Что потеряли и что приобрели

Владимир Прохоров
«Самое интересное, что русскими по духу становились многие инородцы по крови» (цитата)
Лучше всего, почему так, сказал русский гений с африканскими корнями: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Обрусеешь поневоле, пообщавшись… То же можно сказать и об американском этническом "котле". Посмотрите на тёмнокожего Обаму – у него больше повадок и замашек янки, чем афроамериканца. Этот феномен влияния общественной среды на склад ума и стереотипы поведения людей метко выразил в своем "Горе от ума" А.С.Грибоедов фразой ставшей расхожей (как и многие из его гениального произведения): "На всех московских есть особый отпечаток".

А вот любимец немало ещё числа людей Ульянов русских не любил, иначе бы не стал «перековывать» (термин из времен стройки Беломорканала) их в интернациональную "голь перекатную". Характерно, что  до 1917-го при знакомстве  или общении на первое место ставилась не национальность, а конфессиональность, т.е  православный ты или мусульманин, буддист.

При власти коммунистов – какое у тебе социальное происхождение: от сохи ли ты, от станка или родители твои «лишенцы»-отщепенцы, т.е. раскулаченные, контрреволюционеры, «враги народа».

Если и поднималась на щит национальность, то только не русская. Это было «моветон» советской эпохи – говорить что-то похвальное государственно образующей нации - русским. СССР был не их государством, а общагой для всех советских людей. В новой общности «советский человек» - главным был не язык межнационального общения, (русский), а социальная принадлежность к трудящимся. И формально, чем проще трудяга, тем больше почета и уважения. Оно как-то и официально с шапок всех советских газет подтверждалось лозунгом: «ПРОЛЕТАРИИ всех стран соединяйтесь!» И на районной Доске Почета, как правило, помещались портреты передовиков производства: доярок, свинарок, скотников, механизаторов.

Так что понятие «русский человек» не статичное, а меняет свое содержание в зависимости от эпохи и времени, формы государства  и идеологии, тех национальных лидеров и героев, которые живут в его коллективном сознании.

Ни Ленина, ни Сталина к ряду национальных русских вождей причислить нельзя. Они были вожди пролетариата, шариковых-голодранцев… Ленин к тому же ополчился против "великодержавного русского шовинизма" ещё до прихода к власти большевиков. Да и Союз ССР был создан не сколько для русских, сколько для "наций-пролетарок". После 1945-го болгарские и чехословацкие руководителикоммунисты обращались к Сталину с просьбой о принятии их стран в состав СССР.

Поэтому крах ленинской идеи о построении бесклассового интернационального общества это начало возрождения российского национального самосознания.

Русский -  слово прилагательное: русский еврей, русский татарин, русский немец и любой другой, кто согласиться так себя величать. А кому неудобно – есть вариант: россиянин, т.е любой житель многонациональной России…