевика, где наших космонавтов показывают в шапке-ушанке.
      Что собой представляет генерал Кондратьев как военный, он показал, это еще в 1993 году, когда лично руководил так называемой войсковой операцией по блокированию и обстрелу законно избранного парламента России. Кстати, немногие знают, что в ходе этой «так называемой» операции были десятки погибших военнослужащих  армейских и внутренних войск. Погибли они из-за обычной несогласованности и отсутствия взаимодействия; солдаты не знали, куда стрелять,  офицеры не знали, что делать. Это не  домыслы, а выводы российской прокуратуры, проводившей расследование  данных событий.
       Действия генерала Кондратьева  имели и другие последствия. Возникает целый ряд вопросов: откуда экипировка, оружие, средства ПВО, связи, боеприпасы советского производства у боевиков в Таджикистане и на Кавказе? Откуда у криминалитета стечкины, макаровы, токаревы, ручные гранаты и даже гранатометы? Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой - с армейских складов, арсеналов.  Это результат бездумных команд и несогласованных решений.
         К сведению уважаемого корреспондента «Комсомольской Правды» полковника Баранец, в Казахстане удалось не допустить вооружения  криминалитета за счет армии. А боевиков, как таковых, просто нет! Это достигнуто во многом благодаря деятельности  последнего командующего 40-й армии, бывшего первого заместителя Министра обороны Республики Казахстан генерал-лейтенанта Рябцева А.С., который внес  достаточно большой вклад в дело обеспечения и внутренней безопасности Казахстана. 
        Хотелось много написать об Анатолии Семеновиче как о человеке, о его ободряющей улыбке, о его любви к спорту, о его прекрасной семье. За пять лет совместной с ним службы, я не помню, чтобы он поднял на кого-либо голос, оскорбил, унизил, но он мог быть очень жестким. В каждом подчиненном, будь то офицер, прапорщик, солдат, он видел, прежде всего человека. Одним из  его высказываний было «Природу не обманешь – мы все,  чьи-то дети». Отцовское, бережное отношение к людям, основная черта личности генерала Рябцева. А какой он был человек, наставник, командир - мы прекрасно знаем. Ведь именно в такие переломные лихие годы и проявляются настоящие личности и  настоящие герои.
        Любимой фразой Анатолия Семеновича было  фраза «Честь имею»! И эту честь – честь настоящего офицера, человека, интернационалиста он пронес через всю свою жизнь!