ИВЛ 62 К технике античного романа

Сергей Бурмистров
К технологии античного романа.

Фирменный стиль эллинистической прозы возникает как перечисление свойств предмета. Идеология античных греков предполагает покой персонажа; эллин не романтик, он доволен обществом и своим положением в нем, его характер стабилен. Следовательно, сюжет, чтобы быть, должен неожиданно с этим греком случиться.
   Удобно сначала задать греку хотя бы одну характеристику, профессию например, а потом - список людей или вещей, которые к нему имеют отношение. Текст будет перечислением этих вызовов - реакций.
   " речной поток, в горах бурный, на равнинах спокойный...", и так далее по Лукиану. Тон есть, видим условие и ответ, еще условие и еще ответ.
   Категория, перечень условий, чтобы не быть хаотическим нагромождением характеристик, должна иметь некое "направление с нарастанием", становление, по Лосеву.
  Иначе говоря, грек сидит на месте, или идет по делам, плывет стандартно, а его внешние события постепенно вовлекают во что-то оригинальное.
   Для оживления вводим противоречие неожиданностей, две новые стороны мира тянут грека в разные стороны. Хорошо, если это будут призывы к "возможным отношениям вместе с кем-то" ; тогда грек становится истинным эллином, держась в ответ позиции "мои вещи сейчас и я аполитичен".
Короче, "быт против лозунгов".
Характер грека не развивается, в этом слабость. Развитие сюжета зависит полностью от разнообразия обстоятельств.
   Золотой осел есть по сути перечисление сказок, Одиссея - перечисление мифов, известных Гомеру.