Сталин и принцип Парето

Борис Сидоров
       Сталин настолько масштабная фигура, что любое обращение к его личности, его функции, его миссии в истории сразу же ставит перед нами необъятные проблемы с самых разных точек зрения: геополитической, идеологической, государственной  или как знаковой фигуры тирании и деспотизма.

       Сталин устойчиво ассоциируется с чистками, репрессиями, показательным государственным террором. Когда же дело заходит до объяснения природы этого явления, мы сталкиваемся с примитивными, сверстанными по меркам банального мышления и обывательского кругозора версиями - личная паранойя, врожденный садизм, жестокость, маниакальная мания величия, антигуманность большевистской идеологии и т.д. Но практика жизни показывает, что банальное, как правило оказывается  ложью.

        Важно то, что сталинские чистки и репрессии это  устойчивое явление, по-видимому, тесно связанное с самой социологической структурой советского общества в первой половине его цикла. Для объяснения феномена "чисток" полезнее всего прибегнуть к теории итальянского социолога и экономиста Вильфредо Парето (1848-1923), сформулировавшего принцип "циркуляции элит".

        Согласно Парето, любое общество - и демократическое, и тоталитарное - всегда управляется меньшинством, представляющим собой его "элиту". Эта элита имеет строго фиксированный механизм циклического развития. Корни ее уходят в некоторую оппозиционную ("пассионарную") группу, которая лишена власти и полномочий существующей верхушкой, но по всем признакам способна осуществлять центральные функции. Эту изначальную "элиту", "пассионариев", еще не пришедших к вершинам власти и сосредоточенных на периферии, Парето называет "контрэлитой" или "элитой будущего".
 
        В определенный момент "контрэлита" опрокидывает старую правящую группировку и захватывает центральные позиции в обществе (государстве), становясь в свою очередь просто элитой, утрачивая частицу "контр". В начале своего правления "новая элита" действует активно и адекватно, укрепляет общество, развивает его, дает общественному и государственному бытию новый импульс. Потом она начинает застывать. Второе поколение той же элиты состоит уже из более пассивных элементов, сменяющих в спокойную эпоху первую активную, фанатичную волну пассионариев. На третьем поколении элита ветшает, стремится всячески приватизировать властные функции в обществе, несмотря на то, что разложение, лень, коррупция, недееспособность, паразитическое отношение к власти как к привилегии, как к капиталу, а не как к общественному служению, делают ее неадекватной номинальным функциям, и тогда она становится препятствием для развития общества. Тогда, утверждает Парето, на периферии снова оформляется "контрэлита" пассионариев, и все начинается сначала.

        И Ленин, и Сталин были знакомы с теориями Парето, модным в то время автором в европейских социалистических кругах. Нет ничего удивительного, что большевики, столкнувшись с конкретикой "реальной политики", начинают использовать теории "прагматика" Парето, не заботясь о том, чтобы примирить его с ортодоксальным марксизмом.
Сам приход большевиков к власти - а Сталин был именно в гуще этой первой, сугубо пассионарной волны большевиков, (т.е. он - плоть от плоти "контрэлиты") - был радикальной, тотальной, не имеющей аналогов по масштабности сменой элит. Ленинские чистки, революционный террор - первый аккорд циркуляции элит, смена неадекватной, разложенческой верхушки консервативно-капиталистической царской России на гиперактивных выходцев с социального дна. Романовская, дворянская элита вырождалась (по Парето) уже не одно поколение, поэтому сменившая ее контрэлита большевиков вынуждена была действовать довольно радикально. Но этот этап советской истории связан с Лениным и ленинизмом.

        Сталин осуществляет свои "чистки" на принципиально ином этапе, когда пассионарии низов уже надежно обосновались на вершине власти. На глазах Сталина убежденные идеалисты, фанатики "нового порядка" превращаются в коррумпированных, своекорыстных администраторов, чиновников; классовая и партийная солидарность, общность высокого идеала быстро вытесняются в большевистской элите новыми шкурными интересами. Начинается "бюрократизации" большевизма, неизбежный второй этап застывания элиты. Но Иосиф Сталин не дремлет. Тут-то и включается аппарат чисток.

        Против чего он направлен? - Против социального закона стагнации элит. Сталин стремится продолжить ротацию кадров, которая имеет естественную тенденцию буксовать на каждом этапе. Стоит только какой-то активной группировке подняться к вершинам, как тут же начинается имитация деятельности, клановость, групповщина. Перед партией и страной стоят сложнейшие задачи. За них в первую голову отвечает Вождь. А тут еще неизбывная косность социальных паретовских механизмов вырождения элиты! В условиях гигантского перенапряжения всех сил нации, строящей небывалое общество Справедливости и Счастья, не до нюансов. Под нож идут все те, кто выказывают признаки "второй стадии цикла элит". Иногда возникают перегибы. Но это детали. Социолог Сталин вполне усвоил уроки Вильфредо Парето. Пока он был жив, циркуляция элит была гарантирована. Суровой ценой, слишком суровой ценой.

         Конец чисток означал включение необратимого  процесса "стагнации". Сегодня мы знаем, к чему это привело и партию и государство. Законы Парето подтвердились сегодня самым трагичным для страны, народа и государства образом.

         Наука антропология утверждает, что человечество в целом трудиться не любит. А планомерно, самостоятельно и гармонично трудиться вообще не способно по определению. Отсюда вытекает необходимость внешней мотивации труда с соответствующей его организацией.
Есть два глобальных решения: капиталистический и социалистический. Капиталистический подход заключается в том, что самым эффективным принуждением человека к труду считается экономический террор. Кто не идет трудиться, тот обречен на экономическую гибель, тот не может купить продукты, оплатить жилье и одежду. Безусловно, это форма прямого организованного насилия системы. Оттого, что угроза смерти здесь опосредована, дана через шаг, суть дела нисколько не меняется.

         Есть второе решение - социалистическое. Пока человечество не доросло до настоящего свободного труда, приходится принуждать людей к труду неэкономическими способами. Для этого годится моральное давление, особая трудовая этика, наконец, прямое принуждение. При социализме труд не ставится в зависимость от денег и материального благополучия. Силовыми методами здесь прививаются духовные, этические навыки. Капитализм цинично относится к человеческой пассивной природе, стремится ее эксплуатировать, при этом не изменяя. Социализм воспринимает тот же (бесспорный) факт трагически, силится его превозмочь, преодолеть несознательность человеческого существа.

         Отсюда два пути насилия: мягкое, но крайне циничное насилие капитализма, эксплуатирующего человеческую слабость, и жесткое, но в пределе преображающее, спасительное, этически оправданное насилие социализма, неэкономическое принуждение к труду.

         Сталин явно прекрасно понимал антропологический дуализм двух подходов. По ту сторону безответственных, кабинетно-интеллигентных "гуманистов" от социализма, Иосиф Сталин имел дело с реальностью, причем с нутряной, побеспокоенной, разоблаченной, обнаженной человеческой реальностью, вывернутой наизнанку после акушерской мистерии Революции.

         Неэкономическое принуждение к труду, жесткая этическая антропологическая терапия - второй уровень осмысления чисток.

        Людей надо наказывать, надо заставлять трудиться, надо силовым образом трансмутировать их косную природу, превращая ее из лунно-пассивной в солнечно-активную, из потребительской в трудовую, из ветхой в новую. Социализм перестанет быть социализмом, если он откажется от этой важнейшей миссии. Сталин понимал все. И воплощал принципы "новой антропологии" в жизнь.

      Ну и наконец, философия социализма основана на основополагающем принципе - вторичности индивидуума относительно некой органичной, целостной, коллективной реальности. Индивидуум - лишь отлитая деталь. Матрица - общество. В социалистической перспективе общество не складывается из индивидуумов, но, будучи первичным, создает индивидуумы, учреждает их как свое продолжение, как нечто вторичное.

       Буржуазная философия, напротив, ставит во главу угла индивидуума. И все коллективные формы считает продуктом агломерации атомарных индивидуальных особей. Отсюда идея контрактной, договорной основы любых объединений - нации, государства, класса и т.д.
Два несовместимых философских подхода предопределяют два взгляда на террор, формируют две философии террора.

       Буржуазное общество рассматривает террор как необходимую меру, осуществляемую на договорной основе над теми индивидуумами, которые переступают границы в соблюдении индивидуальных прав остальных граждан или нарушают социальный контракт, принятый этими гражданами. На этом строится либеральная теория права.

       Либерализм – философская;политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка Эта идеология терпимо и снисходительно относится к любым законным способам расторяжатся собой и своей собственностью, интересы личности ставит выше интересов общества в целом. Сегодня либеральная демократия  одна из ведущих политических систем в мире.

       Социалистический подход иной. Не признавая первичности индивидуума, социализм совершенно иначе видит саму природу террора. Террор - неотъемлемая прерогатива общественного целого по отношению к каждому отдельному его фрагменту, коль скоро этот фрагмент отказывается признавать себя инобытием целого и заявляет (словом, делом или намеком) о своей самости. Иными словами, социалистический террор направлен сущностно против "автономного индивидуума", против особой философски-бытийственной установки человека. Это - социалистический аналог того, что немецкие романтики, органицисты и русские славянофилы называли "холизмом" или "соборностью".

       Нелепо мерить буржуазными нормами и критериями правовую и этическую модель социализма. Когда несправедливо истязаемые в застенках НКВД советские вожди или простые люди после унижений и пыток, тюремных лишений и морального садизма перед расстрелом выкрикивали "Да здравствует, Сталин!", "Да здравствует социализм!" - они не кривили душой и не вымаливали пощаду. Они утверждали великую социалистическую философскую истину: индивидуум - ничто перед лицом общества, но не всякого общества, а социалистического, положившего "онтологию общественного бытия" в свое основание.
Сталин превратил в педагогический (почти метафизический) праксис философский принцип "первичности общественного бытия".

      Как и Иван Грозный, считавший царский террор необходимым трагическим элементом социального "домостроительства спасения", Сталин через практику репрессий утверждал важнейшую духовную, сотериологическую истину.

       Сотериология – термин нам малознакомый. Это богословское учение об искуплении и спасении человека, часть догматического богословия. Существует в таких мировых религиях, как буддизм, христианство, ислам. Православная сотериология раскрывает дело Иисуса Христа, спасшего человечество от власти греха, диавола и смерти, обновившего человеческую природу через соединение с божеством. Раскрывая миссию Богочеловека, сотериология раскрывает и путь спасения через веру в Иисуса Христа и связанное с верой благодатное преображение жизни.

       Сталин первоначальное образование получил в духовной семинарии и не мог никак не использовать богословские представления и традиции в практике работы. Есть смысл коротенько рассмотреть некоторые постулаты богословия, а также опыт Византийской Империи – пожалуй первого сотериологического общества. Подробно о сути этого термина можно посмотреть в Википедии.

      Примечание: Использовались работы современного русского философа А.А.Дугина