Юбилей, который не заметили в Чите

Геннадий Жеребцов
Послесловие к 290-летию старейшей в Сибири школы в селе Нерчинский Завод

Парадокс: мы привычно отмечаем даты различных учреждений в 5 или 10 лет, и на этом фоне совершенно не замечаем гораздо более существенные юбилеи, связанные с историей не только Забайкалья, но и всего Российского государства.

РЕЧЬ идет о школе - старейшей в Сибири. Она расположена в селе Нерчинский Завод и ведет отсчет своей истории с 1723 года. В честь этого неординарного события в День учителя на фасаде здания современной школы была открыта мемориальная доска.

Забайкальцы бережно хранят память об истории старейшего сибирского города Нерчинска, но, к сожалению, забывают о былом величии Нерчинского Завода. А ведь именно он на протяжении XVIII-XIX веков был центром Нерчинского горного округа, а значит, экономическим, научным, образовательным центром Забайкалья. Применительно к Нерчинскому Заводу можно с уверенностью говорить, что там добыли первое отечественное серебро, были открыты первые в Забайкалье горная школа, горное среднее училище, музей, библиотека, обсерватория, аптека, госпиталь, театр…

Пожалуй, в XX веке единственный исследователь Забайкалья - Евгений Петряев, опираясь на архивные документы и другие источники, с большой любовью писал о славном прошлом Нерчинского Завода. Книги Петряева давно стали библиографической редкостью. Наступила пора и современникам внести свой вклад в изучение и популяризацию истории Нерчинского Завода - одного из “культурных гнезд” Забайкалья, по выражению Е. Петряева. Юбилей школы был инициирован краеведом, хранителем и защитником истории завода Р.Г. Федотовым, администрациями района и села, коллективом средней школы.

Необходимость в подготовке грамотных специалистов, которые могли трудиться в горно-рудной промышленности Забайкалья, в том числе на первом сереброплавильном заводе, принадлежала сподвижнику Петра I -  Василию Никитичу Татищеву. В то время он был назначен управляющим горными заводами Сибири и Урала. Уже в начале своей деятельности он осознал, что развитие образования в промышленных районах - важнейшая государственная задача.

По инициативе Татищева были открыты четыре начальных общеобразовательных школы для детей рабочих и служащих казенных заводов Урала. В 1721 году он разработал “Наказ шихтмейстеру Т.М. Бурцеву”, позже “Инструкцию о порядке преподавания в школах при Уральских казенных заводах”, проект Горного устава о порядке работы казенных заводов, одна из глав которого посвящена обучению учеников, ” дабы оные впредь на серебряных заводах в службу удобны были”. Фактически В.Н. Татищев стал первым в России автором научных педагогических работ, на основании которых развивалось не только специальное горное, но и общее образование.

Имеющий опыт горного образования на Урале, Т.М. Бурцев был отправлен на службу в Забайкалье в должности комиссара (начальника заводов). Прибыв в село Нерчинский Завод (Аргунск) в 1723 году, он сразу же открыл здесь школу. В числе первых учителей были Дмитрий Чертков и Сергей Чернильщиков, направленные Бергколлегией. Уже в 30-е годы XVIII века в школе преподавали чтение, письмо, арифметику и геометрию.

Процесс обучения, программа и количество учащихся в Нерчинско-Заводской школе существенно изменились к середине XVIII века. Это связано с появлением на Нерчинских заводах нового начальника Н.Г. Клеопина. В то время в школе учились дети служащих, солдат, сироты, которым полагалось казенное содержание. Дети состоятельных родителей находились на их содержании. Во второй половине XVIII века Нерчинскими заводами руководил двоюродный брат великого русского полководца Василий Иванович Суворов. Количество сереброплавильных предприятий в это время значительно увеличилось. Нерчинско-Заводская школа стала Главной горной средней школой на правах училища, в селе Нерчинский Завод в то же время открылась еще одна школа. В переводе на современную терминологию, ее можно считать начальной. Такие же школы (начальные) уже были созданы при Дучарском и Шилкинском заводах, Горнозерентуйском и Благодатском рудниках.

В 60-80-х годах XVIII века Нерчинский Завод фактически был центром горнозаводского и общего образования в Забайкалье. Здесь одновременно обучались от 500 до 600 мальчиков, выходцев из всех сословий. Обучение было не только массовым, но и бесплатным. Дети получали жалованье, одежду, продукты, учебники и письменные принадлежности. Горная власть понимала, что только на таких условиях родители согласятся отдавать детей в школы, потому что мальчики шести-семи лет в некоторых семьях были уже работниками. Крайне бедственное материальное положение горнозаводских рабочих заставляло родителей отдавать детей на работу в шахты и рудники. Дети состоятельных родителей могли продолжить образование в первом в России высшем техническом учебном заведении - Петербургском Горном училище, открывшемся в 1774 году.

В числе учителей Нерчинской горной школы выделялись особой образованностью Александр Матвеевич Карамышев, учившийся в Московском и Упсальском (Швеция) университетах, и ученый-путешественник Эрик Густавович Лаксман, способствовавший созданию минералогического музея при школе. Программа Главной Горной средней школы включала иностранные языки: (немецкий, латинский, французский), арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, почти все общеобразовательные и специальные предметы. Ее программа мало отличалась от того, чему учили в Петербургском Горном училище. Фактически на восточной окраине Российской империи был создан своеобразный центр специального профессионального и общего образования, который способствовал экономическому развитию региона.

Проводя реформу народного образования, императрица Екатерина II рассчитывала, что уездные училища и новые школы заменят специальные учебные заведения, поэтому приказала сохранить Главную Горную среднюю школу, сократив количество учеников до сорока, и закрыть начальные школы на заводах. Начальник Нерчинских горных заводов Егор Егорович Барбот-де-Марни на свой страх и риск распорядился одевать оставшихся учеников за счет казны и восстановил выплату жалованья ученикам, как это было во времена В.И. Суворова, но в 1789 году распоряжение Екатерины II было выполнено. Уже в начале XIX века начался кризис серебродобывающей промышленности, усиленный кризисом горнозаводского образования. Дефицит специалистов-руководителей среднего звена, отсутствие грамотных и квалифицированных рабочих тормозили развитие горной промышленности Забайкалья.

В первой половине XIX века в Забайкалье появились уездные училища, а также специальные учебные заведения: Нерчинское духовное училище, Кяхтинское училище китайского языка, русско-монгольская школа, начальные училища. Вновь возрождалось и горное образование. В это время в Нерчинском окружном горном училище преподавали выдающиеся горные инженеры: Т.С. Бурнашев, А.И. Кулибин, И.И. фон Фриш, С.П. Татаринов, М. А. Злобин, Е.Г. Чебаевский, И.Н. Ковригин, А.Н. Таскин, Ф.И. Бальдауф. Благодаря их деятельности в 20-40-е годы XIX века горнозаводское образование вновь пережило период расцвета. Обучение в Нерчинском горном училище оставалось всесословным, доступным, бесплатным; процесс обучения — наглядным, а теоретическая подготовка сочеталась с практическими занятиями.

В середине XIX века наступил кризис серебродобывающей промышленности Забайкалья, и Нерчинское горное училище утратило статус среднего специального заведения. В 1861-1864 годах оно по личной инициативе начальника заводов И.Е. Разгильдеева было превращено в низшее трехклассное училище. Позже, в середине 60-х годов, вновь восстановлен статус среднего специального учебного заведения, в 1903-м оно было передано в ведение Министерства народного образования России.

Важным для истории Нерчинского Завода стало решение об открытии реального училища и строительстве здания для него. Кабинет Его Императорского Величества поддержал идею и оказал финансовую поддержку (3060 рублей), мотивируя тем, что новое учебное заведение должно стать “достойным заместителем Нерчинского горного училища”. В таком виде оно дожило до советского времени, превратившись с 1923 года в среднюю школу.

ЭТИ СОБЫТИЯ изменили статус учебного заведения, но отнюдь не умалили его значения для села и района. Школа продолжала оставаться одним из важнейших центров просвещения. Учителя Нерчинского Завода были инициаторами и вдохновителями многих замечательных дел. Например, учитель истории Василий Анисимович Уткин, увлеченно изучавший прошлое Приаргунья, в середине прошлого века создал в школе исторический кружок и музейный уголок. Школьники под его руководством собирали различные экспонаты. К 1955 году им удалось собрать неплохую нумизматическую коллекцию. Идею В.А. Уткина поддержали другие педагоги. В 1963-м группа учителей, возглавляемая Алексеем Васильевичем Чащиным, выступила с идеей создать краеведческий музей. Был организован сбор экспонатов с помощью односельчан и активистов-комсомольцев. В итоге в 1970 году в Нерчинском Заводе был открыт краеведческий музей, который существует и поныне.

В то же время учителя занимались пропагандой здорового образа жизни. При школе имелась лыжная база — около 400 пар лыж, занятия лыжным спортом носили массовый характер. Спортивные достижения школьников в разных видах спорта стали гордостью не только школы, но и всего района. В начале 2000-х годов под руководством Р.Г. Федотова здесь работал археологический кружок. С помощью учителя дети осваивали научную методику археологических раскопок. Результаты их исследований и сегодня представляют интерес для ученых.

Об истории школы рассказала во время юбилея ее сегодняшний директор Вера Михайловна Березова, а на экране мелькали портреты учителей и школьников разных лет.
Сейчас, когда Дом культуры почти разрушен, местный музей переживает не лучшие времена, а в школах окрестных сел не хватает специалистов, Нерчинско-Заводская школа фактически является базовой в районе. Это единственный очаг культуры в удаленном от краевого центра уголке на границе с Китаем. Местные школьники занимаются живописью, музыкой, участвуют в театрализованных представлениях. В школе есть актовый зал, где проводятся концерты, торжества, собрания. К сожалению, ребятишки редко выезжают в соседние районы, не говоря уже о Чите, Нерчинске. У школы до сих пор нет своего автобуса.

Сегодня школа участвует в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования на муниципальном уровне. Живет здесь и давняя традиция — углубленное преподавание математики, словесности, иностранных языков. В школе трудятся 35 учителей. Многие из них награждены краевыми и государственными наградами. Учителями высшей категории являются Т.В Лаптева и Н.Г. Шестернина. Последняя в 2006 году становилась победителем в конкурсе лучших учителей России. Около 50 лет работает в школе учитель русского языка и литературы А.И. Изерская, кавалер ордена “Знак Почета”, “Отличник народного просвещения”. Десять лет она является заместителем директора по научно-методической работе, руководит Научным обществом учащихся.

Педагогический коллектив ответственно и творчески решает вопросы обучения и воспитания. Выпускники школы успешно поступают в вузы не только Читы, но и Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока. Вековые традиции горнозаводского бразования не утрачены.

К сожалению, объем газетной статьи не позволяет шире рассказать о воспитательной, научной работе с учащимися, о детском творчестве.

Своеобразным брендом школы является многолетнее изучение богатейшей истории Нерчинского Завода, сбор и описание экспонатов, проведение археологических исследований. Пока работают такие школы, будет развиваться и Забайкальский край.

В честь юбилея школьники подготовили большой праздничный концерт. Первое отделение - театрализованное представление Т.В. Лаптевой по книге “История горнозаводского образования в Забайкалье (XVIII-XX в.)”. На сцене в ролях выдающихся государственных деятелей, учителей, рудознатцев выступили учителя и школьники. Зрители увидели В.Н. Татищева, Т.М. Бурцева, В.И. Суворова, Екатерину II. Апофеозом концерта, который завершил юбилейные мероприятия, стало исполнение гимна на слова учительницы С.И. Бородиной и музыку главы администрации села В.К. Лопатина.

А, может, еще не поздно вспомнить ответственным лицам из министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о старейшей в Сибири школе, ее славном прошлом и подающем надежды настоящем. Юбилейный год-то еще не завершился.

Татьяна КОНСТАНТИНОВА,
кандидат исторических наук.
Геннадий ЖЕРЕБЦОВ,
председатель Читинского клуба краеведов.
Алексей МЯСНИКОВ,
краевед, журналист.