Диалог 8Б. Педагогическая конференция

Георгий Кончаков
А г н е с с а  С п и р и д о н о в н а (зав методкабинетом). Слово предоставляется Татьяне Владимировне, председателю цикловой комиссии социальных дисциплин.

Т а т ь я н а  В л а д и м и р о в н а. Тема моего выступления «Роль социальных дисциплин в нравственном воспитании студентов».

Сегодня, когда в условиях рыночной экономики деньги стали играть главенствующую роль в жизни каждого человека и общества в целом, произошла утрата нравственных ценностей. Наблюдается повсеместное падение нравственности. Деньги, богатство, погоня за прибылью затмили ум человека. Человек забыл о нравственных началах, о морали. Падение нравов произошло во всём обществе, совращённом рынком,  возможностью купить всё: честь, совесть, порядочность. Подрастающее поколение не знает, что такое нравственная ответственность перед родными, близкими, в трудовом коллективе, перед обществом. Во всех сферах жизни нравственность вытесняется деньгами.

Герой романа Достоевского «Униженные и оскорблённые» утверждал: «Всё для меня, и весь мир для меня создан… В основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм… Люби самого себя – вот одно правило, которое я признаю. Жизнь – коммерческая сделка».

Смотреть на жизнь как на коммерческую сделку стало привычным для учащейся молодёжи. Попросишь студента банку краски купить не для себя, для ремонта кабинета, «Гражданский кодекс» для занятий по основам законодательства, или там подскажешь,  достойный подарок преподавателю за его бескорыстную работу на ниве просвещения, так в ответ услышишь: «А что мне за это будет?» Торговаться начинает. Выпрашивать отличную оценку по итогам месячной аттестации или в конце семестра в зачётку. Совсем обнаглели дети. За любую просьбу цену назначают. А всё от родителей идёт. Родители – крохоборы бизнесом занимаются, деньги лопатой гребут, нет, чтобы поддержать педагогов, душу вкладывающих в обучение и воспитание их бездарных отпрысков, поощрить материально за оказываемые услуги, вдохновить на тяжёлый неблагодарный труд.

Взять, к примеру, рассказ студента, как наш преподаватель, фамилию называть не буду, за отличную оценку по спецдисциплине доллары принимал в резиновых перчатках. Это надо же до такого
докатиться. Преподаватель не доверяет студенту. На свет просматривает купюры. Да ещё должен заботиться, чтобы не оставить отпечатков на добровольном подношении студента. Разве в советское время возможны были такие взаимоотношения между обучающим и обучаемым?

Мне известно немало фактов проявления безнравственности со стороны студентов. Преподаватель по обслуживанию энергосистем на экзамене должен эзоповым языком объяснять, какую сумму, естественно в долларах, должен принести студент, чтобы успешно сдать экзамен. Преподаватель прерывает экзамен и говорит: Идите, подумайте десять минут. Другому – пятнадцать. В зависимости от благосостояния родителей. Те выходят, возвращаются с подсказанной суммой. А что сами не могли догадаться? Придти на экзамен и заранее порадовать своего преподавателя благодарным подношением?

На нашей цикловой выработалась другая практика. Мы так, как на спецдисциплинах не наглеем. У нас общеобразовательный курс. Знание наших дисциплин никому не нужно, только оценка. И экзаменов нет. Потому нашли выход. Даём студенту задание написать реферат, сразу уточняем: Напишите реферат в сто страниц. Кто на более высокую оценку – двести. В рублях. Наши преподаватели не такие алчные как на спецдисциплинах.

Считаю своим долгом высказать критику в адрес администрации. Иногородние студенты ютятся на одном этаже. А четыре этажа, предназначенных под общежитие, сдаются в аренду. И куда эти денежки идут? Объясняют, что в бюджет учредителя колледжа, коим является мэрия. А то, что директор от арендаторов в конверте денежку получает, это от нас скрывают. Почему бы не поделиться с преподавателями? Мы – один коллектив. Делиться надо, в виде премии выплачивать. А то какая же демократия? Никакой. Это несправедливо.

Но хватит про грустное. Коллектив нашей цикловой активно участвует в нравственном воспитании студенчества. Учебным планом не предусмотрена такая дисциплина как «Этика». В советское время преподавалась «Марксистско-ленинская этика». В гуманитарных учебных заведениях как обязательный предмет. В технических - факультативно, но с обязательным посещением занятий всеми студентами. Потому в обществе и нравственность была высокой, на должном идейно-политическом уровне. А что сейчас происходит?  По всем социальным дисциплинам часы урезали до минимума.

Но мы с честью выходим из создавшегося неблагоприятного положения. Преподаватели нашей цикловой, не считаясь с личным временем, прямо на уроках уделяют серьёзное внимание нравственному воспитанию. Экономист Лидия Михайловна так прямо, в открытую говорит, что в бизнесе обманывать друг друга нехорошо. Между бизнесменами должны быть прозрачные доверительные отношения. И налоги от прибыли надо платить по-честному. И зарплату платить не в конвертах, а по ведомости. Безнравственно обманывать государство. А если хочешь увеличить прибыль, делай так, чтобы никакая налоговая инспекция не подкопалась. Что надо делать в таких случаях, преподаватель понятным и доступным языком объясняет студентам. Я на этом останавливаться не буду. Это коммерческая тайна.

Или взять занятия по истории. Олег Александрович наглядно, на конкретных исторических примерах разъясняет. В горячих точках использовали волонтеров-конрактников. Хорошие деньги платили. Ведь люди жизнью рисковали. В советское время разные там Матросовы бескорыстно закрывали своими телами вражеские пулемёты. Сейчас время другое. И подход другой. Дураков нет, чтобы вот так, ни за что, ни про что жизнь отдать. В условиях рыночной экономики всё имеет цену. Министерство обороны установило цену и на человеческую жизнь. Кого цена не устраивает, пожалуйста, откажись. Рынок есть рынок. И потому за оказываемые обществу услуги деньги брать не зазорно.

Нравственность соблюдается и со стороны государства и со стороны наёмника, выразившего согласие убивать. Ведь убивает за правое дело. Это не киллер какой-то, что продался лишённым совести олигархам. В Библии есть заповедь: Не убий.  Но христианская мораль не возбраняет убивать врагов наших. Так в сочетании христианской и общественной морали воспитывает ветеран педагогического труда нравственное сознание будущих воинов. У нас большинство студентов юноши, им предстоит стать защитниками Отечества.
         
Самые благоприятные условия для нравственного воспитания  предоставляют социология и политология. Само содержание социологии внушает изучающим, что общество не может успешно существовать и развиваться без соблюдения социальных норм и в особенности нравственных. Всё это мы хорошо видим на примере современной России. Межличностные отношения в трудовом коллективе, успех в бизнесе не мыслим без соблюдения высоконравственных норм. Эти нормы обязательны в одинаковой степени для мультимиллионеров и нищих, оказавшихся на социальном «дне». Долг каждого олигарха проявлять заботу о тех, кто не имеет средств к существованию.

А людям «дна» не завидовать чужому богатству, а приложить усилия, собрать в один кулак волю и интеллект, чтобы подняться вверх по социальной лестнице и занять подобающее положение. Рыночная экономика, которую успешно осваивает и внедряет трудоспособный и трудолюбивый народ России, создала благодатные условия, чтобы каждый, кто был никем, тот стал всем. Яркий и убедительный пример – Чубайс. Кем был в советское время: преподавателем экономических дисциплин в вузе. Только и всего. А благодаря таланту государственно мыслящего человека достиг высот в эпоху реформ и возрождения капитализма в коммунистической России. В своё время и я, и Березовский на равных получили по одному ваучеру. Я с этим ваучером жила на зарплату, так и продолжаю жить.

А Березовский, располагая так же, как и я одним ваучером, нажил такое состояние, приобрёл такую собственность, что стал мультимиллионером. Обобщая факты социального развития нашего общества, Валентина Петровна доходчиво и умело подводит студентов к пониманию золотого правила: в наше время не обманешь, не проживёшь. Спросите в чём тут мораль? А в том, что нравственно всё то, что приносит пользу человеку.

Так ещё Ленин сказал: нравственно то, служит построению и укреплению коммунизма. От коммунизма народ России отказался, Ленин нам теперь тоже не указ, а вот нравственность для возрождения и процветания развитого капитализма нам нужна. Проворовался Сердюков в должности министра обороны. О чём это говорит? Безнравственно поступил министр. Кто в этом виноват? Советский социалистический строй, который воспитал несознательного элемента. Школа, в которой Сердюков получил образование. Учителя, которые не привили тех простых нравственных норм, от несоблюдения которых страдает наше капиталистическое общество. А ведь Сердюков был октябрёнком, пионером и комсомольцем. Пионерская и комсомольская организации несут ответственность за безнравственное поведение своего бывшего члена. Слава Богу, теперь нет этих недостойных организаций, которые плодили безнравственных мошенников и прохиндеев. А это значит, что сегодня всю полноту ответственности за нравственное здоровье общества несут учебные заведения и их передовой отряд – преподаватели.

А как Валентина Петровна удачно строит уроки по изучению политологии. Как гневно она осуждает депутатов Думы за недостойное поведение. Взять ту же неприличную выходку Жириновского, такого видного и представительного политика, когда тот выплеснул стакан воды на своего собеседника. А если бы там была не вода, а кислота? К каким трагичным последствиям мог привести описываемый инцидент. Пришлось бы вызывать скорую помощь, делать пластическую операцию. А всё из-за того, что учителя Алма-атинской школы, которую блестяще окончил юноша Жириновский, не воспитали в нем необходимых нравственных качеств.

А Зюганов. С виду такой благовоспитанный интеллигентный человек. Занимается натуральным мошенничеством. Пытается ввести в заблуждение тех, кто недоволен капитализмом и незрелую молодёжь. Хватает наглости заявлять, что справедливость и хорошая жизнь, якобы, настанет при коммунизме. Идёт на явный обман и фальсификацию. И находятся доверчивые люди среди нашего здорового, неподверженного веяниям коммунистической пропаганды общества, которые готовы следовать за Зюгановым в светлое будущее, голосуют за него и его партию.

 Поэтому Валентина Петровна на основании неоспоримых фактов и примеров демонстрирует, что политика – грязное дело, политика – это высшее проявление безнравственности  в человеческом обществе. И студенты, изучающие политологию, понимают и признают это. Среди них не найдётся дураков, которые захотят заниматься политикой. Они станут нравственно воспитанными специалистами и умножат нравственные ряды Российского капиталистического общества.

Про себя лично могу сказать без ложной скромности, что на занятиях по основам права использую в полное мере возможности нравственного воспитания на примере действующих законов. В правовом государственно нет противоречия между нравственными нормами и юридическими законами. Все наши законы нравственны. Наши законы стоят выше христианской морали.  Как сказал Иисус в Нагорной проповеди: «…кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую»?  Наш государственный закон провозглашает: за каждое преступление следует наказание. Другое дело, что в России во все времена, при любых политических режимах привыкли законы не соблюдать: и те, кто их устанавливает, и те, для кого они написаны.

Причём выработалась вредная привычка: закон не нарушают, его стараются обойти. А это также безнравственно, как и прямое нарушение. Поэтому я использую все средства воспитательного воздействия, чтобы студенты стремились к нравственному совершенству, сознательно усвоили необходимость соблюдения нравственных правил как при совершении преступлений, так и при соблюдении законов.

Могу с полной ответственностью заверить, преподаватели социальных дисциплин не жалели и не жалеют сил в деле нравственного воспитания студентов.

Благодарю за внимание.

Зал приветствовал окончание выступления одобрительными аплодисментами.

***
Автор: Тут уж ты загнул. Явно перестарался.  Ничего похожего Татьяна Владимировна не говорила. Чушь всякую порола. Этого у неё не отнимешь. Среди преподавателей умные люди – редкость. Про Татьяну Владимировну тоже не скажешь, что ума палата. Но текст этого выступления, полагаю, Ты сам сочинил.

Чёрт: Ничего я не сочинял. Больно надо. Просто подслушал внутренний голос докладчика, услышанное записал и представил на обозрение.

Автор: Насчёт внутреннего сказать ничего не могу. Я в этом деле не мастак. Но когда послушаешь ту же Татьяну Владимировну не на трибуне, высказывается очень похоже. Так уж повелось в России. Сколько существует, столько россияне живут по правилам двойной морали. Только эта способность не чисто русского происхождения. Двойная мораль присуща всем народам со времён Адама и Евы.

Чёрт: В том и вижу своё предназначение, чтобы с этим прискорбным явлением бороться доступными мне мерами. Надо, чтобы люди прочитали такую исповедь Татьяны Владимировны и за себя устыдились. Чтобы совесть у них проснулась. Чтобы почувствовали, что сами от неё далеко не ушли.


                http://proza.ru/2013/12/12/1168