Фрагмент 23

Анатолий Винобер
26.02.04 21-22
Психосексуальная энергия общества и психосексуальная энергия государства – две безусловно перспективные темы, которые не получили в России должного осмысления. Кое-каким боком коснулся этого Кайтуков в «Эволюции диктата», но научное сообщество и интеллигентствующие круги этого практически не узрели. Но здесь – многообразие идей, мыслей, ассоциаций, образов и практических выводов.
Общество ведет себя женоподобно и активно играет (почти постоянно) роль слабого пола, слабого партнера, которого постоянно сношает сильное государство, через посредство своих диктатных и сверхизворотливых (в такой же степени сверхизвращенных) представителей, испытывающих психоэмоциональный (а может и физиологический) оргазм, при отправлении государственных функций и обязанностей, от ощущения себя властителями судеб и демиургами человеческой истории. Если бы мы внимательно глянули на содержание общественно-государственных процессов за последнее столетие в жизни России, мы бы обнаружили удивительные циклы и кривые пульсации психосексуальной энергии, обусловившей исторические результаты и последствия. Это многое объясняет, но не исчерпывает сущности исторических социальных процессов.
27.02.04 20-50
Весь кайф – в иллюзии смысла Бытия.
Когда нас нет, другие живые создают свою иллюзию. Мы можем в ней присутствовать в виде новых знаков и смыслов, но это будут просто знаки, а вовсе не мы сами. 
Суета всегда преисполнена означенных смыслов. Смыслы, в большинстве случаев, не имеют того значения, на которое претендуют. Живите и наслаждайтесь. Избавьтесь от избыточных и излишних смыслов. Нам их всегда навязывают.
28.02.04 8-15
Если сравнивать тексты Эпикура и Кристевой, то еще раз мы видим подтверждение парадокса исторического развития. Современные люди не становятся умнее и мудрее. Они становятся суетливее, тщеславнее, непостояннее, капризнее и мельче. Может слишком малоаргументированное утверждение, но оно верно отражает общую, господствующую тенденцию развития научного знания. Оригинальность, мутность и относительная неопровержимость заменяют глубину, афористичность и проницательность мысли. Умножение расплывчатых сущностей, непонимаемых самим автором – вот магистральный путь модернизма, постмодернизма и прочих ультра-маргинало-феномено- и экзистенцио- мыслителей. Главное – это непохожесть и предельная самоотдача в самозабвенном самовыражении.
29.02.04 11-30
После Р. Барта, произведения П.Куэльо (Коэльо) воспринимаются как талантливые, ученические (программные) работы. Главное достижение – простота языка бразильца, создающая иллюзию причастия у любого читателя к особому знанию. Тот же эффект Кастанеды. Эффект кратковременного действия, уводящий от серой реальности, но незаметно ускользающий из сознания читателя через некоторое время практически бесследно.
Писатели-прозаики, достигшие высот признания в обществе, это философы, создающие иллюзию понимания и доступности своих текстов, отмеченных печатью мистического и сакрального…
1.03.04 9-08
Для философии действия, философии практического освоения мира, необходима система мироотражения и сущности социально-природных процессов. Прагматизм и утилитаризм не на столь примитивны, как иногда кажется «улетающим» идеалистам и утопистам (и иже с ними- постмодернистам, деконструктивистам…). Философские основания (в философии действия) тесно связаны с праксиологией, с интуитивными механизмами адаптации и освоения материального мира (природы, природного окружения и содержания).
3.03.04 8-18
Может быть, деконструкция – это опыты по расшифровке тайных смыслов, функционирующих в обществе и общественном сознании ментальных архетипов, обуславливающих запрограммированное поведение и развитие? Попытки обнаружить истинные, глубинные механизмы функционирования человека и общества? И очень часто, эти опыты могут быть неудачными. Обнаружение глубинных архетипов – нелегкое занятие. Проще представить себе в качестве архетипа какой-либо «доморощенный» образ или сконструированный смысл, и объявить его исходным,  искомым, первоначальным, введя в заблуждение своих читателей, а заодно, и самого себя.
Таким образом, деконструкция может успешно плодить иллюзию нового прочтения текстов и новые интерпретации дискурсов…
 И потом, существует значительная вероятность утраты целого, реального феноменального, которые не укладываются в рамки искусственно изобретенного деконструктивного анализа.
Но множатся смыслы (которые имеют разные уровни, разную значимость, разную степень реальности) и быстро вырастает иллюзия нового знания.
Деконструкция, возможно плодотворный прием развития критической рефлексии, порождающей обильные теоретические (наукообразные) сентенции, претендующие на роль текстов нового научного знания.
5.03.04 7-50
Многие считают, что знают мир и хорошо разбираются в том, что происходит в жизни. Скорее, это не самоуверенность, а форма адаптации. Так действительно легче жить.
Но, вероятно также, что одним дается более цельное понимание мира изначально (по природе или от Бога), а другим оно просто не дано (не смотря на все попытки и старания понять мир). Я чаще отношу себя к последним. Мир для меня закрыт, не проявлен. Только штрихи и абрисы на поверхности, как смутные отражения на темной воде.
11.03.04 21-45
Когда каждая песчинка демонстрирует свою волю к жизни, какая гармония может выжить в этом хаосе притязаний?!
Но развалины заносит песком, а пепел размывают дожди времени, и снова глаз улавливает взвешенность линий и продуманность взаимопересечений. Снова на пепелище хаоса прорастают зеленые всходы гармонии. Но всегда и везде ли?
Миллиарды световых лет безмолвия – разве не ответ земным притязаниям?!
Знание ускользает, истина – растворяется. Остается мутная пленка иллюзии на поверхности океана нашего незнания.
14.03.04 9-55
Если процесс познания тесно связан с нашей субъективной психофизиологией, а последняя- обусловлена космосом, тогда космос – это единое поле, сотканное или самопорожденное идеально-материальной, мысленно-чувствующей субстанцией. А мы -  просто мельчайшие клетки единого, претендующие на самостоятельность и независимость в этом гигантском организме. Эта претензия, может, выльется в злокачественную опухоль. Умный, всемогущий организм её удаляет, либо излечивает.
А как установить гармонию со всем, что есть в Едином? Большей утопии придумать сложно.
18.03.04
Последнее время все чаще склоняюсь к философии утилитарного прагматизма.
Это когда думаешь только о себе и путях решения своих проблем (о своей выгоде), а все достояния и достижения мировой культуры и философской мысли существуют лишь как миражи в твоем удаленном (перекрытом пластами житейского императива) бессознательном. Возможно, в этом и есть смысл социальной адаптации в современном обществе.
19.03.04
Антология философских учений «разных времен и разных народов» мало подвергалась глубокому препарированию (реконструктивному системному анализу) с точки зрения здравого смысла и гуманистического прагматизма. Когда философ оценивает другого философа, это больше похоже на упражнение в изобретении несуществующих смыслов. Философская схоластика господствует почти всегда. И в средние века, и до, и в наше компьютерное время.
24.03.04
Чем  больше уделяешь внимания утилитарным, житейским, практическим задачам, тем дальше мысль удаляется от теории, от абстрактного понимания мира.
Многие люди живут не думая, и не задумываясь о многих абстрактных понятиях: о смысле, истине, познании, (интуиции?!). Живут «по наитию», рефлексами и спонтанными реакциями, чувствами, эмоциями, биологическими желаниями и потребностями. И часто преуспевают в жизни, занимая удобную социальную нишу, и обладая социальными и биологическими благами (ресурсами). Вероятно, рефлексия с теоретическим уклоном сильно тормозит социальную активность индивидуума и снижает его энергетический потенциал (?!).
25.03.04
Картина мира в нашем сознании зависит от нашего психоэнергетического потенциала, его чистоты и силы. В этом – значительная предопределенность. Когда психоэнергетический потенциал избыточен, фонтанирует, тогда нам кажется, что наша свобода почти не имеет границ, и мы можем творить чудеса.
Чувство любви вызывает мобилизацию психоэнергетического потенциала. И у всех по-разному.
1.04.04
Когда теоретическое знание теряет самоценность, оно становится утилитарной принадлежностью прагматического предрассудка.
Теоретическое знание, само по себе, не связанное с проблемами человеческого существования, это иллюзия эстетствующего рассудка.
Человеческий разум – одно из белых пятен, время от времени возникающих на бесконечно черном теле Вселенной.
Когда лучше узнаешь людей, пропадает удивление по поводу неустроенности земного бытия. Наоборот, начинаешь удивляться тому, что до сих пор это сообщество доминирующих скотов еще поддерживает свое существование, а ведь давно бы могли перегрызть друг другу глотки (как бывало не раз)… Видимо, заложенный в человеческой природе механизм всегда срабатывает «задний ход», когда человеческий маразм доходит до предела.
2.04.04
Иногда приходит удивление: «Как можно что-то знать, обладать достоверным знанием в этом относительном мире?»
Пустота на поверхности сознания – это полигон для прорастания самых неожиданных фантазий и конструкций, выражающих необъяснимо откуда появляющееся знание (или то, что претендует на знание и что мы называем знанием).
Нас ждут миры иные… Спонтанно возникла это фраза. Совершенно неожиданно для самого себя.
Душа находит успокоение вместе с пределом физического существования.
Её тоже унесет ветер странствий?
Мистики (настоящие) – это одинокие люди. Их миры почти никому не доступны и непонятны. А в нас заложено стремление, чтобы нас понимали (пусть иногда).
4.04.04
Долгое время я пребывал в иллюзии, представляя себя поэтом. Еще дольше – воображая себя философом, мыслителем. Теперь понимаю, что все время был и остаюсь, воображающим обывателем, не имеющим природного дара ни к поэзии, ни к философии.
7.04.04
Под давлением стресса цивилизации, исчезают духовные потребности или становятся примитивными. Доминирует философия выживания или прожигания жизни. Рефлексия кажется роскошью, пережитком или просто шизофренической слабостью. Потому что надо бежать, «давить на газ» или смотреть в прицел, опережая других, в надежде власти и обладания.