НА СТЫКе ЭПОХ

Спекулянтка Ру
Продолжение темы, поднятой в:
http://www.proza.ru/2013/12/03/954---"НЕ ВЕРЮ! "Оттепель" Тодоровского"
http://www.proza.ru/2013/12/05/1107---"НЕ ВЕРЮ! П.С."

Я уже написала, как бурно начиналось в конце 60-х зарождение молодёжных клубов по всей стране. И продолжалось очень интересно, жаль, недолго. Сколько, не могу теперь сказать точно. О прекращении деятельности самодеятельных коллективов не было объявления в СМИ, всё произошло тихо и незаметно, как бы естественным путем. По-моему, так же сошло на нет увлечение походами в то время, с обязательными гитарами и бардовскими песнями, имен авторов которых мы часто и не знали.

Мы, организаторы того кино-клуба, были очень неравнодушными политизированными молодыми(относительно) людьми, нам всё было интересно и всё не всё равно. Мы просто не заметили, что уже жили в новой эпохе, потом ее назовут застоем, а тогда все радовались, что наконец всеми осмеянного и размазанного в последние годы правления Хрущева сменил новый генсек, да ещё такой симпатичный. Последние годы хрущевского правления оставили в памяти мало приятного, окрыленные надеждой в первые годы, мы глубоко разочаровались  последними. А ещё наше известное: "Живая власть для черни ненавистна, она любить умеет только мертвых".
Но и это не всегда, а у нас - не часто...

Каждый человек имеет какие-то вехи в своей жизни, которые запомнились с документальной точностью, всё что было вокруг, тоже остается в памяти. Таким годом для меня был 1962-й, у меня родилась дочь, такое не забывается. Не забыла я и пустые продовольственные магазины тех лет. Кое-что стояло на прилавках, только купить это кто попало не мог. Послевоенных карточек не было, талонов более позднего периода - тоже. Все мы были прикреплены к определенным магазинам своего микрорайона, в магазине были списки из ЖЭКов с нашими именами. По этим спискам мы получали крупы, макароны, масло, мясо, про хлеб помню только многочасовые очереди. Купить  по спискам, можно было, естественно, если что-то из положенного нам оказывалось в наличии. Про нормы не буду говорить, всё уже стерлось в памяти последующими очень похожими событиями в нашей истории.
Помню черные макароны и пшено, которое возненавидела на всю оставшуюся жизнь. Очень хорошо помню, что молоко продавали какой-то период только детям по справке от врача. Помню, что моей дочери по медицинским показаниям молоко не полагалось...

Напомню - это 62-й год, до конца условного срока оттепели и правления ее инициатора ещё 2года.
Какое уж тут разливанное море радости?:)
Только много позже стало известно о Новочеркасском расстреле в 1962-ом, не на пустом месте произошли те события
Почти через 20! лет после окончания войны такие вот мирные будни.
Так что об окончании оттепели никто не сожалел, никто слез не лил.
Кстати, далеко не все ее успели  понять и оценить, думаю, и само это определение эпохи не тогда появилось.

**************
Такое вот коротенькое:) вступление получилось, чтобы было представление, в какой обстановке произошла смена эпох.
Новая приветствовалась всем советским народом, как и положено. И новые наши вожди, как абсолютно всегда это делается, очень хотели отметить свое восшествие какими-то светлыми делами. Я запомнила хорошо то, к чему сама оказалась причастной - создание по всей стране клубов по интересам. Насколько помню, движение началось в Новосибирском Академгородке. Думаю, идея родилась в кабинетах партии, претворение ее в жизнь было доверено комсомолу.
Так наш клуб курировал член бюро горкома ВЛКСМ, он был на всех наших заседаниях и просмотрах, участвовал в обсуждении и ненавязчиво направлял, он и сам был большим любителем кино. И вообще, был не только очень симпатичным,общительным, веселым парнем, но и просто умницей. Такие в комсомоле не были редкостью. О его роли в нашем клубе мы знали, любили его, дружили. Знали, что информацией о работе клуба интересуется не только комсомольский орган. Ну и что? Ничего такого мы не делали и даже не говорили...  Так нам казалось...
Напомню - все мы были политизированными детьми первых ярких лет оттепели.

В то время у нас, кроме своих журналов о кино, стали продаваться журналы соцстран, обычно на их родном языке. Незнание языка нас не останавливало, привлекала не привычная тогда замечательная полиграфия, те журналы было просто приятно держать в руках и рассматривать в них картинки.
Самыми интересными были польские журналы, там много писалось про кино, особенно, про авангардное  итальянское. В универе я факультативно изучала польский, любила его, свободно читала, все журналы про кино выписывала и покупала, потом переводила товарищам по клубу. Такое это было время. Мы за фильмом следили ещё до его появления в прокате.

И так получалось, что какой бы фильм мы ни обсуждали, всегда сворачивали к политике. Мы и фильмы для просмотра у себя отбирали не какие попало, а те, где было, что обсудить. Но мы и Свинарку, и Пастуха при обсуждении могли замешать в  полемику об особенностях текущего политического момента в стране и мире. Когда просмотр с приглашенными создателями ленты и с последующим обсуждением происходил в большом зале, часто в Доме Политпросвещения, то эмоции наши были относительно сдержанными, но если мы, только члены клуба, собирались в своем зале на 150 мест при кинотеатре, то нас просто заносило уже очень далеко в сторону от кино. Наш комсомольский куратор пытался нас поправить, советовал не отвлекаться от задач и целей клуба, делал это мягко, но мы его не слышали. Скоро к нам был прикомандирован новый наставник, он не повторил ошибки предыдущего и дружить семьями с нами не стал, а советы давал вполне конкретные: какие фильмы стоит брать для просмотра, а какие - нет, и актеров надо приглашать не каких попало, а обсуждения надо проводить в рамках темы...
Мы (и не только мы) не замечали, что на дворе другие времена. Появились более ощутимые ограничения: например, зал нам могут дать только днем в рабочий день, а это значит, что заполнить мы его не сможем, значит, не сможем получить денег за продажу билетов, без денег не сможем пригласить серьёзного режиссера-актера.

Гонорары тех лет не имели ничего общего с сегодняшними, но дураков ехать в дальнее Подмосковье за так не находилось. Не помню уже, какие расценки были тогда, и дензнаки, точнее их цена, столько раз сменились, да и не в цифрах дело. Дело в том, что деньги, точнее, их количество, и тогда имели значение.

Был такой эпизод в той нашей  жизни. Не помню уже, по какому случаю решили мы пригласить к себе Высоцкого. Я никогда не была его большой поклонницей, но согласилась с идеей. Поехали в Москву двое из наших мужчин для встречи с певцом-актером. Встретил очень приветливо, работой нашей заинтересовался, поприветствовал начинание. Когда речь зашла о визите к нам и о цене вопроса, весело рассмеялся: "Мужики! Не обижайтесь! Эти деньги я заработаю на любой площадке, стоит мне только дорогу перейти" Он был абсолютно прав - не ближний это свет, наш город. Это сейчас на Москву от нас идет 8-10 пар электричек, в пути 3 часа, а в то время ходил поезд с плацкартными вагонами, шёл он ночь. Конечно, звёзды приезжали к нам на машинах, но и это не меньше 3-х часов при хорошей погоде.
Так что встреча с Высоцким тогда не состоялась. Я увидела его живьем много позже в "Гамлете" уже, на Таганке.
Короче, так закатывалась звезда нашего киноклуба, думаю, судьба других похожа.
************

Жизнь продолжалась. Ватную удушливую атмосферу застоя почувствовали не сразу...
Уместно будет сказать, что и в самые первые годы оттепели, далеко не всё было дозволено. Про выставку в Манеже известно всем. Но у меня есть и свой пример из этого ряда, почти личный, потому что касается судьбы семьи моей лучшей подруги-одноклассницы. У нее был брат, на 4 года старше нас, красавец - копия польского артиста из известного фильма про собаку. Брат этот учился на истфаке нашего педа.
Это было в последние годы 50-х. Кино его и его друзей не интересовало, он увлекался фотографией серьёзнейшим образом. Его работы, естественно, черно-белые, были потрясающими уже тогда.

Так вот, он выписывал югославские журналы по этой тематике. Читать их было не только легко, но и интересно, не только для любитетелей фото. Тогда были очень сложные наши отношения с Тито. Ребята с истфака не могли не заинтересоваться этим вопросом. Скоро им в основном и занимались на встречах на квартире у брата моей подруги. Подробностей не знаю, знаю только что встречи продолжались не долго. Брат из института был исключён, как организатор подполья:))
Его отец, большой начальник отдела при  Обкоме партии, был от должности отстранен и сослан в самый дальний отсталый район области на рядовую должность в райисполкоме. Мать, преподаватель этого же института, была резко ограничена в часах, а скоро на несколько лет и сама уехала в глубинку к мужу.
Сам же герой этой истории не стал ни кочегаром, ни дворником, он стал блестящим фотографом, свободным художником, со всеми предсказуемыми последствиями и ранним концом...
Всё это было в оттепель, в ее первые годы.
Позже один из активистов того "подполья" станет директором своего института.

Был в моей биографии хрущевского времени и совсем личный случай из этого ряда.
Мой бывший муж ещё до нашей с ним исторической встречи на своё двадцатилетие получил в подарок от отца редкостный тогда саксофон. Имея хороший слух, быстро научился играть на нем и выступал на вечерах в том же нашем пединституте несколькими годами позже описанной истории с фотографом. Это было время, когда о саксофонисте Козлове с высокой трибуны было сказано: "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!" Руководство института не могло не прореагировать на сигнал, но обошлись малой кровью, из института не исключили, предложили сделать выбор между институтом и саксом, парень выбрал любимый инструмент, организовал джаз-банд, которые тогда только начинались. Его отец, секретарь Обкома по науке и образованию, отделался предупреждением по партийной линии, дали доработать до пенсии. Для мужа моего та история имела продолжение. Уже в брежневские времена он отказался голосовать из какого-то принципа. При  бурном обсуждении в горкоме комсомола этого исключительного случая припомнили уход из института и из комсомола исключили.
Так было...

Это всё я к тому рассказала, что никакую эпоху невозможно обрисовать одной краской...

Через 20 лет я опять окажусь в авангарде очередного начинания партии и правительства - Горбачев пришёл с идеей кооперативного движения.
Судьба последнего, в целом, не такая печальная. Об этом у меня написано много.
На первых порах все инициативы руководства всегда проходят при его поддержке, т.к. надо отчитаться наверх о выполнении, а лучше и перевыполнении задания партии.
Нас к регистрации в Горисполкоме просто на руках пронесли, затем интерес к нам остыл...

Вообще же, без привязки к каким-то конкретным делам, могу сказать, если хочешь что-то делать, если что-то новое рождается в стране, не оставайся просто наблюдателем в надежде подключиться, когда всё отладится, этого может и не произойти, а интересное дело пройдет мимо тебя.
И даже, если не получится, будешь знать, ты пытался что-то сделать, ты не проспал свой шанс.
Известно ещё, что и отрицательный опыт может быть очень полезным, если начинание было продуманным.
Абсолютно в каждом времени можно найти для себя  интересное, если не дело, то увлечение, уверена.
И каждая эпоха может оставить в памяти что-то светлое, наше дело его заметить.
"Не говори с тоской: их нет... Но с благодарностию: были!"
               

                ЭПИЛОГ.               
Без всяких  моих усилий я оказалась современницей нескольких очень разных эпох и их вождей.
Всегда всё происходило по одному сценарию: оптимистическое начало и безрадостный конец. Знаю по литературе, что и более ранние эпохи складывались так же. Почему?
Общее впечатление: к народу, в лучшем случае, отношение, как к народной массе, которая ничего не понимает. Народ не возражает, молчит и это его безмолвие цари принимают за обожание, чему способствует обязательное лицемерное окружение. Один из хорошо известных штрихов к эпохе Хрущёва, который внедрял в наших палестинах кукурузу: преданные журналисты снимали кукурузные заросли из положения лёжа, чтобы доложить об успехах проекта. И так во всем.
Мы довольны: назвали нашу вечную надежду на барина, который всё рассудит, патернализмом - хорошо.
Назвали воровство коррупцией, или нецелевым использованием государственных средств - нормально, начальству виднее, оно за это деньги получает.
Уважения к себе мы никогда не требовали, с приказами сверху всегда согласны,безмолвие - наша норма.
И вот цари уже "живут,под собою не чуя страны".
Грозный не сразу стал Грозным и Сталин пришел к власти не тираном.
"Короля играет свита"...


 П.С.               
О сериале "Оттепель", который и всколыхнул эти мои воспоминания-размышления. Внимательно досмотрела его до конца. Если простить авторам это искусственно притянутое за уши название и не искать дух обозначенной эпохи, которого я так и не смогла почувствовать, хоть очень хотела, то фильм весьма симпатичный, особенно последние четыре серии.
Подумала про себя - смогла бы я презренным языком прозы описать такое далекое и очень близкое мне время? Написать так, чтобы мне поверили, пожалуй, смогла бы; но вот, чтобы сегодняшний читатель почувствовал особую атмосферу того мгновения, по историческим меркам, не смогла бы.
Я не люблю сериалы, но пусть будут лучше такие, чем про бесконечные убийства.
По мне - только бы не стреляли, остальное прощу...


Фото автора, ест.