Примечания к Челеби

Владимир Воронин 13
1 Мурад IV (1612–1640) – сын султана Ахмеда I, турецкий султан (1625–1640).

2 В 1657–1641 гг. крымским ханом был Бехадыр-Гирей I (ум. 1641), сын хана Селямет-Гирея.

3 Ибрагим I Дели (1615–1648) – сын султана Ахмеда I, турецкий султан (1640–1648).

4 Кара Мустафа-паша Кеманкеш (Стрелок из лука, ок. 1592–1644) – великий везир (1658–1644) в правление турецких султанов Мурада IV и Ибрагима I.

5 Эту пословицу следует понимать так: «Военный поход не оставляет у солдат ни охоты, ни времени на смуты и мятежи».

6 В переводе Хаммера указанно число казаков – 100 тысяч.

7 В переводе Хаммера добавлено: «…после 40-дневной осады».

8 Община Мухаммеда – мусульмане («мухаммедане»). Мухаммед (ок. 570–652);– араб, происходивший из Мекки. Религиозный проповедник, считающийся основателем мусульманской религии (ислама); согласно мусульманской богословной традиции – «величайший и последний» пророк.

9 Очаковский эйялет в ХVII в. был провинцией Османской империи. Значительная часть эйялета находилась на территории современных Украины и Молдавии. Главными опорными пунктами турок в эйялете были города-крепости Очаков, Бендеры, Аккерман, Измаил, Килия.

10 Кенан-паша коджа Гюджку (Большой Грузин, ум. 1659) – турецкий сановник в правление султанов Мурада IV и Ибрагима I.

11 В этом походе принимал участие не янычарский ага, а его кетхуда Хайдар-ага-заде.

12 Килисе (тур.) – христианская церковь. Килиседжик – церквушка.

13 Современный Таманский полуостров в недавнем историческом прошлом (до середины ХIХ в.) был архипелагом островов, отделенных друг от друга рукавами р. Кубани.

14 Чочка – от рус. «чушка» (свинья). Название косы Чушка, как именуется и поныне мыс Таманского полуострова, связанно с черноморскими дельфинами, которых местное население издревле называло «морскими свиньями». В бурную погоду волны во множестве выбрасывали дельфинов на песчаную отмель.

15 В переводе Хаммера есть такие слова: «…галеры и чайки здесь не могут использованы, ибо они имеют осадку пять футов, а глубина моря на пути от Балысыра до Азака не превышает 2–3 футов».

16 В переводе Хаммера после слов «племен Черкесстана» есть добавление «приписанных к кафинской губернии». Жане (жанэ) —адыгейское племя. К началу XIX;в. впоследствии беспрерывных столкновений с соседями-татарами было почти целиком истреблено. Остатки его слились с племенем натухайцев. Бузудук;– адыгейское племя бжедуг (бжьэдыгьу). В настоящее время бжедуги влились в адыгейскую народность. Потомки их говорят на бжедугском диалекте адыгейского языка. Болоткай – адыгейское племя. Можно предположить, что здесь речь идет об одном из самых сильных и могущественных адыгейских племен;— темиргойцах (кIэмгуй). Видными представителями княжеской власти у этого племени считались Болотоковы. От названия этой княжеской фамилии Эвлия Челеби и мог произвести название племени. В настоящее время темиргойцы влились в адыгейскую народность. Потомки их говорят на темирогойском диалекте адыгейского языка. Хатукай (хьатикъуай);– адыгейское племя, считалось одним из подразделений темиргойцев. Бедней — адыгейское племя Бесленей (бэсльний). Ныне беслемейцы влились в кабардинскую социалистическую нацию. Потомки из говорят на бесленейском диалекте кабардинского языка. Кабартай (кьэбэрдэй) – адыгейское племя. Здесь имеются в виду кабардинцы Большой Кабарды, расположенной на левобережной стороне Терека. На правобережной стороне находились поселения кабардинцев Малой Кабарды. В настоящее время кабардинцы проживают в Кабардино-Балкарской АССР и составляют единую социалистическую нацию. Таустан (или таусултан);— адыгейское племя. Речь идет о кабардинцах Малой Кабарды. Таустан (или Тасултаи) – родоначальник княжеского рода, имевшего самое значительное владение в Малой Кабарде.

17 Шамхал – титул крупнейшего феодального правителя в Северном Дагестане, главы кумыкской земли, имевшей резиденцией Тарки (близ Махачкалы). С шамхалами тарковскими постоянно соперничали кумыкские феодалы, резиденцией которых была крепость Эндери (ныне Андрейоаул на р. Акташ в Хасавьюртовском районе Дагестанской АССР).

18 В переводе Хаммера есть дата начала осады Азова – 21 шабана. Если, основываясь на нашей гипотезе датировки времени отправления турецкого флота из Анапской гавани, предположить, что и здесь нужно читать название месяца не шабан, а сафар, то датой начала осады крепости будет 21 сафара 1051г.,
т.е. 2 июня 1641 г.

19 Помощь из Анатолии пришла по Хаммеру, 25 шабана, т.е., видимо, 25 сафана 1051;г., что соответствует 6 июня 1641 г.

20 В переводе Хаммера имеется добавление к перечислению военной помощи турецкому войску под Азовом: «…200 алайбеев, займы и тимариоты, которых вместе с их джебели было 47 тысяч человек».

21 В переводе Хаммера говорится о том, что крымский хан выставил караулы не из крымского, а из ногайского войска.
Улу-ногай – большие ногаи. Основная часть Ногайской орды, оставшаяся после того, как в конце 50-х годов XVI в. она распалась на две части – Большую и Малую орду. Во главе Большой орды был тогда князь Исмаил (ум. 1565), в кровопролитной междоусобной борьбе нашедший поддержку у Русского государства. Большая орда кочевала в низовьях Волги, по левой стороне. Под угрозой наступавших с востока калмыков, ногайцы Большой орды в 1613 г. ушли за Волгу и кочевали между Волгой и Донцом. В 1616 г. они вернулись на места прежних кочевий, но в 1654 г. наступление калмыков вновь вынудило их уйти за Волгу. Там Большие Ногаи объединились с Малыми и стали совершать совместные набеги на русские окраины. В 1656 году крымский хан заставил их переселиться в Крым. В 1659 г., после того как в 1657 г. донские казаки захватили Азов, часть ногайцев Большой орды вернулась в междуречье Дона и Волги и дала присягу в верности русскому царю. В 1642 г. уже большая часть орды покинула крым и перешла в русское подданство.
Кечи-ногай – малые ногаи. Со второй половины XVI в. ногайцы Малой орды во главе с Казы-Мирзой (ум. 1577) обосновались между кабардой и Азовом в номинальном подданстве турецкому султану, а фактически – в крымском подданстве. Позднее многие мирзы Малой орды породнились со знатью ряда черкесских и кабардинских племен. С середины XVII в. Малая ногайская орда делилась на две половины – Уракову и Касаеву.
Шейдяк-Ногай – ногайцы Шейдяка. Ногайский князь Шейдяк был дедом основателя Малой орды Казы-мирзы. Но здесь, вероятнее всего, речь идет о сыне князя Большой орды Ур-мамбета – Шийдяк-мирзе, современнике Эвлии Челеби.
Урмамбет-ногай – ногайцы Урмамбета. В русских источниках Урмамет – князь Большой орды (90-е годы XVI в.), родоначальник мирз Урмаметовых.
Именно мирзы Урмаметовы не вернулись в русское подданство после 1659 г., оставшись в Крыму.
Ширин — первый из четырех древних и знатных татарских родов, военно-феодальная знать которого – карачеи – играли видную роль в жизни не только ногайцев, но и крымских и, в прошлом, казанских татар. Карачеи — вожди четырех знатнейших родов, были непременными участниками церемонии восшествия на престол (поднятия на ковре) нового крымского хана.
Мансур;– знатный татарский род. Возвышение его в Крыму началось с первой половины XVI в. В начале XVII в. этот род уже вошел в состав родов четырех карачеев, среди которых он занял четвертое место.
Седжеут – знатный татарский род. С первой половины XVI;в. крымские ханы уравняли его в правах и привилегиях с четырьмя карачеями, поставив его на пятое место. В начале XVII в. он занял уже третье место среди четырех карачеев. Манкыт, или мангыт,;– название одного из племен ногайского народа мансур, откочевавшего в Крым в начале XVI в.
Накшуван, дженишке, бат, ор – названия татарских отрядов, выделенных соответствующими городами. Известно, что Нахшуван – турецкое название крымской Нахичевани. Беженцы из кавказской Нахичевани еще в раннем средневековье основали поселение под тем же названием в Крыму у подножья горы Чатырдаг. В 70-х годах XVIII в. армянские купцы и ремесленники (особенно славился их «накшуванский булат») крымской Нахичевани переселились на территорию Русского государства. И тогда они обосновались в устье Дона. В настоящее время эта «русская» Нахичевань является составной частью города Ростова-на-Дону. Дженишке;– современный Геническ, Ор – Перекоп. Бат, вероятно,;– искаженный этноним Тат. Татами татары называли христианское население Тат-Элийского санджака кафинского эйялета (горного района между Судаком и Старым Крымом);– греков и армян, имевших ограниченное самоуправление. Следовательно, приведенное перечисление нужно понимать так: татары нахичеванские (если только это не армяне).
Уланами (огланами, т.е. сыновьями) в крымском ханстве назывались феодалы высшего ранга, князья династической крови. Как  правило, это были карачеи, породнившиеся с правящей династией Гиреев путем женитьбы на ханских дочерях. Словом бардак (или бадрак) Эвлия ЧелеБи обозначает всех подданных крымского хана. Слово дарак (или тарак) обозначает трезубец. Родовая тамга;– герб Гиреев;– рисовалась в виде трезубца. Сочетание бадарак можно осмыслить как «с трезубцем», т.е. «трезубные» (династии Гиреев) подданные. В применении к данному случаю татарские отряды улан и бардак могли обозначать войска родовых князей и личную гвардию хана.
Перечисляемые затем имена вождей ногайских племен часто встречаются в русских источниках середины XVII в.
Арсланбек-мирза из Касаевой половины Малой орды, сын Каспулат-мирзы, внук Касая – князя половины Малой орды (середина XVII в.).
Чобан-мирза из Большой орды, сын Уразлы-мирзы, внук Ураковой половины Малой орды, сын Кан-мирзы;
Навруз-мирза из Касаевой половины Малой орды, сын князя Касая.

22 Эвлия Челеби очень часто сравнивает крепости, окутанные дымом и пламенем от залпов крепостных орудий и ружей их гарнизонов, с птицей саламандрой в огне Немруда. Такое сравнение дважды подчеркивает безвредность этого огня для самой крепости. Птица саламандра, или птица феникс – мифическая птица. Которая после сожжения возрождается из собственного пепла. Огонь Немруда;– по библейскому преданию, громадный костер, разведенный по приказу правителя древней Месопотамии, строителя Вавилона – Немруда.
Когда в этот костер был брошен пророк Авраам, огонь не только не причинил пророку вреда, но, напротив, превратился в дивный сад.

23 О гробнице (тюрбе) Йогуртчу-баба см. т. VII «Книги путешествия».

24 Здесь Эвлия Челеби перечисляет три основных рукава Дона, которые в настоящее время называются: Мертвый Донец, Старый Дон и Каланча. Остров Тимурленка в устье Дона, на котором находилась какая-то старая разрушенная крепость и который Эвлия Челеби называет также островом Пяти холмов, скорее всего, был расположен в районе станицы Елизаветинской. Там находилось древнее городище и множество курганов V–III вв. до н.э. (Т.Н. Книпович. Опыт характеристики городища у станицы Елисаветовской по находкам экспедиции ГАИМК в 1928 г.;– ИГАИМК. Вып. 104, 1955, С. 111–201).

25 В переводе Хаммера указано число убитых казаков – более 1000 человек.

26 Ферхад – герой восточных легенд, во исполнение желаний своей возлюбленной Ширин прорубивший скалы.

27 В 1613–1645 гг. русским царем был Михаил Федорович (1596–1645) первый царь из династии Романовых.

28 В переводе Хаммера говорится о 20-тысячном войске «московского короля».

29 Средневековые восточные авторы, степью Хейхат (или Кыпчакской), называли огромные пространства южно-российских степей. В русских источниках за этими территориями закрепилось название Дикое поле.

30 Под Мохачем (на юге Венгрии) в 1526 г. произошло сражение между войсками турецкого султана Сулеймана II и венгро-чешской армией. Турки одержали победу, в результате которой ими была захвачена часть Венгрии.

31 В переводе Хаммера говорится о 3 тыс. казаков.
 
32 В переводе Хаммера говорится о 1600 пленных.

33 В переводе Хаммера говорится о том, что за каждую голову выдавалась расписка на 100 пиастров.

34 В переводе Хаммера говорится о том, что в казну было сдано имущество 700 убитых янычаров, а всего было убито 1200 мусульман.

35 День Касыма – праздник, заимствованный турками из христианского календаря. Дата его соответствовала дню св. Дмитрия – 8 ноября (26 октября по ст. ст.). День этот знаменовал начало зимы. После дня Касыма все сухопутные и морские войска должны были прекращать военные действия и уходить на зимние квартиры. Начинать военные действия можно было только после дня Хызырильяса (соответствовал дню св. Георгия) – 6 мая (23 апреля по ст. ст.).

36 В переводе Хаммера говорится о 70 тыс. регулярного войска и 200 тыс. всадников.

37 В переводе Хаммера говорится о ценных вещах, шубах, богатых одеждах и т.п.

39 Крымские ханы возводили свой род к монгольскому хану и полководцу Чингисхану (ок. 1155–1227).

40 В переводе Хаммера указывается число казаков-перебежчиков – 70 человек.

41 Хорос-Керман (Петушиную крепость) Эвлия Челеби описывает в гл. VII.

42 В переводе Хаммера содержится добавление: «…а мальчик – за 6 пиастров».

43 Порог, или Порог Благоденствия, – одно из обозначений Стамбула, резиденции турецкого султана, столицы Османской империи.