Корабль и его душа

Вячеслав Абрамов
Почему моряки любят свой корабль? Любят особой, неявной и непоказной любовью. Конечно, не так, как дом родной. Бывает, свой корабль ругают, обзывают корытом или лоханкой. Но узнают его издалека и чувствуют трепет в душе. И даже скучают по кораблю, если случается скучный отпуск.

Кто не любит свой корабль – он, как ни крути, уже не моряк. Даже если он и стал моряком.

Когда ты уже не служишь на корабле, эта любовь смешивается с ностальгией. Когда служил, особой привязанности не ощущал. Не осознавал. Что делать, часто на службе, да и в жизни  что-то оставляешь за кормой. Многое потом уходит за горизонт. Но корабль не забывается. Потом обнаруживаешь, что помнишь его отсеки, коридоры и трапы, помнишь даже его шум и запах. Бывает, даже щипанет глаза.

По существу сего вопроса я вот что думаю. Корабль – это то, что объединяет, дает опору и уверенность на зыбкой воде. Опоры и уверенности потом нам всегда не хватает. Не хватает единения, чувства локтя.

Корабль – это не просто очень сложная конструкция из железа. Это механический, но организм. Подчиняющийся другому организму – экипажу.

Настоящий моряк чувствует душу корабля. Она есть. Это поле из мыслей, чувств, переживаний, взаимозависимости и взаимной ответственности. Это поле оседает в его отсеках, на палубе и в надстройках. Даже на мачтах и антеннах.

Как икона ценна не изображением и окладом, а намоленностью, количеством и качеством обращений через нее к Господу. Так и корабль имеет свою «намоленность». Моряк уповает на себя, на товарища, на корабль и на Всевышнего. Он чувствует силу единения. Он живет товарищами и кораблем.

На корабле тебя окружают самые разные люди. Каждый вроде бы сам по себе. Но после длинного звонка и слов «Боевая тревога» по трансляции они становятся одним целым, соединяясь между собой и сливаясь с кораблем.

Моряк начинает уважать свой корабль в море, во время выполнения учебно-боевых задач. Нет такого, кто бы не почувствовал мощь корабля, превышающую мощь стихии. Грозная сила оружия показывает себя сама.

Конечно, моряк чувствует и оторванность от берега, от родных и близких. Он и скучает, и тоскует. Но чрезмерно скучать море не дает.  Оно тоски не переносит. Корабль переносит все, кроме лени и равнодушия. Корабль требует включенности. Корабль учит правильному восприятию жизни. Учит главному в жизни – терпению.

Когда корабль стоит у причала, со всех сторон в него лезут суета, напряг и бестолковость обычной жизни. В море все становится на свои места.

Многим не нравятся требования и придирки командира, старпома или механика. Они отвечают за корабль и за экипаж вместе с тобой. Потом понимаешь, как это не просто. Понимая, говоришь «спасибо».

У корабля врагами бывают не только боевые единицы и средства поражения противника. Душу корабля тревожат и коробят необдуманные проклятия отдельных мало думающих женщин. Они раздаются не тогда, когда корабль привязан к причалу или пирсу, а когда он долго болтается в море. Бабы-дуры не понимают, как кораблю бывает обидно. Не его вина.

А в некое недавнее время у кораблей появились враги, которых не видно. Москва далеко, но руки у нее длинные. Эти враги оказались страшнее супостатов с глупыми бабами.

Кто-то узрит в изложенном слишком много чудачеств и избыток пафоса. Такой взгляд имеет право быть. Мой же взгляд – это реакция на звучащие сейчас звуки похоронного марша. Они доносятся с похорон величия Российского Флота. Это и реакция на шипение резаков по стальным корпусам. На росчерки в бумагах, по которым корабли продаются в металлолом. Либо покупаются для использования в шоу, будоражащих чувства американцев и их преданных друзей.

Еще немного времени наши былые символы единения и уверенности в зыбком мире будут внушать страх, а потом станут посмешищем. С душой каждого корабля мы продаем часть своей.