Посвящение любви Часть-3 Глава-1 Чистилище

Жанна Строенко
Я  сидела  в  кресле  самолёта,  улетая  в  Москву!  На  этот  раз, - окончательно  попрощавшись  с  Одессой  и   с   одесским  театром,   отправляясь   в  неизвестность! 
Официальное  письмо – приглашение  из  знаменитого  столичного  театра,  «грело»    душу.  Я  не  задумывалась,  что   может  произойти  с  молодой  артисткой  в  незнакомом  большом  городе,   да  ещё  в  то  время,  когда  прописка  в  столице  была   почти   невозможна!  Милиция   строго  отслеживала  и  отлавливала!  Но  меня  не  пугала   неизвестность,  что  и  как  будет!  На  удивление,  в  моей  голове  - не было  ни   страха,  ни  сомнений…Лечу  и  всё!
   Рядом  в  кресле  сидел  мужчина среднего  возраста…Разговорились  и оказалось,  что  это  артист  из  большого  театра,  бас… И,  узнав,  зачем  я  лечу  в  Москву   сказал,  что  у  него  есть  друг  в  одном  известном  столичном театре:  дал    телефон  этого  друга,  заявив,  что  тот  сможет  мне  помочь,  в  случае  чего,  с  другим  театром…  Этот  «бас»  был  благодушно   настроен   и  решил   помочь,  видимо,  из  актёрской солидарности!   Вскоре   он  вышел  в  Харькове ,  где  самолёт  приземлился  на   час…
   Все  пошли  в  кафе  аэропорта… И  я  тоже…        Кафе  находилось  близко  к  выходу    на  посадку,  все  уселись  возле   небольших   круглых  столиков.  И  я  увидела  только  одно  свободное  место  у  столика,  где  сидел  худой  немолодой   мужчина  интеллигентного  вида,  с замученным  странным лицом  и  «провалившимися»  почти  «невидимыми»,  глазами… Было  видно,  что  этот  человек  прошёл  тяжелую  жизнь. В  его  лице  было  что-то  от  застывшей   маски.  Какая-то  неподвижность  и  почти  «отсутствующие»   глаза,  которые   оживились  при  моём  вопросе:  «Могу  ли  я  присесть  к  этому  столику?» 
Он  встал,  смотрел  на  меня   с   радостью… Стал   задавать  вопросы:  куда  да  откуда  я  лечу… Так  и познакомилась  с  Иосифом  Давыдовичем,  (Но  не с  Кобзоном…),   а с  обычным  человеком,  который  удивил  меня  тем,  что  проявил  большое  желание  как-то   мне  помочь  в  столице!  Сказал,  что  я  не  представляю,  как  может  быть  трудно  в  Москве  и  дал   свой  телефон,  наказав  обязательно  звонить  ему  в  случае  чего…(Это  было  удивительно,    и  впоследствии,  я  всё  больше  стала  понимать,  что  тут   было  что-то  «не  от  мира  сего»)…Оказалось,  что  он  возвращался  из  лагерей  по  «хрущёвской  амнистии»,  когда  выпускали  политических  заключённых. Рассказал,  что  отсидел  десять  лет  только  за  то,  что  в  «дружеском»  кругу произнёс:
«Если  бы  был  жив  Ленин,  то  в  нашей  стране  было  бы  лучше!»  Вот  за  эту  одну  фразу  при  «друзьях»  он  и  отсидел  в  лагерях  Сибири   десять  лет!  («Интересное»  у  нас  государство,  не  так  ли? Наворотило  в  своей  истории  такого,  что  долго  ещё  нужно   разбираться!)   Да,  в  те  пятидесятые-шестидесятые   годы,  много  было   людей,  возвращавшихся  из  тюрем  и  лагерей!  Страна  как-то  «зашевелилась»…Что-то  новое  появилось  и  в ощущение  неких  перемен,  с  новыми  надеждами  на  лучшую  жизнь! 
Но  вернёмся  к  самолёту,   летящему  в  Москву!   Пришло  время  продолжения  полёта! Новый  знакомый  оставался  в  Харькове,  поджидая   другой  рейс…
Мы  стали  прощаться  и  он,  неожиданно что-то  сунул  мне  в  карман  куртки,  сказав; «Посмотрите   это  только  в  самолёте!  Там  же   мой  номер  телефона!  Звоните!»  И  на  этом  расстались!  Я  села  в  самолёт  лететь  дальше  в  Москву!  Смотрела,  как  неожиданный  собеседник  машет  мне  рукой  при  взлёте  самолёта…
Потом  с  любопытством,  сунула  руку  в карман  и… в  руке  оказалась  СТОРУБЛЁВКА!  (Тогда  это  была  неплохая  купюра…)   И  сразу  вспомнила,  как  незадолго  до  прощания  с  Одессой,  был   случай,  когда  я  отдала    плачущей  незнакомой  женщине,  необходимую  ей,   СТОРУБЛЁВКУ.  Вот   она  и  вернулось  ко  мне  таким  мифическим  образом…Эти  «странные  странности»  в  моей  жизни  возникали  не  раз…Буд-то  кто-то  неотступно  следил  за  мной  и  если  я  совершала что-то  плохое,  удар мне  следовал   незамедлительно!   
Но  и  хорошее -  тоже  не  оставалось  «без  поощрения»… Я  в  то  время  ещё  не  была  крещённой,  мама  и  тётя  Надя  были   строгими коммунистками! 
На  мои вопросы  о  религии,  тётя  Надя  отвечала  сердито: «Не  мелИ  чепухи!»  А  мама  так  вообще, «припечатывала»  меня  очень  резко  на  этот  счёт…
   Бедные  мои!  Они  тогда  не  ведали,  как  ещё  им  придётся  страдать 
и  что  пережить с   болезнями  перед   смертью  и  наконец,  после  этого,       УСЛЫШАТЬ  БОГА!   Я-то,  к  этим  чувствам   пришла  раньше,  самостоятельно!  Именно -  ЧУВСТВУЯ!  Это  же,  как  ЛЮБОВЬ!  Любовь  нужно  ЧУВСТВОВАТЬ!
И  Господа  Бога нужно  ЧУВСТВОВАТЬ! БОГ-это  и  есть  ЛЮБОВЬ ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ!      И  я  чувствовала   это   раньше  на  берегу  Днепра,  когда  студенткой ещё     сидела  там,  размышляя  в  одиночестве   о  чём-то  ещё  не  понятном…
    Да и  потом,  потеряв,  через  какое-то  время -  возвращалась  к  этому!  Странно, но наше душевное  исследование  самих себя,  всё  ещё  не очень
принято».  …Наверное,  после  страшных  потрясений в  России,  когда  сбрасывали  кресты  с  церквей  и  толпа,  обезумевшая  от  революционных  «завихрений».-  была  готова  на  всё,  и  появилось некое  усталое  пренебрежение  к  собственной  душе!  Больше  забот  о  плотском, о  быте! А  духовное как бы 
«на  втором»  плане…  Впрочем,  ещё  буду  не  раз  возвращаться  к  этой  теме,  а  сейчас  пойдём  дальше:  о  моём  приезде.…Вот  и  Москва! 
    Позвонила  директору  театра  и  Юрию  Александровичу  домой,  как  он  и  говорил  мне.  Сразу  же  меня  определили  в  номере  гостиницы «Савой»,  что  возле  «Детского  мира»…( Да  я  тогда  и  была  близка  к  этому  «миру»  детских  грёз  и  восприятия  жизни… Впрочем,  считается,  что  артист  и  должен  быть, как  ребёнок! Душа  его  должна  быть  такая!  Вот  и  «играем,  как дети»  в  разные  образы..)   Наверное,  поэтому,  считалось,  что  это  грешная  профессия!  Душа  может  «заиграться»!   И  забыть  другие ценности.  Да  ещё  и  тщеславие культивируется  вокруг  творческого  человека!  Тут  тебе  и  пресса вопит! Тут  и  поклонники,  поклонницы  …и т.п.  Мало  кто  устоит! 
И  вспомнит  о  вечном…  Тут  уж   такие  перехлёсты  начинаются!  И  появляются  близко  люди  необычные!  На  всю  страну  известные…А  «любОви - то»  сколько предлагают!  Тут  голова  так  закружится!  Что  без  спиртного  никак  не  обойтись!  Потому  что,  как  правило,  рядом  такие же  «счастливчики»… 
Тут  уж  такие  приключения  начались! (Особенно  на  «любовном  фронте»,  что  и  маму  и  папу  забудешь!)    И  опомнишься  только  после  того,  как  вспомнишь,  что  деньги   кончились…  И  «любовь,  вдруг,  тоже  растаяла»! 
И окажешься  в  такой  неожиданной   «пиковой»  ситуации,  что  сразу  же   вспомнишь  опять:  маму  и  папу!  Ибо  только  они-то  и  денег  пришлют,  и  пожалеют,  да  и  придумают,  как  своего «заигравшегося  дитятю»-  из  пиковой  ситуации вытащить!  Ой,  пути  наши  неисповедимы!  И,  о  высших  ценностях   сразу  не  припомнишь,  а  только  гораздо  позже!  Когда  немного  «очухаешься»  и  вроде  как  «проснёшься»,  будто   от  «страшного  сна»!  Как тут  красивым  молодым  артисточкам-то  не  потеряться и  не  впасть  в  грех  с  каким-либо  пропадающим  от  пития,  гением?  Забывая  о  собственном  спасении души,  начинаешь опять…  спасать  коллегу!  А  коллега  сначала  твердит  о  хорошем,  а  потом  всё   глубже  погружается  в  «омут!  И  ты  с  ним  тоже!  А  тут  и знаменитости  тоже  в  ресторан  зовут!  И  ты  вообще  уже  головы  не  чуешь!  И  долго  ещё  будешь  так  петлять,  как окровавленный,  подраненный  зайчишка  на  охоте,  чтобы,  заплутав,-  всё  же,  не  известно  каким  чудом,  выбраться  из  этого!  И  оказаться  совсем  без  сил  где-нибудь  на  съёмном  уголке  в  одной  комнатушке  с  полусумасшедшей  женщиной, рассказывающей   о  половой  жизни  с  мужем,  с   использованием   катушки  с  нитками,  чтобы  что-то  там  у  них  не  вылетело,  не  помню  что!
   Вот  житуха-то  столичная  какая  бывает!  Даже  при  Советской    власти…Теперь-то  хвастаются  сексом  своим  из  «богемы»  на  всю  страну!  А  тогда,  внешне  вроде  и  секса  не было,  а  оказывается  его  было даже  очень  много,  но  тайно… А теперь уже  открыто  гибнут  регулярно: то из окна, то  ещё что..    Но  я  зашла  вперёд  в  своём  повествовании… Продолжу,  всё  ж, с  момента,  когда  только  вышла  из  самолёта  и  позвонила  в  тот  театр,  куда  меня  пригласили  для  актёрской  деятельности  и  предоставили    жильё  в  гостинице  «Савой»,  где  и  ресторан  под  этим  названием!
Кто  помнит  мой  рассказ  о  работе  и  жизни  в  Одессе,  тот  вспомнит,  что  прибыла  я  так  неожиданно  в  столицу, в  результате  того,  что … была  оскорблена  в  своих  чувствах  к  некому  кино - артисту  и пообещала   ему  встречу  в  лучшей  гостинице  Москвы! Решила  что-то  этим  доказать  ему.  Что,  мол  и  мы  «не  лыком  шиты»!  Ну, вот  и  прибыла!  И,  конечно  же,  позвонила  своему  обидчику!  Сказав,  что  выполнила  обещание!  Приехала  в  столичный  театр!  И  приглашаю - таки  его  на  встречу  в  гостиницу «Савой»!  А? Хотелось  бы  сказать  сейчас  несколько  междометий в  адрес  этой  красотки, но…Красотка  всё-таки  осталась  потом  жить  в  Москве,  несмотря  на  неожиданные  повороты  и  развороты  «мчащегося   авто  по  ночным  улицам  моей  судьбы»…Пережив  позже  неимоверные  трудности,  падения  и  некоторые  взлёты…Но  сейчас  живу в своей  квартире.. Добытой  честным  трудом  на  телевидении,  оставив  на  четыре  года  ради  этого,  актёрскую,  певческую  деятельность! 
И  даже  брата  перетащила  в  Москву,  и  племянник  здесь… И  мама  и  тётя  Надя  оказались  со  мной  через  несколько  лет.  Но  очень  много  пришлось  красотке  пострадать  тогда  в  этой  Москве…Больше  всего  из-за  собственной  наивности!  Правда,  один  доброжелатель  предупреждал  тогда, что  мне  придётся  в  Москве пройти  «чистилище»,  как  он  выразился.  Но  я  не  понимала своей  наивности.  Мне  казалось,  что  я  сильная!  И  ошиблась! Тогда  я  была  ещё  некрещеной,  а  без  Бога  не  всегда  силы  нужные  находятся!  Особенно,  когда  ты  оказываешься  одинёшенек  в  таких  сложных  обстоятельствах.   
    Но  возвращаюсь  снова  к  гостинице  «Савой»  и встрече  с  тем,  кто  и  послужил  неким  «орудием» в  моей  судьбе,  «передвинув»  не  ведая  этого,  всю  нашу  семью  в  Москву  из  городов  Львова  и  Одессы  заодно… 
(Что   делают  чувства! Они  двигают  жизнь!)…Ничто  не  бывает  случайным! 
              «Кто  верит  в  случайность,  тот  не  верит  в  Бога!»  Сказано  у  Православного  Отца  Ельчанинова  в  его «Записях»!   
 И  вот  по  моему  звоночку-то  и  приходит  «герой»  одесского  романа…
ко  мне  в  «Савой»!
Конечно,  глазам  своим  не  поверил!  Нате  вам!  Действительно приехала!
 И  в  такой  гостинице!
Смотрю -  как-то  похудел,  что-то  вроде,  к  лучшему  изменилось  в  лице:   будто бы - наглости  меньше!  Из-за  которой,  собственно,  и  приехала. 
     …А  он  признался  всё  же: «Ты,   меня  научила  думать!»
Что  ж… Все  учимся  понемногу, «расшибая  лбом  стену»!  В  общем,  вроде,  как  любовная   встречка… Ан,  нет!  Заговорил,  что  сам  ещё  не  знает,  что  с  ним  будет. Ещё  только  училище  заканчивает…Это  понятно…А  потом  быстро,  почти  бегом  от  меня  по  коридору!  Я  за ним!  Говорю: «Мне  же  нужно  выбирать!  А  что,  если  придётся  продаваться  за  театр?  А  если  любви  нет,  чем  дорожить?»  А  он  в  ответ: «Если  продашься, я  тебя  буду  презирать!»  И  бегом  от  меня!  Скорее вниз  по  лестнице.. Я  за  ним! 
Имя его  кричала, дура! «Любовь»  же  от  меня  убегает! Как  тут не закричишь!   Но..  не  догнала…
Потом  немного  перезванивались,  сказал  в  армию  забирают…Да я уж
и  не  могла  вспоминать  героя  кинематографа,  потому  что…начались  театральные «перепетии»  в  духе  комедии «Дель-арте»…А  заодно  и  Шекспира…
         Правда,  Юрий  Александрович,  как  оказалось,  был  в  меня  влюблён  в  тот  период, довольно  серьёзно. Предложил то,  что  сейчас делает  большинство- брак  без  регистрации,  потому  что, хоть  и  расстались с    женой,  Г.А.Улановой,  но  в  паспорте  регистрация  осталась  и  он  честно  сказал,  что  если  она  вернётся,  то  всегда  её  примет!  Это  было  для  меня  странным …Он  указал  на  её  портрет  в  комнате. Сказал,  что  будет  обо  мне  заботиться…Но  я  со  слезами  объяснила,  что  не  могу  без  любви  …Он был  удивлён,  ведь  в  театре  успешно  работали  бывшие  жёны  и  т.д. имели  роли  и  звания  и т.д. И  конечно  же,  Ю.А.  был  достоин  любви! 
Но…не  было  таких  чувств  у  меня  к  нему, о  чём  и  сказала… И  перевела-  на необычную,  интересную  дружбу  наши душевные  платонические  встречи  в  его  доме, (где  ещё  жил  его  взрослый  сын  Женя  и  замечательная  старая  домработница  Васёна,  очень  набожная и  хорошо ко  мне  относившаяся.)
    Ведь,  Ю.А. был  в  душе  очень  одинок!  Что  я  сейчас   хорошо  понимаю:  творческий  человек,  да  ещё  прославленный –это  особое  душевное  «поле»  и  далеко  не  каждый  может  «топтаться»  по  этому  «полю»… Конечно,  мне  было  по-человечески,  интересно  беседовать  с  таким  человеком  и  режиссёром,  да  и  как-то  вообще  нам  с  ним  было   легко  и  хорошо  вдвоём  размышлять  на  разные  темы…  Я  сейчас  скучаю  по  Ю.А.  вспоминаю,  как  близкого   друга,  да  он  мне  в  письмах  так  и  писал  потом: «Твой  друг»! - когда  я  уезжала  на  гастроли.  К  сожалению,  в  самый  тяжёлый  период  моей   московский  жизни, я  порвала  эти  письма  и  открытки  от  Утёсовых  с  поздравлениями.  …(Отчаявшись  после   тяжёлых  перепетий,  когда  всё  мне  опостылело!) 
Но  сейчас  и  Ю.А  и  дом Утёсовых  вспоминаю  с  благодарностью, и  скучаю  по  этим  людям, привечавших меня  и  говоривших очень  обнадёживающие  слова  в  мой  адрес! Скучаю  по  нашим  хорошим  отношениям. Нынче  в этом люди
 "измельчали»… Все только собой  заняты!  Нет,  есть  ещё  у  меня хорошие   знакомые,  знаменитые тоже, - поздравляемся  с  днями  рождения,  но  очень  напряжённая  жизнь  стала!  Какая-то  бесконечная,  тяжёлая  «гонка», борьба!   Зациклены  все  на  себе!  А,  ведь,  в  столицах  раньше  в  другие  времена -  интеллигенция   и  аристократы  в  гостеприимных  домах обменивались   интеллектуальными  дарами,  творческими   беседами  и т.п.…Что  и  передано  нам  было в богатом  духовном  наследии!  (И  что  часто  создавалось  в  результате  таких  встреч  в  домах.) Но  сейчас  эти  традиции   уходят… 
Я  ещё  немного  застала  «осколки.  Жила  в  таком  доме  несколько  лет…
Где  и известная  артистка  Лиля  Гриценко  «укрылась»,  после  личной  драмы…
А  вскоре  из  заключения  приехала  одна  артистка  Малого  театра  и  тоже  там  пережидала,  пока  жильё дадут. Подробнее об  этом  доме  расскажу позже:  приютившем  и  меня  тогда…И  хорошо теперь  понимаю  значение  таких   творческих  людей  и  их  домов! Пьянства  там  не было! Жаль,  что   теряются  эти традиции  духовного  общения  людей  в  тёплой  обстановке!
Правда,  я   иногда   бываю  у  вдовы  Олега  Борисова,  моей  подруги  юности,  примерно  в  подобной  атмосфере,  но  не  часто…Люди   бывают  интересные,  но  все  очень  заняты,  да  и  я   редко  теперь  выхожу  в  «свет»… Думаю,  здесь  не  только  люди  виноваты… Что-то  вообще  в  жизни  меняется  в  худшую  сторону,  что  касается  человеческих  отношений! 
Это  требует  изучения и  затем  исправления  в  общей  атмосфере,  в  сторону  более  востребованной  человечности… Но снова  ушла  в  сторону  от  периода  моего  начального  появления  в  Москве…
Мне  приятно  сейчас  вспоминать  Ю.А. Завадского и  Л.О. Утёсова,  как   мужчин высокого  «класса»! Которые  в  памяти  таковыми  и  остались,  и даже  не  верится,  что  их уже  нет!  Потому теперь  по  тем  встречам  скучаю: 
они  дали  мне  силы  тогда!  И помогли  в  Москве остаться…
Их  именитость  не  отражалась  на  их  простоте  в  общении.…А это  и  есть  признак  величия!  Чем  более пустой  человек,  тем  больше  он «надувается»,  как  пузырь!  А  по-настоящему  большие  люди -  просты  в  своём  общении. 
Это  верный  признак того, кто  перед вами...
Ну  как  тут  ещё  раз  не  вспомнить  какое   было   хорошее  отношение  Л.О.Утёсова  ко  мне!   Сразу  же,  как  услышал,  увидел  меня в  старом  ЦДРИ  на  сцене,  где я  ему  пела,  чтобы  понять  остаться  ли  на  телевидении,
(где  познавала режиссёрскую  работу), - или  вернуться  к  пению? 
И  как  он  красиво  закричал  от  всей  души  возмущённо,  сидя  в  одиночестве  в  пустом  зале,  старого  ЦДРИ,  когда  я  на  сцене,   изображая  рыбачку,  исполняла  песню  Новеллы  Матвеевой  «Рыбачка»… Покраснев  от  возмущения  кричал:  «Вы  что?  Сумасшедшая?!»  Вы  же актриса,  и  голос  какой! 
Что  вы  там  делаете  на  этом  телевидении?»  И  так  взялся  за  меня! 
И  на  «базу»  к  оркестру  своему  «притащил»  …И  кричал  возмущённо  музыкантам:  «Послушайте  её!  Как  она  поёт!  А  её  не  берут  в  Москонцерт!  Говорят,  что  в  сорок  лет  уже  поздно!  Это  им - поздно!  Нельзя  так  смотреть  на  артиста!  Нужно  не  по  возрасту  судить,  а  по  таланту!»
И  крикнул  задорно  оркестру  своему,  музыкантам,  ожидающим  репетицию..
"Ну - ка!  Что  скажет  оркестр -петь  вам  или  не  петь?  Спойти им!"
Я  спела  новую  песню  молодого  композитора, который  сел  за  рояль..
Антивоенную  песню  о  плывущих  над  миром,  облаках...И  Утёсов  закричал  лихо: "Ну?  Что  скажет  оркестр?  Да  или  нет?"  И  его  оркестр дружно "рявкнул"-Да-а!  А  потом  он  сказал: "А  сейчас  я  спою!"           Вышел на сцену  и  спел  под  оркестр  в джазовой  обработке- романс:
"Звёзды  на  небе."  Я  запомнила  Леонида  Осипович  как  необычного  человека,  по-актёрски  приметив  его  повадку  "нести"  себя  как-то  плавно  ,  движения  его  были  уверенными  и  не  мельтешил, а "нёс"  в  себе  силу  и  значительность. Улыбался  больше  глазами,  с  хитринкой  посматривал  на  меня  и  с  добротой  некой  в  выражении  лица. Резких  движений  не было! Сразу  чувствовалось,  что  он  сильный и  умный  человек. Говорил  спокойно,  не  громко и,  вдруг неожиданно,  если  что-то  его  взволновало - кричал  страстно  темпераментно, как  вулкан  вырвавшийся,  доказывая  что-то...
    И  потом  опять  плавно  и  с  достоинством  двигался  и  говорил.
Когда  я  бывала  у  них  в  доме,  где  он  жил с вместе  с  дочерью  Эдитой  Леонидовной,(уже  оставившей  сцену),  то  она  меня  угощала  фруктами
в  большой  хрустальной  вазе,  рассказывая,  что  у  меня  "Всё  есть!"
Мне нужно  петь  баллады  и  т.п.  И  неожиданно,  тихо  из  другой  комнаты "выплывал"  Леонид  Осипович  с  длинным шнуром  и  телефоном  в  руках...Недолго  тихо  и  спокойно  говорил  что-то..и  так же  "загадочно"      и неожиданно  "уплывал",  утаскивая  и  свой  длинный  шнур  от телефона...      
Ведь  он  приводил  и дочь  свою  Эдиту  Леонидовну,  чтобы  она  меня  послушала  тоже… И  она  мне  сказала,  что  сделает  со  мной,  как  с  Бедросом  Киркоровым,  которого  тоже  по  возрасту  не  принимали,  а когда  через  некоторое  время  Утёсовы  объявили,  что  он  их  ученик,  то  те  что  не  принимали,  дружно  закричали:  «Ах,  какой  сегодня  праздник!»   
Так  им  понравилось  теперь  пение  Бедроса…
Я  никогда  не  забуду,  как  Леонид  Осипович  организовывал  прослушивания  моего  пения  девять  раз!  Но  на  девятый  раз  он  так  переволновался,  что  ему  стало  плохо!  Я  пришла  после  пения  в  гримёрку  и  вдруг ,слышу:
     «Утёсову  стало  плохо!  Вызвали  Скорую»! Делали  уколы  ему…Я  три  дня  боялась  потом  Эдите  Леонидовне  звонить!  Думала: «Уходокала-таки,  Утёсова!»  А  она  мне  говорит,  глянула  в  окно,  смотрю  «скорая»  подъехала!  Значит,  его  привезли!»  Всё  мне  повторяла:  «Ну  почему  у  вас  всё  так  сложно?!» Я  и  сама  удивлялась… И  до  сих  пор  так.       Впрочем,  повторю  слова  Льва  Толстого: «У безнравственных  людей  всё  просто!  У  нравственных – сложно  всё!»  Тешу  себя тем,  что  хоть  и  терялась,  но …«Падала  и  поднималась!»     Восстанавливалась  долго  после  нравственных  провалов!      А  Леониду  Осиповичу  Утёсову  удалось   все  же,  меня  устроить,  как  певицу -  с  приходом  в  Росконцерт  известного  директора  Юровского!     Всё  же  добился  этого,  заявив,  что я –«Явление»!  Такое  не  забывается!  Больше  меня  никто  «явлением»  не  называл! 
А  дальше  такие  перепетии  начались,  что  не  до  «явлений»  было!    Правда   и  Ю.А . Завадский  мне  как-то  сообщил,  что я  «гений»,  когда  я  ему   не  только  пела,  но   ещё  прочла  свою  пьесу  о  космонавтах,   (когда  их  ещё  в  помине  не было)!  Сказал,  что  правдиво  пишу,  а  известный  драматург    принёс  ему  пьесу  с  враньём  насчёт  большого  счастья  в  советское  время…  Тоже   долго  будешь  об  этом  помнить!   Но  в нашей  действительности,  как  оказалось,  талантов  мало- больше  нужны  некие  административные  таланты,  коих  у  меня  небыло!  Теперь  я  вижу  с  сегодняшнего  рпасстояния,  что  это  и  было  гдавной  моей  недостачей  тогда,  чтобы   выстроить  свою  жизнь  удачливее…
Но  тут  я  встретила  у  телеграфа  одного  артиста  знакомого  по  львовскому  театру,  уезжавшего  в  закрытый  город  под  Томском (Такой  же  секретный  атомный  город,  как под  Челябинском.)  И  он  рассказал,  что  многие  московские  артисты  туда «фрахтутся»  на  подработки,  т.к.  там  шла  двойная  зарплата, - и  что  нужна  актриса  на роль  Гертруды  в  Гамлете  и  он  поговорит  с  главным  режиссёром,  что  б  меня  с  этим  взяли  на  годик  подработать!  У  меня  в  это  время  начался  очередной  «закидон»:  спасения  очередного  известного  деятеля  искусств…И  до  того  он  меня  измучил! 
Что  показалось  это  предложение  выходом  их  создавшейся  ситуации,  да  и  денег  было  всё  меньше!  Это  был  тогда   такой  период  у  меня,  что  вообще  обо  всём  забыла! Чернота  пошла! (Причём,  сейчас  вижу,  что  сама  и  виновата  была! Зачем  не  туда  полезла?  Зачем  не  с  теми  «кашу  варила»?  Зачем  «по  льду  не замёршему  ходила»?  и т д.)  И  про  мамины  заветы  забыла!  И  проваливалась, под  этот «лёд»,  с  так  называемой, «любовью»…Правда  тешилась  тем,  что…гордая:  не  продавалась  за  театр! Ну  а  уж…помочь  другу -  забулдыге  известному, это  ж  чуть  ли  не  «святое  дело»…  (Я  даже  думала,  что  это  может,  и  пришла  большая  любовь? Он  же  без  меня помрёт! Уже почти  при смерти… Вшили ему  уже  что-то,  что  б  не  пил,
 а  без  меня  погибнет… Это и  был  тот  самый  знакомый  оперного  артиста,  который  летел  со  мной  в  самолёте  на  Москву  и  вышел  в  Харькове,  бас  тот  самый, что  и  дал  мне  телефон  именитого  пьяницы - «на  всякий  пожарный  случай»…)  А  тут  уж,  не  то  что «пожар»,  а  «всё  горело,  как 
в  аду»!  В  его  доме  сходились  тогда  «гремевшие  звёзды»  кино  и  театра…
И закусывали  все  только  водой  разбавленной  старым  пересохшим  вареньем,-  и  репетициями  спектаклей  в  коридоре  этой  квартиры,  когда  вместе  с  эмоциональными  порывами  знаменитостей - вырывался  густой  мат!  И  кое-кто  при  этом… пачкал  ванную…
Вот  уж  тут  Шиллера  вспомнишь,  ибо  меня  же  туда  «прикрепили»  в  неком  театре  как  раз,   для  репетиций  классической  роли… Так  что  срочный  вылет  на  передышку  в  дальний  закрытый  город  Сибири,  просто-таки  мне  был  тогда  необходим!  Что  я  и  сделала!
 И  там  сыграла  Гертруду ,  получая  письма  от  Ю.А.  с поддержкой…Где  он  посоветовал   через  год  возвращаться  в  Москву! И  тут  приключилась  интересная  история!  Вызывают  меня  на   междугородний  звонок.  Пришла…
Кричит  какой-то  в  трубку:  «Здравствуйте!  Я  Иосиф  Давыдович!»  Я  ему  радостно  кричу:  «А!  Здравствуйте, Иосиф  Давыдович!  Давно  вас  не  слышала!»   Думая,  что  это  тот  самый  Иосиф  Давыдович,  который  мне  в  карман  сторублёвку  положил  в  Харькове  при  вылете  на  Москву…
А  он  кричит:  « Я  директор  оркестра  Лундстрема!  Лундстрем  услышал  на  гастролях  во  Львове  ваше   пение  по  радио  и  мы  вызываем  вас  на  гастроли  в  Москву!»  Я  так  и  опешила! Говорю:  «У  меня  спектакли!»   
Он  говорит: «Возьмите  отпуск  на десять дней  и  прилетайте  срочно в  Москву!  Мы  вам  всё  оплатим!»  Тут  уж  я  поняла,  что  нужно  лететь!   Согласилась.  Взяла  отпуск,-  меня  напарница  заменила  в  Гертруде,   и  срочно  вылетела!
Сняли  мне  в  центре  Москвы,  в  гостинице  номерок,-  поставили  передо  мной  магнитофон  «Юность»- редкость  тогда  была  даже  увидеть  этот  магнитофон……Сказали:  «Срочно  выучите  две  песни! В  больших  залах  будем  петь  десять  дней! Я выучила  песню  Бабаджаняна  с  припевом: «Ну,  разве  ночь  над  миром  властна?»- и  ещё  джазовую  смешную  песенку… и  вперёд! Пришли  домой  к  директору  оркестра  на  встречу  с  Лундстремом… (Но  я ж  с  наивностью  своей  глуповатая  тогда  была,  как  вижу  сейчас)…Говорю  искренне  признанному  маэстро: «И  вам  не  стыдно  джазом  заниматься?  Лучше  бы  вы  были в  театре,  где  классику  ставят!»   После  учёбы  у  К.П.Хохлова,  я  на  классике  помешана  была!  (Но мне  другая  «классика»  досталась…) 
А  Лундстрем  очень  интеллигентный  мужчина,  мягко  ответил:  « Мы  работали  в  казанском  театре  после  возвращения  из  Китая,  где   жили.  Но  я  создал  этот  оркестр.  И  гастролируем  сейчас  по  всей  стране.  Скоро  будем  в  Москве  базироваться.  После  слушания  моего  пения,  сказал: «У  вас  есть  дар   интерпретации  песен.  И  голос  очень  красивый. Для  джаза  будет  хорошо. Контральто! Я  услышал  по  радио,  когда  были  на  гастролях  во  Львове. И  фамилия  у вас: «Шульженко - Строенко… Приезжайте  в  Москву,  если  надумаете,  к  нам  в  оркестр!  В общем, я  тогда  десять  дней  отработала   и  улетела  в Сибирь  работу закончить там  и  вернуться  в  Москву  опять!   
И Ю.А. сказал,  что  б  я  возвращалась,  пообещал,  что  поможет  определить
 в  какой-то московский  театр.  Так  и  договорились.  И  я  тогда  абсолютно  не  придала  значения  словам  Олега  Лундстрема  о  том,  чтобы  работать  в  их  оркестре,  настолько  мечтала  о  большом  искусстве,  о  театре!  А  джаз… это  мне  казалось  чем-то  низшим.  Не  достойном  моего  внимания… И,  когда  прилетела  в  Москву  после  года  работы  в  Сибтри,  Ю.А.  рекомендовал  меня  в  интересный  экспериментальный  коллектив  «гремевший  тогда» ,-под  руководством  Засл. Арт  Всеволода  Аксёнова,  создавшего  новый  жанр,  когда  соединилась драматическая  игра,  классический  оперный  вокал  и  симфоническая  музыка. Мы  работали  в  столице  и  в  городах,  где  были    симфонические  оркестры.   Но  что-то  у  меня  началось  опять  в  личном  плане…не  понятно,  что…   (Недаром  мне  не  раз  предрекали,  что  у  меня  с  этим  будет  напряжение…  И  Олег  Борисов  напутствовал  ранее,  что  с  замужеством  у  меня  не  получится  хорошего,  и  виолончелист  в   киевском  парке, предрекал  драму  в  личной  жизни, и  Пал.Палыч  из  Одессы - советовал  близко  мужчин  не  подпускать…Что-то  они  видели  во мне,  чего  я  не  видела…
Хоть  и  была  красивая! Вот  и  снова…«покатилась   кубарем»  в  одном   глупом  «романе»,  потом  в  другом..  Но  не  буду «рассаживаться»  на  этом  пагубном  явлении  для  любого  человека!  Сейчас  вот  нам  прожужжали  уши
про  "любоФФ»   такую!  Так,  что  уже  не  знаешь,  как  уши  заткнуть,  только  что  б  не  вспоминать  и  не  помнить,  и  не  знать   подобного! 
Хоть  нынче  это  как бы  «нормой»  даже  стало,  да  ещё  и по  ТВ  хвастают!  Тогда,  всё  же,  как-то  тише  было насчёт, «про  любофф»!
 ( Ох,  эта  чёрная  «любофф»!  Она  сгубила!  Ох,  эта  чёрная  «любофф»!  Зачем  ты  было?)…  Это  я  спела  романсовую  мелодию, когда  вспомнила о  так называемой «любви»… А  сколько  нынче  губит  людей  такая  «любоФФ»!
Сейчас  в  моём  сознании  ясно  видится  тот  период,  как  большая  потеря  души  моей  и  полное  непонимание,  как  себя  вести  в  этих  «предлагаемых  обстоятельствах»…В  период, который  был  назван  одним  приятелем: Московским   «чистилищем»…Словно  меня  «ослепили»!  И  я  двигалась  по  жизни  тогда,  как  движутся  слепые,  протянув  руки  вперёд  и  делая  неверные  шаги…Впрочем,  теперь  такие  падения   даже  афишируются,  как  доказательство  некой  сексуальной  привлекательности, а  в  те  годы  не  я  одна,  а  многие   артистки,  что  были  «нарасхват»  у  мужчин - даже  погибали,  теряя  не  только  профессию,  но  и  жизнь!  Я  была  на   грани  такого  исхода!…
( Ю.А.  видно  не  захотел  «будоражить»  мной  «свой»  театр  перед   остальной  женской  частью,  ведь  у  нас  с  ним  ничего  «такого»  не было,  а   появление  моё  там  было  бы  приметным…) В  общем,  какое-то  время  он  осторожничал..  Потом  настолько  сдружились,  что  хотел  было  взять  в  состав  труппы,  да  я  уже  повернула  свою  судьбу  к  пению,  а  как  это  произошло,  расскажу  дальше!
Всё-таки  Ю.А.  мне  очень  помог  тем,  что  попросил  принять  в  коллектив  Засл.Арт Вс. Аксёнова!
 Это  было  спасительное  для  меня  время, т.к  потом   и  поселилась  в  их  замечательном  гостеприимном  доме,  куда  в  те  годы  приходили  самые  известные  и  замечательные  артисты - легенды  театрального  искусства! 
С  удовольствием  хочу  вспомнить  об  этом  периоде  моей  жизни  и  работы  в   Москве, в этом   коллективе!   (В  следующей   главе.)