Рассказ художника - ты мне нарисуй

Владимир Федоров 4
       
     В безденежные годы перехода к капитализму, в торговые выходные дни, желая подзаработать немного к пенсии и скрасить старческие будни, приходилось продавать  свои простенькие картины, выезжая на известный в Москве вернисаж -  Измайлово.
     Выставлялся у   давнего приятеля, с которым, мы поочередно выкупали крошечное арендное местечко, метра на четыре,  вывешивая на  деревянных, наскоро сколоченных решетках, свои непритязательные работы, изготовляемые в течение одной или двух  недель,  и успевшие высохнуть  к сроку реализации.
    Проводили там время, с удовольствием  тусовались, скучая, в компании, таких же, как я, кустарей, обычно оставаясь там,  в ожидании своего покупателя, на светлую часть дня.
   При возникающем у клиента интересе к работам, сбывал их,  особенно не торгуясь, лишь бы заработать  свою норму в тысячу рублей.
     Обстановка там была дружественая - художественной, да и коммерческой  ревности у нас друг к другу не было,  потому что каждый рисовал  свое, наработанное годами. Картины учитывали  специфический спрос небогатой публики, текущее время года и личные пристрастия. Мой товарищ, например, рисовал  полевые цветы, больше всего васильки или ромашки  в поле, в букете  или в венке, украшавшей  головку  милой девчушки.
     Другой сосед, участник наших закусок  на троих, выставлял работы своего племянника, рисующего белые березки, в разных ракурсах, помогая тому  учиться в  институте
   У меня сюжеты были ходовые,  проверенные не один сезон:      осветленный утренними лучами сосновый лес над  склоном ручья, или морской берег с далеким парусом в синеющем и сверкающем от солнца море, иногда, рассчитывая наудачу и рекламу, приносил приличную копию Парижского  пейзажа - «На берегах Сены» с картины любимого художника Сунг  Сэм Парка.
   В зависимости от погоды, и соответственно наплыва посетителей,  картинки потихоньку продавались, чаще всего их брали, кому ни будь в подарок, на день рождения или из-за какой либо важной даты, но это было редко, обычно,  нескончаемой чередой, шли праздно фланирующие семейные  пары, устроившие себе бесплатный культпоход. Заходя, случайно, в угол нашего дешевого салона, и осознав, где оказались, спешно покидали его.
       Были и особо заинтересованные  люди, надолго останавливались, всматривались, старались что-то расспросить, высказывались, что сами рисуют, и, в конце - концов, просили продать их собственные работы.  Мы  к этому привыкли, иногда соглашались и выставляли принесенную автором картину, если.
, конечно, она не выходила за пределы, установленных нами цен, т. е не была конкурентной.
        С  такими же вопросами и участвуя в наших беседах, появился мужчина, лет пятидесяти, сказал, что ему понравился Парижский пейзаж, он хотел такую же картину, в той же манере исполнения работу, но с московским видом.  Затем, обратился ко мне,
-ты можешь нарисовать картину с фотографии, и протянул мне в руки старый  снимок, выполненный не профессионально, по-детски.
   На туманном фото, был обычный угол дома, с мальчишками в обнимку…,
не понимая, что там можно изобразить, я удивился, и спросил
-Что здесь рисовать, этих сопливых пацанов?
-Сходим, я тебе покажу то  место, ты поймешь что нужно, это не розыгрыш, вот тебе задаток тысяча рублей, а дальше встретимся, договоримся.
   Тогда, к нам подходила разная публика, непризнанные художники, странные владельцы картин великих пейзажистов или просто под кайфом, но этот человек производил нормальное впечатление, тем более, что задаток - обнадеживал…
  Через день, засветло, в назначенное время, с этой тысячью, ожидал его у метро на станции - Рижская. Он появился в условленное время, и мы пошли  в сторону Сущевского  Вала, перемещаясь по переулкам старой Москвы, пока не вошли в обычный внутренний двор пятиэтажного дома. Он снова достал фотографию,
- сравни, вот видишь - это трансформаторная  подстанция, показывая на убогое серое квадратное сооружение, а вот это стена нашего  старого кирпичного здания и металлическая лестница, уходящая на пятый этаж.  Угол подъезда, с разболтанными давно некрашеными дверями. Вот смотри этот угол, - они здесь, все на этой фотографии.
    Единственная, стоившее внимания художника - урбаниста,   была старая, бросавшаяся в глаза, выщербленная от времени, красная кирпичная стена, какого- то вокзального лабаза,  отгораживающая этот двор, которая  могла бы еще представлять  интерес.
-Что тут рисовать, здесь ничто не напоминает воздушных  пейзажей художника Сунг Сэм Парка.
- Объясни, зачем это тебе.
- Я здесь вырос, тут я играл с ребятами в прятки. Мы болтались с гитарой по подъездам. Мы проводили, на этом углу полжизни, отсюда шли в школу, или таскать арбузы с Ржевского Вокзала.
Еще нарисуй девчонок, они здесь играли в классики. У меня есть старая фотография, но это все не то.
     Я задумался, рисовать, то к чему не лежит сердце, всегда трудно, надо было за что-то зацепиться, чтобы согласиться на предложение.
 -Я скоро уеду в  командировку, буду в Москве, через две-три  недели, продолжил он.
-Успеешь, я ответил
-постараюсь.
     Потом он предложил выпить…, в кафе - долго и интересно рассказывал о своем детстве в этом доме, о друзьях, о том, как гоняли они в футбол на том углу, что показывал на фотографии, о хороших и плохих соседях, поминая их в именах, где  я окончательно запутался, о трудном  детстве без отца, и что он, сейчас, ни в чем не нуждается.
 Еще  вспомнил,  как приводил в  свою квартиру девушку с Марьиной рощи,  которою он безумно любил, через тот самый подъезд, и которая его не дождалась.
 Рассказ его был столь трогателен и правдив, что представилось свое детство и юность, в общем, то, сходные, с его.
 Запомнились его слова,
-Иногда, сняться сны о детстве, я  просыпаюсь с легким сердцем, и весь день бывает хорошее настроение. Теперь ты понимаешь, что я хочу его чуть-чуть вернуть - то ушедшее время,  в живых, ярких красках.
   Меня  задела его история  верой в возможности и волшебство художника.    Еще раз приезжал туда во двор, набрасывал эскизы, изучал другие городские пейзажи, пытаясь схватить их ностальгическую грусть и любовь к ушедшему. Я уже понимал  настроение и задачу.
Через три недели мы встретились
      Принес две картины, с различными сюжетами, решив - пусть он выберет сам. Он забрал обе. Потом заказывал, копии для своих друзей, щедро расплачиваясь. Одну копию  нарисовал себе и, глядя на нее, вспоминаю свой одноэтажный родительский  дом, из моего детства, у  деревни Чертаново, которого  давно нет.



 Изображение - Дворы нашего детства. Художник Владимир Парошин,