Герцог Энгиенский. Часть 4

Ирина Каденская
Первый консул Французской республики отложил в сторону карту и кивком головы приветствовал вошедшего в кабинет человека. Человек этот был высок и статен, одет в роскошный, "с иголочки", мундир. Поприветствовав Наполеона, он подошел ближе к столу, ожидая указаний. Это был никто иной, как Иоахим Мюрат, генерал и ближайший сподвижник Бонапарта.
- Ты, как всегда, пунктуален, - проговорил Наполеон, привстав из-за стола. - Что ж, приступим сразу к делу, оно не требует отлагательств.
Мюрат кивнул, внимательно глядя на первого консула.
- Дело герцога Энгиенского, - продолжил Наполеон. - Час назад он прибыл в Венсенский замок. Тебе поручено назначить военную комиссию для суда над ним. И желательно, чтобы все было сделано быстро и без проволочек.
- Комиссию? - переспросил Мюрат, в глазах которого отразилось волнение. - Но...
- В чем дело? - нетерпеливо поинтересовался Бонапарт.
В кабинете повисла пауза. Наполеон подошел ближе к Мюрату и пристально посмотрел ему в глаза.
- Так в чем же дело, мой славный генерал? - переспросил он. - До сего момента ты не раздумывал над моими приказами. А это - приказ. Не позже чем через час комиссия должна выехать в Венсен. Дело и так уже затянулось, надо решать с ним скорее... Энгиенский будет судим, как заговорщик против внутренней и внешней безопасности Республики.
- Я не уверен в его виновности, - решился наконец Мюрат. - Дело в том, что...
- И что же? - бросил Бонапарт, в голосе которого появились стальные нотки. - Продолжай!
- Он не может быть заговорщиком. Я видел его в бою, он смел и честен. Этот человек не стал бы плести заговоры.
- Вот как? - слегка усмехнулся Бонапарт. - Но людям свойственно меняться.
- Его уважал даже противник, - продолжал Мюрат. - Мои республиканцы называли его "маленький герцог с большим сердцем".

Наполеон раздраженно прошелся по кабинету, заложив руки за спину.
- И что же? - резко спросил он, остановившись напротив Мюрата. - Ты защищаешь его?
- Я не хочу пятнать мундир судом над невиновным, - отозвался генерал.
- Маленький герцог с большим сердцем... - раздраженно повторил Наполеон. - Когда это было? Десять лет назад или еще раньше? Сейчас он давно вырос и стал большой опасностью для Франции.
" И для меня лично", - подумал он.
- И все-таки... я не хотел бы пятнать себя этим делом... - неуверенно произнес Иоахим Мюрат.
- Всё! - Наполеон ударил ладонью по столу. - Вопрос решен, Мюрат. Конечно, ты вправе отказаться, но вслед за этим последует твоя незамедлительная отставка. Выбирай.

В кабинете опять повисла гнетущая тишина...

Наполеон сел за стол, оперевшись рукой на колено и глядя в лицо Мюрата.

- Хорошо, - наконец выдохнул тот. - Сколько человек должно быть в комиссии?
- Семь. Председателем пусть будет Юлен, он участник взятия Бастилии, это хорошо для нас. Исполнителем назначь Савари, он предан мне и не раздумывает лишнего над приказами... как это делают некоторые.

"Камень в мой огород", - мрачно подумал Мюрат, слушая дальнейшие указания первого консула.

- Видишь, я значительно упростил твою задачу, - продолжал Бонапарт. - Тебе осталось выбрать лишь пять человек.
- Хорошо, - кивнул Мюрат. - Я все сделаю, как должно.
- Вот и отлично.
Бонапарт встал и вновь прошелся по кабинету:
- И еще... самое главное.
- Слушаю вас, первый консул.
- Дайте понять членам комиссии, что нужно закончить этой ночью. И прикажите, чтобы приговор, если он, потребует смерти, был исполнен немедленно и осужденный погребен в одном из дворов форта. Все понятно, Мюрат?
- Да...
- Тогда выполняйте!

***

Спустя полчаса, как герцог Энгиенский заснул, в замке раздалось скрежетание ключа. Дверь распахнулась. На пороге стоял конвойный, державший в руке фонарь, свет от которого желтой полосой лился на лежавшего на полу человека.

- Дьявол, - пробормотал Луи Антуан, открывая глаза и приподнимаясь на локте. - Что вам нужно?
- Вас ждут на допрос, - солдат сделал шаг в комнату. - Вставайте!
Мопс, полный решимости защищать хозяина, вскочил и залаял.

- Тихо, тихо, Мойлеф... - прошептал герцог, успокаивая собаку.
- Какой к чертям допрос? - повысил он голос. - Сколько сейчас времени? Неужели нельзя подождать до утра?
- Ровно полночь. Но дело срочное, вас ждут. Поторапливайтесь.

Герцог встал, отряхнув рукава и застегивая камзол.
- Я просил о встрече с первым консулом, - проговорил он. - Вы удовлетворите мою просьбу?
- Об этом не могу ничего сказать, - бросил солдат. - Мне велели только доставить вас на допрос. Все остальное узнаете там.

Герцог взял на руки Мойлефа и подошел к конвойному:
- Ладно... я готов. Идемте.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/12/13/186