Глава 12. В начале - уже есть финал!

Ольга Изборская
         ВРЕМЯ А.Дюма: НАЧАЛО РОДОСЛОВНОЙ

"Возвратясь, я нашел у себя Письмо от Мари:

Почти уверенная в его помощи, она писала ему.

"Месье! В вашем мире все иначе, чем здесь! Для вас, рожденного во Франции, где нет недостоинства из-за законности или незаконности рождения, где императором становится не француз, а гениальный корсиканец!

 Где важна сама подаренная Богом жизнь!

 Я, рожденная с французской кровью, прошу Вас составить счастье моему будущему ребенку, стать его покровителем и защитником!"

Остальное содержание письма мы сократим из скромности, оставив только суть.

Она не хотела даже сообщать о ребенке своему мужу, из-за опасности для ребенка - обратного переезда и слабости своего здоровья.

 Она боялась умереть.

 Она надеялась, что именно здесь она благополучно родит ребенка, и, не только останется жива, но и выздоровеет.

Ведь считают же, что роды полезны для здоровья!

А будущую жизнь ребенка она возложила на, единственные в мире, плечи гиганта и добряка, покровителя многих и имеющего многих покровителей, как самого блистательного авантюриста в мире.

Как загорелись его глаза!

 Ему это так понравилось, что он вызвался дождаться в Астрахани рождения ребенка и отвезти его, впоследствии, в ближайший монастырь, для возрастания в сухом климате, чтобы "не могло в нем случиться чахотки".

 И еще он надеялся написать об этом новый и, удивительный по интриге, роман: "Французский крестник в России"

Так было решено предварительно.

 Но ребенка надо было вначале окрестить.

 И француз вызвался в реальности быть "крестным отцом".

 – Обдумав все дело, он решил, что шум с его отцовством будет слишком велик, а иметь крестника – дело совершенно обычное даже для великих писателей!

 Церковь всегда имеет не только духовные, но и мирские цели, особенно для тех, кто "не боится, прикрыть флером святости,человеческие страсти".

А, утвердившись в знании, что супруг этой молодой особы – талантливый писатель - он разразился великолепными фразами – о том, что он становится крестным отцом молодой русской литературы нового века!

Тем не менее, крещение постарались скрыть от общественности.

 И сам Дюма был настолько деликатен, что ни одним словом не обмолвился об этом в своих заметках, впрочем, эта деликатность была всегда ему свойственна!

В центре города была огромная красивая церковь, и Дюма посетил ее предварительно, якобы с целью ознакомления с русской религией.

 Дюма подошел к настоятелю, и, оказалось, что он знает французский язык, что сильно изумило гостя.

Он любезно поведал священнику о своем изумлении и долго, и весело, с ним разговаривал.

Диалог казался со стороны странным: Дюма веселился, а батюшка был очень серьезен и часто ему возражал… или поправлял, что тоже вызывало веселье француза.

Особое внимание батюшка обратил на следующий вопрос, он повторил его несколько раз, в разных вариантах, боясь, что гость не совсем точно понимает его:

- Вы хотите стать крестным отцом, при этом вы уверены, что вы – не реальный отец ребенка?

Дюма весело расхохотался:
- Дети, на мой взгляд, – произведение Божественное – и реальные родители только служат Богу, зачиная ребенка.

- Вы знаете, что нельзя реальному отцу быть еще и крестным?

Наконец, они пришли к согласию. Батюшка благословил всех и сказал, что пришлет пономаря, когда все устроится.

Крестины произошли глубокой ночью. На окраине города нашли небольшую церковь, француз приехал на крестины в маске и парике, совершенно повторяя действия своего графа.

Крестной мамой стала сестра Мари, которой тоже было лестно сродниться с таким великим писателем.

Ребенка вернули матери. Она наняла кормилицу – казачку, и та кормила его.

 И француз, и батюшка изредка наведывались к новорожденному.

В ноябре французу дали,наконец, сопровождающих, и он должен был отправиться в путешествие: сначала вдоль побережья, а потом - по Кавказским горам: через два знаменитых селения: Кубачи и Ахты – (во втором находилась большая русская крепость) и далее, до Гимринского хребта, и большого укрепления Темир-Хан-Шура, а оттуда Тарки, Дербент, крепость Баку, г. Шемаха, Елизаветполь – в Тифлис и – через Поти кораблем – в Константинополь и во Францию.

Он пригласил с собой батюшку, который обещал устроить ребенка в безопасном месте в монастырь, а потом сообщить об этом матери. Кормилицу тоже хотели взять, но та не захотела оставить своих детей.

Перед самой дорогой они наняли лезгинку, она должна была кормить ребенка. Так все и произошло.

Батюшка в дороге не раз он вспоминал о глубочайшем легкомыслии и француза, и матери ребенка: его очень трудно оказалось устроить.

И, только в Мамай-Маджарском Воскресенском старинном монастыре, согласились взять ребенка и то, при обещании большого наследия.

 Было уж очень беспокойное время, хотя на Кавказе и не было никогда спокойных лет!

Продолжалось восстание горцев под руководством Шамиля. Только к концу лета 1959 года Шамиль был пленен в Гулибе.

Приближался 1861 год – год отмены крепостного права. И эти события должны были принести и принесли бедствия монастырю и всему краю.

 Затем будут 1877 - 78 годы – годы войны с Турцией, когда тоже были уничтожены православные монастыри почти по всему краю…

Но вот что писал наш великий путешественник: "Духовенство – единственное сословие, которое сопротивлялось разъединяющим силам тирании, много лет подряд, сменяя друг друга, господствовавшей над Россией.

 Благодаря своей сплоченности оно устояло, сохранило силу и национальный дух среди всеобщей продажности.

Благочестие – это особая атмосфера, отличающая духовенство от других сословий, она заставляет жить, следуя долгу и сохраняя веру; только духовенство противостоит предательству в стране, сопротивляется нашествию иноземцев, только одно оно, его герои и мученики, утверждают ту великую социальную истину, что никакая борьба партий и каст не может поколебать дух религиозной общины". (стр. 151 т3)

В монастыре француз оставил изрядную сумму, дорогое оружие, купленное им уже в России, несколько ящиков ценных книг, составивших хорошую библиотеку, причем тех, которые только что были переведены на французский, и составляли зависть просвещенной публики даже в Европе.

И еще он написал длинное завещание, передав его настоятелю со всеми, свойственными ему, таинственными и изобретательными условиями:

"Дорогой мой сын!… Я смею тебя так называть! Мало того, ты еще и мой воспреемник!

Я оставляю здесь свое завещание! Я дарю тебе свою РОДОСЛОВНУЮ! Я – граф Монте-Кристо!

Деньги - ничто перед этим подарком.

 Она пригодится не только тебе самому, но поднимет на ноги и несколько твоих поколений!

Вы будете значительны и великолепны.

Вы будете пробиваться сами и достигать бессмертия, но не так, как сделал это Эдмон Дантес.

Это бессмертие гораздо больше, чем бессмертие царей и патриархов.

Литература легко перешагивает через преграды смерти.

Это бессмертие, которое невозможно купить за деньги и невозможно уничтожить деньгами.

Главное, чтобы ты сумел вырасти и получить в свои руки это завещание!

 А дальше? Дальше я расскажу об этом там и тому, кто в этом нуждается и заслуживает.

Первая ниточка – монахи. У них все хранится гораздо надежнее, чем в царских архивах и донесениях полиции.

Вторая ниточка – семья. На протяжении всего великолепного путешествия по России сердце у меня сжималось только дважды – при двух прощаниях.

 Пусть ты - милый младенец, возьмешь на себя одно из них, а у той, у которой есть память – возьмет на себя другое.

 Мужчины могут быть оценяемы и передаваемы мужчинами, но они должны быть всегда рассказываемы женщинами.

 Я уверен, что именно эта женщина тебе обо мне расскажет именно так, что и ты и я будем довольны.

Но  прошу всю семью я вот о чем: каждый из вас должен написать свои мемуары.

 Написать и передать сюда.

Чтобы род, к которому имею отношение я – литератор, остался не погребенным под обломками времени и не сожженным в пожарах войн и катастроф.

 И именно за это вы - потомки мои (даже не по крови, а родству душ) будете вознаграждены.

Я оставлю для вас неприкосновенным наследство, как бы ни пошла далее моя материальная жизнь, указанный Швейцарский банк рассмотрит ваши мемуары и вы получите вознаграждение и за свою жизнь и за свои литературные опусы.

И третья – моя самая главная и сокровенная просьба: никогда и никому не мсти!

 Человек участвует в двух пластах жизни: личной и всемирной. Сохранить или переделать личную жизнь можно еще попытаться, но переделать всемирную?

Пытаясь мстить – ты тянешь на себя огромного спрута: вот, сейчас я вытащу эту длинную змею–причину и отрублю ее.

– Но нет! – за нею вытянется тело – а за ним еще семь таких же змей, которые задушат тебя.

А вместе с тобой они уничтожат и твою семью, и твое благополучие.

 Месть – это превышение собственных возможностей. Это – самообман.

Не думаешь ли ты, что этот спрут единственный? – О нет! У него есть сообщество: банки, войска, полиция, законы, наконец!

И только не участвуя в этих внешних играх, ты сможешь остаться трезв.

Наши грехи и болезни – это отрезвление от самомнения.

Обиды и обманы – это отрезвление от самомнения.

 Я чувствую, мой сын, как все в тебе сопротивляется!

Как ты не можешь с этим согласиться!

Как каждая твоя клеточка вопит "от обиды и несправедливости"! – Это только подтверждает мою правоту.

Это сообщает тебе – насколько ты можешь быть заражен той же болезнью, что и окружающее тебя общество: завистью и ревностью.

"Почему он обманул меня?- думаешь ты.

Хочешь, я  отвечу вместо тебя и через все эти века: - Потому что ты чище него.

 Не все клетки твоего тела заражены обманом и они не среагировали на эту подлую возможность.

- Он радостно потирает руки и думает, что ты глуп – а тебя это унижает и злит?

Ты хочешь быть умнее него? – То есть, ты хочешь быть более ловким обманщиком?

"Я только один раз обману, убью – а потом буду чист и прекрасен?" – Он точно так думал.

"Я только один раз отомщу – а потом буду чист и прекрасен" – думал Эдмон Дантес.

Он развлекал тебя своей несчастной жизнью.

 Но ты не заметил, наверно не заметил, что он сражался со всем обществом сразу: с прокурором – как с представителем закона, с военным – как представителем государства, с банкиром – как представителем денег.

 Разве у него осталась хоть малейшая возможность жить дальше в этом обществе?

Ведь общество осталось тем же. Оно состоит из банкиров, военных и прокуроров.

Какой другой прокурор примет у себя графа Монте-Кристо? Он победил – и разорился.

 Он отдал все монастырские деньги врагам и на врагов.

Ему один путь – в отшельничество.

 Ему путь в горькую молитву.

Но при этом, его душа сожжена местью.

Месть – это уничтожение собственной благодати и защиты Божьей!

Любая историческая картина гораздо ценнее мгновенных современных фантазий, ничего не выражающих, кроме апломба модного живописца. 

Но и историческая картина расскажет меньше, нежели едва уловимые тени, предстающие перед его взором, когда сгущаются сумерки и наступает ночь.

 Тогда эти воображаемые поэтом тени становятся призраками исторических лиц, воссоздающих ежедневно, в час, когда  они происходили в действительности, те события, следы которых ищет поэт.
 
Дело в том, что для исторического поэта нет ничего бесчувственного и неодушевленного.

То, что ему подсказывает воображение, отражается на предметах, видевших реальные события и придает им особую прелесть.

Поэт ищет и, в конце концов, находит вокруг себя следы минувших событий, следы, которые, быть может, и не существуют, но представляются ему зримыми и красноречивыми»

Я бы хотел нарисовать еще одного героя – такого, который не мстит, а любит всех и всякого.

 Конечно, его могут назвать "идиотом", но именно он и является истинным человеком. Надеюсь, кто-нибудь из моих потомков напишет о таком".

Граф Монте-Кристо, собственноручно.

P. S. Условия сохранения этого завещания таковы: не выносить его из монастыря ПОКА существует сам монастырь, а давать переписывать наследникам, получая от наследников взамен - их собственные мемуары, копии которых должны быть пересланы в указанный банк для получения дедовского вознаграждения и сохранения духа авантюризма и высокого романтизма!

Писал Дюма и своему старшему сыну, Александру:

"Дорогой сын! Дорогой Александр! Россия непредсказуемая страна! Продолжаю предыдущее письмо.

 Здесь столько неожиданного, что это меня вдохновляет на все большие подвиги.

 Если бы я жил в России – я бы написал еще столько же книг – и, поверь. Совершенно удивительных книг!

Но успокойся, я вернусь к тебе, завтра я, наконец, отправляюсь в путь. Сначала по столь же неожиданным Кавказским горам!

Если все пройдет столь же успешно. То я напишу благодарственное письмо царю Александру с призывом выполнить свою миссию просвещенного монарха и в собственной стране - отменить крепостное право!

 К этому стремится вся русская интеллигенция – и как это будет прекрасно и значительно!"