Федя-офеня

Валентина Колбина
               

Случайно увидела фрагмент передачи «Дёшево и сердито», которую ведёт на первом канале писательница Дарья Донцова. Гостья ведущей – женщина пенсионного возраста - рассказывала, как она своими руками отдала мошенникам деньги, скопленные за целый год со своей небольшой пенсии.

….Однажды на улице рядом с ней остановилась машина, и какой-то мужчина попросил незнакомку его выручить. Он объяснил, что ему надо срочно в аэропорт – вот и билеты куплены, - а коробку с посудой надо куда-то пристроить. Не брать же её с собой.   Незнакомец тут же открыл эту самую коробку и показал кастрюли, отливающие ярким блеском. «Вот вам, бесплатно, - торжественно сообщил он ошарашенной женщине. – Мне всё равно этот набор девать некуда. Не выбрасывать же его».
Когда изумлённая женщина согласилась и приняла эту, чудом свалившуюся на неё посуду, проезжий молодец предложил ей купить красивую большую коробку, где находились столовые предметы. Вилки, ложки, чайные ложки и ножи, упакованные в разные отсеки, поблёскивали позолотой.  Наверху лежали белые перчатки. Это к тому, что столовые предметы очень дорогие, и трогать их голыми руками нельзя. Как в ювелирном салоне.
Сначала мужчина сказал, что данный комплект стоит очень дорого, потому что металл какой-то «особенно особенный», и комплектов таких – раз-два и обчёлся, но женщине он может сделать скидку.

Он назвал невероятно большую сумму в евро, и случайная покупательница, которая только что оказалась счастливой обладательницей набора кастрюль, отказалась, сославшись на то, что таких больших денег у неё нет. Тогда ушлый торговец поинтересовался, какой суммой она располагает. Узнав, что у неё есть деньги  на книжке, предложил свозить женщину в сбербанк. Несмотря на то, что был субботний день, они нашли дежурный банк, женщина сняла деньги и отдала мошенникам 150 тысяч рублей.
Понятно, что в последствие выяснилось, что всё приобретённое таких денег и не стоило.
Я посмотрела, как бедняга уже в студии показывает Донцовой сберкнижку, где сделана расходная запись, послушала советы ведущей, как себя вести в таких ситуациях, и в памяти сразу возникли подобные ситуации, в которые приходилось попадать мне и моим близким.

Давненько, в начале девяностых, мне тоже навязали набор блестящих кастрюль. Да ещё не один, а сразу два. Взяла себе и детям. Позднее оказалось, что в посёлке он стоил сотни на полторы дешевле. Что уж теперь переживать. Главное, кастрюли пригодились, и мы эти два набора поделили на три семьи. Прошло почти два десятка лет, а часть кастрюль до сих пор используются по назначению.

Года через два мы с сыном повезли младшую дочь в Ижевск, откуда она отправлялась в молодёжный республиканский лагерь. Алёша остался ждать в машине прямо в центре города у министерства, а мы пошли искать место сбора молодёжи. Спустя час я вышла и увидела, что рядом с сыном сидит прилично одетый молодой человек. На нём был строгий костюм, отглаженная белая сорочка, галстук, начищенные туфли. Мне подумалось, что этот человек не иначе, как сотрудник одного из ведомств. 
Увидев меня, он вышел из машины и сказал сыну, что подойдёт минут через пять. Сын рассказал, что в этот день в городе проходит акция, и мы - счастливые обладатели набора из шести предметов. Причём совершенно бесплатно. Надо только этому парню заплатить какие-то налоги, пошлины…  А сам набор – бесплатно.

Не прошло пяти минут, как этот паренёк принёс два набора. В них были электрическая  расчёска-массажёр, комплекты гаечных ключей, отвёрток и ещё каких-то инструментов. В большой коробке лежала детская электрогитара. Она была нарядно оформленной: цветные кнопочки, какие-то клавиши, лампочки. На ней можно было наиграть разные мелодии. Даже ноты прилагались. Сейчас я не помню, сколько мы заплатили,  но позднее из любопытства я поинтересовалась в магазинах, сколько стоит вся эта приобретённая нами ерунда.
Конечно, мы переплатили.  По магазинным ценам – немного. Но ведь эти Феди товар берут с оптовых баз. Понятно, что навар у них бывает приличный.

Почему – Федя? Так назвал себя тот молодой человек, который настойчиво убеждал Алёшу в том, что мы совершенно случайно стали сотыми-двухсотыми счастливчиками - обладателями наборов.
Когда в следующий раз, находясь в городе, мы остановились у Сенного рынка, и к нашей машине  подошел молодой человек с радостным известием, что в городе проводится акция, и нам снова подфартило, я просто закрыла окно и не стала слушать сладкие речи офени-коробейника.
 
..Пару месяцев назад к нам в дверь постучали, и на пороге оказались две девицы с сумками в руках.  Когда я спросила, что им надо, одна ответила вопросом на вопрос: «Что, так и будем разговаривать за дверью?»
Зайдя в квартиру, она скороговоркой начала объяснять, что я оказалась в числе тех счастливчиков,  которым от их фирмы достаются ценные подарки. При этом она начала доставали какие-то коробки и коробочки. На мои слова, что я всё равно ничего не возьму, эта федя-офеня продолжала говорить о каком-то счастливом моменте, который мне выпал, что таких счастливчиков всего пять человек. Я – самая последняя, а те, четверо, уже забрали свои счастливые наборы и сейчас, наверняка, пьют чай из нового чайника, гладят бельё новым утюгом, и делают пюре с помощью нового блендера.
 
Все коробки распечатывались и из них извлекались предметы быта: электроутюг, электрочайник, электромиксер, блендер ….  По словам девушек всё было каким-то супер-пупер-приобретением.  В качестве рекламы называли бабу Зою из соседнего дома, которая, не раздумывая, взяла такой набор и была очень довольна. 
Я пыталась несколько раз переспросить, как же это всё бесплатно. С чего это?
Девушки подтвердили, что всё бесплатно, что у них на фирме сейчас проходит акция, только надо за всё это заплатить налог в сумме четыре тысячи восемьсот рублей. Только и всего.  Узнав, что я не обладаю такой суммой, что пенсия у нас будет только на днях, они предложили занять у соседей.. 
..Когда феди-офени поняли, что старались напрасно, что втюхать набор не удастся, их разочарованию  не было предела.

Была попытка навязать книги...  Как только на стук я открыла дверь, молодой паренёк с ходу заявил, что у меня интеллигентное лицо, по которому видно, что я много читаю. Он  хочет подарить мне книгу известного современного писателя, который не раз номинировался на получение каких-то литературных премий. Мне обязательно надо познакомиться с этим удивительным творением. Он тараторил, не давая мне сказать ни одного слова. Несколько раз звучало: «бесплатно», «бесплатно»….   Но когда я со своим интеллигентно-начитанным лицом протянула руку, чтобы взять заветную книгу, федя-офеня, моментально отреагировав,  сказал, что надо оплатить доставку. Всего рублей триста пятьдесят. Вот так бесплатная книга?!

В передаче «Дёшево и сердито» несколько раз подчёркивалось, что не стоит связываться с такими разносчиками товаров, не стоит брать товар с рук, безо всякой гарантии. Но жизнь есть жизнь. Раз ходят по квартирам такие офени, значит, есть еще среди нашего брата доверчивые покупатели.
               
А офени, кто этого не знает, - это торговцы мелким товаром, которые появились на Руси несколько веков назад.  Они ходили по сёлам и сбывали товар. Что касается мелкого товара коробейников, то всегда в ходу были иголки, пуговицы, карандаши, ручки, перья, игральные карты, гребёнки, мыло и тому подобное. Каждый коробейник формировал свой ящик с товаром в соответствии с теми потребностями, которые есть в каждой деревенской или сельской семье, проживающей в отдалённой от торгового центра местности. Чем отдалённее местность, чем реже туда заглядывают другие торговцы, тем больше было шансов у коробейника продать свой товар по высокой цене. А если товар оказывался ещё и редким или незнакомым для данной местности, то для торговца открывались возможности для откровенного обмана в цене.  А чтобы обмануть покупателей офени-торговцы придумали свой тайный офенский язык.
 
Как и в былые времена,  в профессиональные навыки современных коробейников, входит владение навыками ораторского искусства, умение убеждать и преподносить информацию о своём товаре. Короче говоря, умение найти доверчивого покупателя и суметь втюхать ему совершенно ненужный товар. В этом я убедилась на своём горьком опыте.