5. Договор. Отход

Владимир Воронин 13
Перешли к главному вопросу.
Оказалось, что никто из присутствующих не знает, где искать искомые источники. Но точно - не на левом берегу.
В станице, правда, есть одна ведунья, по имени Влада, которая знает, как вылечить травами любую болезнь. Проживает она со своим семейством на одном из островов дельты Дона, на отдалённом хуторе Лагутник. Она наверняка знает, где расположены источники.
По слухам,род свой знахарский  она ведёт как раз от той девушки, что убежала от своего отца, степного князя и пропала именно здесь, в этих местах.
На самом деле она не пропала. Она вышла замуж за тогдашнего атамана и нарожала ему детей. Это и была пра-пра-пра (не знаю в каком колене), бабушка нынешней ведуньи Влады.
Кстати, и муж Влады, Володимер, присутствует здесь. Ежели Круг позволит, он готов посодействовать нужде князя.
Но есть одна заковыка. Сейчас нерест. Рыба идёт из моря Азовского в Дон-реку, разлившуюся широко по окрестным лугам. Идёт, чтобы выметать икру, дать жизнь новому поколению казачьего благосостояния.
И пока рыба не пройдёт, пока не завершится нерест, пока Дон не вернётся в свои обычные берега, казаки, ни при каких условиях, не допустят кого бы то ни было к его берегам.
Тем более - стада на водопой. Спадет вода, тогда – пожалуйста. Казаки готовы переправить князя через Дон, готовы даже показать безопасные броды для его людей и стад. Не за бесплатно, разумеется.
А сейчас нельзя. Нет такой выгоды, которая сравнилась бы с рыбными стадами. А силы тоже никакой не хватит, чтобы справиться с жителями реки, называющими себя казаками, людьми вольными.
Правда, если князю действительно очень нужно попасть к источнику, он может подождать. К югу от Дона, в море Азовское впадает речка Кагальник, ещё южнее, как кожаный мокрый чумбур, (ремень для привязывания коня) извивается по степи речка Мокрая Чумбурка.
Ещё южнее камышами шумит ещё одна, без названия пока река. Ея, эту речку, могут взять во временное владение пришельцы, поить в ней свой скот, расположиться на берегу табором.
Вода в этих речках хоть и горько-соленая, но для скотины вполне сгодится. А для людей придётся рыть колодцы. Сладкая, питьевая вода, встречается в придонской степи редко, но встречается.
Ежели князя и его воинов устраивают такие условия, казаки готовы помочь. И в поисках питьевой воды тоже. Есть среди них такие кудесники, которые по отклонению ивовой веточки в руках определяют, где рыть колодец надобно.
Ну а ежели нет… тогда придётся пришлым испытать воинскую доблесть казачью. До сих пор казаков никто не побеждал, князю тоже вряд ли это удастся.
На этом переговоры закончились. Мулла попросил три дня, чтобы посоветоваться с князем, на что получил милостивое разрешение казаков и их атамана.
Уже из чистого любопытства, поинтересовался княжеский посланник, откуда казаки так хорошо тюркские диалекты и наречия знают, на одном из которых и шли переговоры.
Атаман усмехнулся в усы и поведал следующее: «А это от недостатка невест. Своих-то девок у нас не хватает. За молодечество среди казаков почитается приискивать себе жёнок среди племён соседних. Попросту воруют их казаки. Бывает, на полонянках, «ясырках» женятся.
Естественно, берут не что попало, а что получше, покрасивей. Потому и девушки в этих местах столь прекрасны лицом и статью. Жёны, как правило, через некоторое время воспринимают веру мужей, их нравы и обычаи.
Но скажите, пожалуйста, на каком языке говорит мать со своим дитём? Правильно - на родном.
А так как путешествуем мы много, практически в каждой станице есть казаки, говорящие по-татарски, турецки, калмыцки, даже по-немецки и итальянски.
Это двуязычие не афишируется особо. Между собой все говорят по-русски. Но многие еще пользуются и «домашним» языком, на котором разговаривают исключительно внутри семьи.
Кроме того, к нам, казакам, часто прибиваются дружинники, не угодившие тому или другому князю или хану. У них тоже свой привычный язык.
А с Дону, как известно, выдачи нет. Если уж казаки приняли в своё сообщество, то и биться будут, как за своего.
Правда, можно всю жизнь прожить на Дону, но так и не стать полноправным членом казачьего сообщества.
Такова, как правило,  судьба беглых крестьян из России. Они как были крестьянами, так ими и остаются. Правда, работают теперь свободно на себя, а не на барина.
Такая же судьба у ремесленников разных племён, нашедших работу и вторую родину среди казаков. Для большинства из них она никогда не станет первой.
Только женившись на казачке, иноплеменник приобретает некоторые права казака. И только его внуки, выросшие и воспитанные в казачьей среде, которые уже почти забыли, откуда родом их прадед, считаются казаками по рождению, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Но крайне неохотно идут казачки за иногородних замуж, даже вдовы. Много кровей разных народов намешано в казаках. Но мы всегда помним, кто наш отец и дед, какого мы роду-племени.
Помнят об этом и соседи-станичники. И опозорить свой род, свою большую семью – нет худшего позора для казака. А язык? Что язык?
Было время, когда все мы, человеки, на одном языке гутарили. Но возгордились. Принялись строить Вавилонскую башню. Вот Господь и рассердился, заставил людей на разных языках разговаривать.
Мы, казаки, не гордецы и не строители, против Господа никогда не пойдём. Но проживая среди народов разных, разные языки знаем, чтобы лучше понимать друг друга.
Потому как все войны и столкновения на Земле, от непонимания происходят. А ну-ка, представьте на мгновение, если бы мы вашего языка не понимали?»
Подивился мулла речам этим, но глубину и разумность их вполне понял. Уселся на своего белого осла и в сопровождении всадников отправился в лагерь князя.
 
                ОТХОД
Внимательно выслушал князь своего посланника. Не всё понял, но понял главное: придётся ему ожидать, когда казаки соблаговолят допустить его к источнику.
А пока, приказал отправить разведчиков к этой самой речке «Ея», которая и получила, с тех пор, столь странное название.
Разведчики вернулись скоро, они доложили, что река эта вполне пригодна для водопоя, что княжеские стада уже проходили её, берега отлоги и несколько болотисты, имеет много ериков и даже острова.
Достаточно далеко от казаков, чтобы их лишний раз не беспокоить и достаточно близко, чтобы быстро вернуться, когда понадобится.
Выбрали разведчики и место для княжеской ставки. Почти в устье Еи находится остров. Посреди острова абсолютно круглое озеро, рядом с озером – два древних кургана. Кругом вода, полно следов оленей и кабанов.
Последнее обстоятельство порадовало Джанибека. Охотником он был страстным. И хоть Магомет и запретил употреблять в пищу свинину, но охотиться-то он не запретил.
Тем более, что кабан дикий, он – кабан. Вроде даже и не свинья. Тем более – благородный зверь олень. Да и птицы там разной, наверное, немеряно.
А соседство курганов ничуть не смущало малосуеверного Джанибека. Считалось, что курганы – это огромные могилы людей, живших в этих степях прежде.
Но Джанибек знал и другое объяснение происхождения этих искусственных земляных гор. Дед ему рассказывал, что ему рассказывал его дед, как было на самом деле. Из поколения в поколение рассказывалась в роду князя легенда о происхождении курганов.