Заметки о казачестве. Казаки и государственность

Михаил Ханджей
Работая с документами по истории казачества Дона, я обратил внимание на некоторые странности, над которыми призадумался и решил поделиться своими размышлениями с любителями казачьей истории.
- Как известно, первые упоминания о вольных казаках, дошедшее до нас, это XV век, а точнее 1444 год. Оно сообщало нам, потомкам:
«Придоша на них (татар) мордва, на ртах, с сулицами и с рогатинами и с саблями, а Казаки Рязанские такожь на трах, с другия стороны».

- Из далёкой старины, но уже XVI века, а точнее – 1557 года, мы имеем сведения, что атаман Андрей Шадра с тремя сотнями единомышленников ушёл с Дона в кумыцкие степи на Терек и в устье реки Акташе основал городок под названием Андреев, дав начало гребенскому казачеству.

Обращаю своё внимание на то, что ни упоминаний, ни каких-то отличительных признаков  «государственности»  в этих источниках нет.

Смотрю дальше.
- 1584 год. Донское войско давало присягу верности царю Фёдору Иоанновичу. - В1612 – 1615 годах войско переходило из ведения Разряда в Посольский Приказ и присягало на верность Михаилу Фёдоровичу Романову.
- В 1700 году по повелению Петра I изменили порядок сбора на войсковой круг, на который было велено приходить только станичным атаманам.
- В 1701 году донской казачий полк под предводительством казачьего полковника Максима Фролова принимал участие в войне со Швецией на территории Финляндии совместно с русской армией под командованием Шереметьева.
- До 1716 года Российская империя вела отношения с областью Войска Донского через Посольский приказ, как со всеми другими самостоятельными государствами (но не как с самостоятельным государством – курсив автора)
- В 1716 году войско Донское перешло в ведение Правительствующего сената.
- В 1721 году вступило в ведение Военной коллегии Российской империи.

Я заостряю своё внимание именно на этих основных данных, а не на довольно многочисленных источниках по истории казачества Дона, которые к вопросу не относятся.
В связи с этим: «На каком основании существует версия о том, что казаки Дона имели свою государственность»? Чем-то можно доказать? Ведь «Казачий круг» - это не Новгородское вече, а его бледное подобие, где «любо- не любо» горланят, папахи вверх бросают и тем решают – идти на разбой или нет.

Ивану Грозному пришлось завоевывать Новгород, как не входящее образование в состав его княжества, а самостоятельное во всех отношениях.

А о каком –либо казачьем государстве в Диком Поле источники имеются? Если они есть, то где зарыты? Так не бывает в природе обществ – народ есть, а сведений о нём нет. Разве это не относится к казакам Дона? Ведь они, как говорится, прошедшие
«огонь и воду, медные трубы и попали к чертям в зубы», что скопом в «Иванов , родства не помнящих» все превратились? И даже доказать не могут, что было государство в Диком Поле, а не каждый сам по себе гулял по воле, как то очень многие историки пишут.
Некоторые сведения о «чёрных клобуках» и «бродниках» в Диком Поле до и после татаро-монгольского нашествия на Русь также не говорят о какой-либо у тех государственности.

Не стану я морочить голову ни себе, ни вам вопросами, а скажу на основании вышеприведённых документов, что до 15-го века никакого «казачьего государства» в Диком Поле НЕ БЫЛО.

Не было его и в 15-м веке.

Не было его и в 16-м веке.

И в 17-м веке не было.

А в 18-м веке тем более.

Казачество было и существовало вплоть до 1946 года. Затем казачьи формирования были ликвидированы.
И теперь говорить о казаках Дона, что это самостоятельный народ испокон веков имеющий свою государственность, просто не серьёзно.

Обратим внимание на то, что:
Амурское, Астраханское, Донское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское, Уссурийское казачьи войска имели государственность только РОССИЙСКУЮ. 

А возродить казачью самостоятельность и государственность – это утопия, как некогда у Томмазо Кампанелла – образовать «островное коммунистическое государство».

На мой взгляд, вполне резонно высказанное донским казаком, создателем Мемориала, посвящённого казачеству, участнику съезда в РГТЭУ по проблемам казачества Владимиром Мелеховым:
«Парады, помпезные «Круги» и ощущение, что мы самодостаточны. Идёт мифологизация того, что существует» И далее - «Ни традиций, ни самодостаточности, - нет у нас ничего. Кроме памяти».