Фрагмент 24

Анатолий Винобер
8.04.04
Социальный механизм феномена справедливости берет свое начало в животном царстве, или глубже – заложен уже в законах физической природы, и является одним из инструментов функционирования космоса. Как и инструмент несправедливости, неравновесия. От результата взаимодействия, от особенности контакта, взаимопроникновения, зависит та картина реальности, которую мы видим и переживаем, к которой всегда следует добавлять субъективную трансформацию картины реальности нашими чувствами и сознаниями.
10.04.04
Понятно, что все уже сказали, просто еще раз хочется осмыслить это непознаваемое.
10.04.04
Общество бессознательно утилизирует достижения теоретиков. Интеллект, самый позитивный и социальный, чаще оценивается ниже всяких разумных пределов. Даже миф о справедливости, мирской или загробной, нисколько не улучшает ситуации.
Только самоутешение типа: "Я проник в тайну», «я знаю истину» и т.п., как соль на раны чудаков-теоретиков.
Трудно понять, каким образом философская мысль влияет на общественное сознание и бытие?! Особенно, философская мысль кафедральных и лабораторных мужей, плодящих печатные труды и озвучивающих эти заумные труды в студенческих аудиториях. Еще более трудно понять, в чем сущность и смысл философского открытия?! Как можно оценить смысл и глубину, возникающих в сознании отвлеченных идей?
10.04.04
Навязчивая мысль о многомерности и бесконечности смыслов – как тема философского исследования.
Смысл – это бесконечное падение в бездну - перед глазами сознания мелькают все новые и новые картины. Утрата смысла – это невесомость и бесприютность открытого космоса.
14.04.04
Сколько думающих людей, столько и философских картин мира. Философия сытого и философия голодного – это две далеких друг от друга философии. Человечество никогда не будет верить одной философской системе или одной религии.
Будет ли человечество единым организмом, единым разумом, единым духом?!
17.04.04
Когда выгребаешь мусор из души, важно не выбросить вместе с мусором свой мир и смысл. А чистые души бывают только у ангелов и лицемеров. Ангелы – это либо божественные создания, либо мутанты, обреченные на вымирание. Лицемеры – это просто самовлюбленные эгоисты, которым нравится жить в своем выдуманном мире, игнорируя чужие миры, как недостойные человеческого внимания и отношения.
26.04.04
Степень познаваемости мира определяется субъективно.
Признание глубины незнания и расширение границ непознанного, также имеет субъективную природу.
Объективно лишь то, что в оперативной памяти человечества присутствует только доля от всего процесса познания, которая служит основанием для всей суеты, материального потребления и произвольного формирования частных и общественных ценностей.
1.05.04
Мы часто совершаем насилие над мыслью. Но иногда, после этого ужасного поступка, рождаются прекрасные дети. А некоторые идеи дают долгосрочное потомство, порождая новые виды, новые сущности и новые смыслы.
1.05.04
Человек одинок не только во Вселенной. Даже на своей матушке Земле он столь же одинок, как и в космосе.  Выстроенная человечеством цивилизация («человейник») – это безнадежная попытка спрятаться от одиночества. В этом сото-муравейнике люди всеми способами плодят иллюзию суеты, забот, занятости и жизни в огромном сообществе, бессознательно убегая от страха одиночества. Страх одиночества – это последствие изобретения человеческого сознания. Но у зверей тоже есть страх одиночества, когда он захватывает, рождается протяжный волчий вой… Впрочем, волки могут выть совсем по другому поводу.
3.05.04
Если бы мы могли проследить путь, каким обычная человеческая физиология превращается в абстрактные идеи и учения, мы бы лишились понятия «чуда», познав абсурдный механизм человеческого мышления…
Знание – это великая иллюзия, проникающая в наши представления с помощью символа.
Знание – это иллюзия символического смысла.
Смысл – абсурд и игра случая.
05.05.2004
Люди придумали деньги. Эквивалент обмена и катализатор человеческой энергии. Деньги – как фокус устремлений.
Иногда на поверхность всплывают идеи. Но часто сказывается, что ради денег…
07.05.2004
Циркуляция человеческой энергии тесно связана с космосом и геомагнитным полем Земли, с погодой и солнечной активностью. Но у человека есть автономные источники расщепления и извлечения энергии, основанные на природном даре, либо на знании социальных механизмов. Поэтому отдельным H.S. удается выбиваться из массовой статистики и беспредельной зависимости от внешних факторов.
09.05.2004
Обретение смыслов – это не присвоение утилитарных знаний и погружение в новую иллюзию понятности мироздания. Обретение смыслов – это прочтение вспышек озарения на темной сфере нашего сознания и прикосновение к острым краям непознанного.
23.05.2004
Можно с успехом всю сознательную жизнь пребывать в иллюзии и никогда не сомневаться в собственной правоте и собственной интерпретации судьбы.
Можно умереть с улыбкой на устах, с непоколебимой верой в свои заблуждения.
И мы так мало еще понимаем, что означает философская вера в сомнение.
Может, это соглашение с разными мнениями, порождающее иллюзии, терпимость к мнениям и знаниям других. А может, это глубинная интуиция по поводу относительности верного  человеческого знания и мнения?..
Самоуверенность часто хранит нас от сомнений. И часто мы отдаемся всем своим существом в лоно религиозной веры, чтобы убежать от неуверенности и сомнений, в надежде обрести устойчивость в нашем суетливом, неустроенном и труднообъяснимом мире.
28.05.2004
«Духовная жизнь есть непредметная реальность» - Н.Бердяев.
Душа ищет дух. Дух не предметен. Но всё же он озаряет душу и она приобщается к Богу…
Почему мышление и душевное чувство не могут и не способны постичь духовной жизни и реальность Бога?! Где эта непроходимая грань между предметной реальностью и Богом или Духом, его непостигающим?..
29.05.2004
Думал, мятущийся дух ищет! Оказывается, нет его у меня. Просто страсти души и плоти и никакой духовной жизни…
А куда отнести мечты и радость озарений? К свободному духу или плотским страстям? Я говорю, что блажен, верую – и уже я причастен духу, уже мне доступен Бог, уже я во Христе… Заманчивый путь для невежд – разом все понятно, доступно – долой все сомнения и прочь инакомыслие.
Бердяевское определение свободного духа пока недоступно и непонятно мне, как субстанция для избранных, взлетевших волею случая в глубины, и также убогих, смиренных и нищих духом.
01.06.2004
 Второе, духовное рождение…
Возрождение духа, многократное возрождение, как дурная бесконечность или как стойкость духа?
Духовное мещанство часто бывает злобным по отношению к Истинно Духовному.