Кризис культуры?

Игорь Суриков
 
   Недавно мой сын дал мне ссылку на статью, в которой рассматривался вопрос, волнующий музыкантов. Это вопрос о кризисе одного из важнейших жанров музыки, жанра оперы. Я прочитал эту статью и нашел весьма убедительными доводы автора о деградации оперного жанра, как и некоторых других областей музыкального искусства. Эта деградация выражается не только в отсутствии новых выдающихся произведений, но и в уродовании старых классических опер новыми изысками в области режиссуры и драматургии. Так, стремясь приблизить старые постановки к реалиям нашего времени, режиссеры делают Онегина и Ленского в опере Чайковского гомосексуалами или наряжают героев в джинсы, кеды и другие одежды современного гардероба. Наоборот, «Руслан и Людмила» Глинки в постановке Большого театра обогащаются древнерусскими сарафанами, кафтанами, кокошниками, демонстрируемыми на фоне киевских палат времен Владимира Мономаха. По этому поводу известный театральный критик госпожа Турова замечает: «Нате, подавитесь этим вашим великим русским искусством, этим вашим великим народом. Вы хотели кокошников – их есть у меня. Вас начнет тошнить от них минут через пять, но вы их хотели – получите, распишитесь, вы же в главном, блин, театре великой страны». 
   Мой сын справедливо подчеркивает, что в наше время мало кто может назвать фамилию какого-либо выдающегося оперного тенора. В то же время во времена моей молодости все знали Лемешева и Козловского. Впрочем, мой сын неправ. Я знаю, по крайней мере, одну оперную звезду нашего времени, Анну Нетребко, и одного известного баритона Дмитрия Хворостовского. Речь идет также о том, что в кризисе находится не только опера, но и такие жанры классической музыки, как симфония, концерты для фортепьяно, скрипки и виолончели, сонаты и другие произведения крупного жанра. На смену всему этому появились мюзиклы, рок-ансамбли и поп-музыка. Очень бурно все эти годы развивалось музыкальное оформление кинофильмов, появление мелодий, сопровождающих драматическое кинематографическое действо. Таким образом, нельзя сказать, что музыка не развивалась вовсе. Просто произошло переключение с развития одного жанра на развитие других жанров музыкального искусства. Ведь во времена Баха, Моцарта и Бетховена кино не существовало, так что этим композиторам поневоле приходилось сочинять симфоническую музыку.
   В области музыки я хотел бы отметить совершенно другую неприятную тенденцию. Раньше, в особенности до 1917 года в России было распространено музицирование дома, пение романсов, вечерние концерты. Даже в моей вполне советской семье раньше часто пели хором русские народные песни. А сейчас мои дети и внуки только смотрят телевизор и слушают крики и вопли якобы музыкантов. Современная музыка стилей рок и поп направлена на то, чтобы довести слушателя до исступления. Этим она разительно отличается от музыки классической, которая умиротворяет душу, делает человека благороднее.
   Теперь переключимся на другую сферу искусства, на живопись. Кажется на первый взгляд, что здесь нет кризиса. Картины пишутся и продаются часто очень дорого на аукционах. Но это только на первый взгляд. В живописи также утвердились многочисленные стили, такие как абстракционизм, кубизм, сюрреализм,  поп-арт и другие, противопоставляемые реализму. Это стили, которые не предполагают наличие таланта (или этот талант очень специфичен) и длительного обучения, шлифовки своих приемов изображения действительности. Неслучайно появились картины, которые «создаются» обезьянами и другими животными. А чем картины авангардистов, включая Малевича с его пресловутым «черным квадратом», Шагала, Пикассо и многих других, отличается от «произведений» обыкновенных маляров. Актуальное искусство заслуживает произнесения старинной формулы из сказки: «король гол». Надо уметь честно говорить, что король голый, что это не живопись, а намазанный красками холст. Является ли авангардизм демонстрацией кризиса живописи? Я думаю, что нет, так как реалистическое, романтическое и жанровое искусство по-прежнему существует, но оно рынком отодвинуто на второй план. Достаточно назвать только двух известных представителей русского современного реализма, Глазунова и Шилова.
   Особо следует остановиться на проблемах современной литературы, прозы, поэзии, драмы. Современные литераторы-профессионалы часто жалуются на сложности с публикацией своих произведений в бумажном варианте, на дороговизну публикации книг, на проблемы с оценкой произведений и их авторов, на юридические проблемы с отстаиванием авторских прав. Вместе с тем надо отметить появление особого вида литературы, связанного с возможностью публикации в интернете. Это та область, которая касается авторов, пишущих, в частности, на наших серверах, проза.ру и стихи.ру. Практически безграничные возможности публикации в интернете привели к появлению огромного числа новых авторов и безграничного множества произведений самого разного качества. Большая часть этих поделок является мусором. Так на указанных двух серверах публикуются произведения более полумиллиона авторов, представивших на суд читающей публики миллионы своих стихов и прозаических созданий. В интернете публикуют свои произведения все, кому не лень отстучать в компьютере текст и выложить его на страницах того или иного сервера. Это не требует каких-то дополнительных денежных трат или прохождения этапа отсечения ненужного работниками редакций бумажных изданий. Видимо возможность публикации в интернете подрывает основы существования категории профессионально пишущих авторов. Профессия литератора отмирает. Но зато в интернете еще более остро встает проблема оценки качества произведений и проблема защиты авторского права. Ведь миллион стихотворений просто невозможно прочитать одному человеку.    
   Остановлюсь, наконец, на сфере, наиболее близкой мне, на сфере науки. Некоторые признаки кризиса можно отметить и здесь. В научных журналах стали встречаться множество публикаций, не имеющих практически никакой научной ценности. Неслучайно появление так называемой «шнобелевской» премии за нелепые околонаучные открытия. Некоторые журналы принимают к публикации всякие сомнительные статьи, которые успешно пропускаются некомпетентными рецензентами. Но это всего лишь издержки бурного развития науки. На самом деле, в наше время наука расцвела всеми цветами радуги. Это та область культуры, о которой невозможно говорить без восхищения.
   Но я хотел бы остановиться на том, что и в науке происходит смена «жанров», точнее областей бурного роста. В начале эпохи возрождения наблюдался бурный расцвет географии и обилие крупных и мелких географических открытий, включая открытие Америки. Потребности развития географии и навигации вызвали к жизни стремительное развитие, обогащение наших знаний о небе, планетах и звездах. По мере исчерпания неизученных уголков нашей планеты развивалась астрономия, а за ней и физика. Позднее ученые переключились на развитие биологии и особенности генетики, которая явилась предшественницей эры биотехнологии.
   В настоящее время помимо бурного расцвета биотехнологии наука переключилась на описание Вселенной. В ближайшие годы можно предвидеть всемерное развитие космографии и изучение ближайших к нам планет и новых планетных систем. Наступает эра великих космографических открытий. Ученые определили, что во Вселенной существует много миллиардов так называемых экзопланет, на которых возможна жизнь, а значит и предпосылки для возникновения разума. В ближайшее время мы с надеждой ждем открытий, которые позволят нам установить контакты с нашими братьями по разуму в других уголках Вселенной. По мере совершенствования инструментов и способов наблюдения неба увеличиваются наши знания о Вселенной и, в частности, об экзопланетах. Когда-нибудь именно на этом пути мы встретимся с сигналами обитателей других звездных систем.
   Итак, можно утверждать, что в современной культуре нет никакого кризиса, а происходит закономерная смена направлений развития, переключение усилий работников культуры с одного предмета на другой.