Вместо предисловия...

Виктор Потёмкин
       «Вещи фотографируют, чтобы изгнать их из сознания»… Именно так,
потому что невозможно удержать в памяти всё то многообразие красот и
впечатлений, которое мы видим в постоянно изменяющейся
действительности. Постоянства не существует, есть только постоянное
изменение… во всем и всего.
       По аналогии с этим, от личной истории избавляются в попытках
описать те или иные события и, связанные с ними состояния и
переживания, облекая все это, в лучшем случае, в какую-либо форму
любого вида творчества. Мы все несем в себе груз воспоминаний, когда-то
эта ноша становится невыносимой  тем, что постоянно напоминает о
нашем (как мы ошибочно считаем) долге и мнимых обязательствах. Мы
постоянно обвиняем кого-то в своих невзгодах, позже начинаем обвинять
самих себя, и происходит это до тех пор, пока не приходит понимание
того обстоятельства, что не виноват никто… и абсолютно ни в чем.
       Мы прозреваем, и нам становится ясно, что все то, что мы считали
нашей личной историей, по большому счету, нам уже не нужно, - оно себя
исчерпало и превратилось в балласт и тяжелую ношу в попытках увязать
прошлое с настоящим и будущим. А ведь ничего этого нет, а «есть только
миг», - миллионная его часть…

- Ты можешь держать в руках пленку с фильмом, - сказал он, -
совершенно законченным; середина и конец, и все это в твоих руках
сразу, в одно мгновение, в миллионную долю секунды. Фильм существует
всегда можешь сказать, что в нем произойдет, еще до того, как ты
войдешь в кинотеатр. Будут сражения и волнения, победители и
побежденные, романы и разочарования, ты заранее знаешь, что
все это будет. Но для того, чтобы фильм захватил тебя, для того, чтобы он
унес тебя с собой, для того, чтобы ты вполне им насладился, ты должен
вставить ленту в аппарат и пропустить ее сквозь линзы минуту за
минутой... Для того, чтобы пережить иллюзию, необходимы пространство
и время. Поэтому ты платишь деньги, берешь билет, занимаешь свое
место и забываешь о том, что творится за стенами зала. Твой фильм для
тебя начинается...
- А есть люди, которые вообще не живут в пространстве времени?
- А есть люди, которые вообще не ходят в кино?
- Понимаю, они получают знания другими путями.
- Правильно, - сказал он, довольный мной. - Пространство-время - это
довольно-таки примитивная школа. Но множество людей остаются со
своими иллюзиями даже тогда, когда те наскучивают им, и они не хотят,
чтобы свет зажегся слишком рано...
- Так вот почему кино так популярно! Потому что мы интуитивно
проводим параллели между фильмами и нашими собственными
жизнями?
      
       Но мы не хотим избавляться от своих личных историй. Настолько,
что начинаем писать автобиографии, иногда камуфлируя их в романы с
увлекательными сюжетами или в детективы. Это могут быть и философские
трактаты, и придуманные сказки и притчи…
      И, тем не менее, мы это делаем, когда нам  недостает мужества просто
напросто, - взять и выбросить. И забыть…
      
      "... Можно бросить все, что угодно, если тебе это надоело. Если
захочешь, ты даже можешь бросить дышать..."
      "… Если ты хочешь убрать из своей жизни облако, не превращай это
занятие в крупное предприятие, просто расслабься и не думай о нем.
Убери его из своих мыслей. Вот и все.

Облако не знает,
Почему оно двигается
В данном направлении
И с данной скоростью,
Оно чувствует импульс...
Мне нужно плыть сюда.
Но небо
Знает маршруты и смысл
Всех облаков,
И вы тоже узнаете их, как только
Подниметесь достаточно высоко
Для того, чтобы заглянуть за горизонт"…

— Но как можно избавиться от личной истории?
— Сначала нужно этого захотеть, а потом, действуя последовательно и
гармонично, в конце концов, просто отсечь ее.
— Но зачем?! — воскликнул я.
Моя личная история была мне ужасно дорога. Я совершенно искренне
чувствовал, что без глубоких семейных корней в моей жизни не было бы
ни преемственности, ни цели.
— Нельзя ли уточнить, что имеется в виду, когда ты говоришь «избавиться
от личной истории»? — спросил я.
— Уничтожить ее. Стереть — вот что, — жестко ответил дон Хуан.
               
    - Прочел я еще двадцать лет назад, в напечатанном на машинке
тексте, и понял, что есть в этом что-то, в чем есть логика и какой-то,
тогда еще неясный, смысл и определенное значение. Все правильно: в
какой-то день понимаешь, что того, что ты считал личной историей, - уже
давно нет, если под историей понимать череду сменяющих друг друга
событий и переживаний по тем или иным поводам. То, что нам казалось
реальным, давно уже превратилось в расплывчатые воспоминания,
которые, если о чем и говорят, то только о том, насколько все иллюзорно и
непостоянно. Исключая единственно постоянное – непрерывное
изменение…
— То, что мне известно… еще не является личной историей. Личной
историей становится лишь то, что знаю не только я, но и кто-нибудь
другой. Что же касается моего происхождения, то уверяю тебя; никто не
может сказать с уверенностью, что ему что-нибудь об этом известно...
— Видишь ли, — продолжал он, — наш выбор ограничен: либо мы
принимаем, что все — реально и определенно, либо — нет. Если мы
выбираем первое, то, в конце концов, смертельно устаем и от себя самих,
и от всего, что нас окружает. Если же мы выбираем второе и стираем
личную историю, то все вокруг нас погружается в туман. Это
восхитительное и таинственное состояние...
      Да. Наступает время, когда понимаешь, что действительно устал, -
и от самого себя, и от всего того, что окружает, а главным образом устал
объяснять свои поступки и занятия…

— Ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки,
как будто ты — единственный на всей земле, кто живет неправильно. Это
— все то же чувство собственной важности. У тебя его все еще слишком
много, так же, как слишком много личной истории. И в то же время ты
так и не научился принимать на себя ответственность за свои действия…
     Все верно. И сейчас вот, с чувством легкой грусти смотришь на свои
попытки написать все же какую-то историю, именно свою, уже теперь
только понимая, насколько наивно думать, что она имеет какое-нибудь
значение или смысл. И, тем не менее, что-то было несколько лет назад
написано, а вещи изгоняют из сознания, - выбрасывая их, или как в этом
случае с записями, - приводят их в какой-то порядок и переносят на
бумагу, чтобы, в конечном счете, это проделав, и на этом успокоившись, -
забыть...
                (Виктор Потемкин, 2001, Санкт-Петербург)


P.S. Вышеизложенные рассуждения можно считать и Послесловием к авторской
книжке "Явь, абсурд и иллюзии" (2012)...