Становление и расцвет древнегреческой философии

Лекторий
             
                Страной с исключительно высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII-VI вв. до н.э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.


                А) МИФЫ

                МИФОЛОГИЯ - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII-VI вв. до н.э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Причем так, что мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. С другой стороны, фетишизация природных яв¬лений была вызвана слабым развитием производительных сил и бессилием человека перед природой. Памятниками древнегреческой мифологии счи¬таются "Илиада" и "Одиссея" Гомера, сочинения Гесиода "Теогония" и "Труды и дни", отражавшие образ мышления человека родового общества.

                В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос по¬нимается здесь как абсолют, божество, но античные боги - это ничто иное как те идеи, которые воплощаются в Космосе, т.е. законы природы, управ¬ляющие им. Иными словами, законы природы называются богами; идеаль¬ные боги - это обобщение соответствующих областей природы. Итак, с од¬ной стороны, Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало), а с другой - как произведение искусства, что является специфическим античным художественным его пониманием. Представление греков о мире сводится к представлению о нем как о театральной сцене, где люди - актеры, а  все вместе (мир и люди) - порождение Космоса.



                Б) НАУКА  И  МИРОВОЗЗРЕНИЕ

                Реальная наука для древних греков - это всегда практика, поэтому они  не отличали ремесло и искусство от науки, включая в культуру все виды материальной и духовной деятельности. Еще одной особенностью древнегреческого мировоззрения является внеличностный характер свойственного ему космологизма. Здесь нет абсолютной личности, как в Средние века, а в качестве такого абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле.

          Отсюда и характерные для древнегреческого мировоззрения два подхода к трактовке возникновения и развития материальной культуры.
           1. Согласно первому (Протагор), упорядоченным развитием общественной , жизни люди обязаны богам. Причем, у греков боги - человекоподобны не только по внешнему облику, но и по поведению: требуя подчинения, они не отнимали у человека способности мыслить и судить о чем-либо, включая и саму волю богов.
           2. Второй подход (Демокрит) творцом культуры считает человека, ко¬торый создает ее, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Именно таким было первоначальное понимание культуры как целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение его самого. Поэтому древние греки, подчеркивая свое превосходство над дикими и необразованными варварами, различали в культуре два противостоящих друг другу начала: природное и нравственное.

            С уничтожением родового строя и возникновением рабовладельческого происходил переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы.


                В) МИЛЕТСКАЯ  ШКОЛА. СОФИСТЫ.

            Первыми представителями прогрессирующего отмежевания от  мифологии стали сторонники ранней философской школы Древней Греции, а вместе  с тем Европы, - МИЛЕТСКОЙ  ШКОЛЫ, основанной Фалесом в г. Милете (крупный торговый центр и порт на греческом побережье полуострова" Малая Азия). Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу,   развитый милетскими мыслителями - ФАЛЕСОМ (624-547 гг. до н.э.), АНАКСИМАНДРОМ (610-548 гг. до н.э.)   и АНАКСИМЕНОМ (2-ая половина IV в. до н.э.), заключается прежде всего в том, что общую первопричину .. всего существующего они искали в реальной действительности. ФАЛЕС видел эту первооснову или "архе" всех природных вещей в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все превращается. АНАКСИМАНДР объявил в качестве "архе", из чего все возникает и во что все разрешается, "апёйрон", т.е. "беспредельное" - нечто среднее между воздухом и  водой. Третий представитель милетской школы (АНАКСИМЕН) считал основой всех явлений воздух, который, разряжаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения - в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности в ней самой.

                Роль представителей милетской школы в становлении и развитии
древнегреческой культуры не ограничивается областью чистой философии, а распространяется одновременно и на естественнонаучные знания. Так, ФАЛЕС определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение. АНАКСИМАНДР изготовил солнечные часы, карту суши и моря. АНАКСИМЕН занимался изучением астрономии. Таким образом, их философские знания аккумулировали в себе, в определенной степени, и естественнонаучные.

               В противовес материализму милетцев выступила МАТЕМАТИЧЕСКАЯ  ШКОЛА  ПИФАГОРА (580-500 гг. до н.э.). Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи, как бы они ни отличались друг от друга, обладают количест¬венной характеристикой. Однако, чрезмерно абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа - это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный ре¬лигиозно-мистический характер, на что потом обратил внимание крупнейший представитель древнегреческого идеализма Платон.

         Продолжателем милетской школы, в определенном смысле, выступил великий диалектик античности Гераклит (544-484 гг. до н.э.). УЧЕНИЕ  ГЕРАКЛИТА - это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его.
Введенное им понятие "логоса" как мировой закономерности - ведущая категория его философии. Известно свыше ста фрагментов из его сочинений, сутью которых является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. ГЕРАКЛИТ считал, что "мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, за¬кономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим." ГЕРАКЛИТ по праву считается одним из основоположников диалектики.

         Особое место в культуре Древней Греции принадлежит  СОФИСТАМ, наиболее известными среди которых были ПРОТАГОР (490-420 гг. до н.э.) и ГОРГИЙ (около 480- около 380 гг. до н.э.). Софистов не без оснований считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. Защищать любую точку зрения становились самоцелью, Таким образом, в основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: благо - это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло - то, что причиняет страдания. При таком подходе на задний план отступали натурфилософские проблемы и основное внимание уделялось психологическим сторонам личности  этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип софистов: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".



                Г)  СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ.

               СОКРАТ совершил поворот в древнегреческой философии от Космоса к Человеку, считая главными проблемами человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели. Он и начинал свою философию с фиксации этического момента, в некоторых ситуациях едва не отождествляя понятия добра и мудрости (если данный человек мудр, то он, как правило, добр и наоборот) и тем самым предельно сближая предметы философии и этики. Новым в учении Сократа являлось и то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствую¬щие противоречия. Этот момент диалектики являлся, безусловно, шагом вперед, сделанным Сократом по сравнению с его предшественниками.


               Материалистическая линия атомистов, особенно в лице её главного представителя Демокрита, встретила ярко выраженную отрицательную реакцию со стороны идеалистов, прежде всего ПЛАТОНА  и его школы. На формировании философских взглядов ПЛАТОНА огромную роль играл его учитель СОКРАТ (около 470-399 гг. до н.э.), который не оставил после себя письменных трудов, а сведения о его воззрениях почерпнуты, главным образом, из "сократических сочинений" ПЛАТОНА. По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протогора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь явилось то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.
 
              Основные философские положения СОКРАТА нашли логическое продолжение в трудах ПЛАТОНА (427-347 гг. до н.э.), учение которого - первая в истории философии форма объективного идеализма. Для ПЛАТОНА подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей - миру идей. Земные, материальные несовершенные, преходящие предметы - лишь тусклый отблеск, тень мира идей С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентирована не на формирование совершенной" личности, а на совершенствование человеческого рода, совершенного общества, а отсюда и на создание идеального государства.

                ПЛАТОН делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам, стремящимся к созерцанию красоты и порядка, к высшему благу. Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем, и им ПЛАТОНОМ отводилась роль правителей в идеальном государстве.
Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью,  мужеством,  подчинением долгу.  Это  -  качество воиинов  или "стражей" безопасности государства. Люди же вожделеющего типа долж¬ны заниматься физическим трудом, обеспечивая материальную сторону жизни общества и государства. Это крестьяне и ремесленники. Общей же добродетелью для всех Платон считал "меру", а высшим из всего, что может существовать на Земле, - справедливое и совершенное государство. Поэтому у ПЛАТОНА человек живет ради государства, а не государство ради человека, т.е. ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.

С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик - АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.). Вечные идеи ПЛАТОНА он считал лишь поэтическими метафорами, пустыми абстракциями, которые не могут отразить сущность предметов, не могут быть причиной их возникновения и уничтожения, а также познания вообще. АРИСТОТЕЛЬ критикует положение ПЛАТОНА  о существовании идей независимо от чувственных вещей. По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации ПЛАТОНА. Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета. Так, форма кирпича, по его мнению, по отношению к самому кирпичу - форма, а по отношению к форме дома, который из него построен, - материал. Неорганическая природа, сама по себе, - форма, но она же - материал для органической природы и т.д. Лестница форм идет от низшей природы к высшей. На каждой следующей ступени - больше формы и меньше материи. И наконец, есть такая высота, когда форма не имеет материи (здесь АРИСТОТЕЛЬ противоречит сам себе, допуская форму без материи). Это - форма форм, высшая форма, которая, согласно философу, является основой всех существующих форм и высшим совершенством, целью каждого предмета.


                Д) АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ  ДЕМОКРИТА  И  ЭПИКУРА


                Важную роль в философской культуре Древней Греции сыграла АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕМОКРИТА и ЭПИКУРА (наиболее развитая форма античного атомизма), которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом - неделимый) - мельчайших неделимых частиц и пусто¬ты, в которой движутся эти атомы. Они отличаются друг от друга количе¬ственно, т.е. размером, формой, весом и положением в пространстве. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуются личные вещи. Двигаясь в пространстве, атомы сталкиваются, образуют вихрь, в результате которого они соединяются и разъединяются. Отсюда - возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов.

        Мир по  ДЕМОКРИТУ,  не хаос случайных явлений, всё в  нём  причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию по¬нятие причины и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит вместе с тем отрицал случайность, отождествляя ее с беспричинностью. С точки зрения современного исследователя, в философии Демокрита присутствует своего рода статистическая закономерность, описывающая процесс, в котором случайность и необходимость взаимосвязаны и обусловливают друг друга, т.е. мы видим здесь как бы классический пример сочетания необходимости и случайности.

           Отдельный человек (как отдельный атом), а не общественное целое, - отправной
пункт ЭПИКУРОВСКОЙ ЭТИКИ. Социальная этика ПЛАТОНА и АРИСТОТЕЛЯ уступает здесь ИНДИВИДУАЛЬНОЙ этике. Индивид - первичен, все общественные связи и отношения людей зависят от отдельных лиц, их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Таким образом, общественный союз - не высшая цель, а лишь средство для личного благополучия индивидов (полная противоположность платоновской идее идеального государства). Высшим же удовольствием Эпикур считал невозмутимость духа - катараксию, душевный покой и безмятежность, для достижения которых человек должен научиться умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму.


                Ж) СТОИЦИЗМ И СКЕПТИЦИЗМ


           Другим течением эллинистической культуры был СТОИЦИЗМ, который возник в начале III в. до н.э. и просуществовал до конца античности, до официального закрытия всех философских школ императором Юстинианом в 529 г. Основатель стоицизма - ЗЕНОН из Китиона, а его завершитель - ХРИЗИПП. Продолжателями этой школы являются ПОСИДОНИЙ, СЕНЕКА, МАРК АВРЕЛИЙ.

              Философия для стоиков - не просто наука, а прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Главным же достоинством мудреца стоики считали свободу человека от власти внешнего мира. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям; сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Согласно этическому учению стоиков, сущность человеческой свободы заключается в следовании мировой закономерности. Основой человеческой свободы является единство разумного и природного. В том - Основа идеальной жизни. Избежать мировой закономерности, т.е. необходимости, человек не может. Поэтому единственное, что ему остается, так это действовать согласно необходимости. Природа для стоика - это рок или судьба. "Примирись с роком, не сопротивляйся ему" - вот одна из запове¬дей Сенеки. Таким образом, в следовании мировой закономерности и за¬ключается, по мнению стоиков, сущность человеческой свободы. Поэтому истинное счастье человека считали стоики, - в "согласованности" человеческой жизни с логикой мировой закономерности.

               Заслугой стоиков в этой области явилась догадка о роли человеческой деятельности, правда, деятельности разумной, духовной, а не практически преобразующей. Поэтому они не видели социальной обусловленности человеческого поведения. Они знали, каким не должен быть нравственно воспитанный человек, но не знали и не могли указать реальных путей достижения идеала, кроме одного - покончить жизнь самоубийством. В известном смысле, стоическую этику можно назвать этикой умирающей Римской империи, на развалинах которой заканчивало свое существование еще одно направление эллинистической культуры - СКЕПТИЦИЗМ.
Наиболее крупными представителями скептицизма были ПИРРОН (известный как основатель скептицизма), АГРИППА, КАРНЕАД, СЕКСТ ЭМПИРИК.

               Искусно использовав мастерство диалектической аргументации и I удачно соединив его с убедительной логической аргументацией, скептики  сосредоточили внимание, в основном, на противоположных определенностях античного философского мышления, на его взаимоисключающих положениях и противоречиях. Собирая и сопоставляя отдельные положения I различных философских систем и факты обыденной жизни, человеческой практики, скептики выявляли в них противоречия и противоположности.  Используя субъективно примененную гибкость понятий, они хотели показать всю сложность решения для человека проблемы: как отличить истинное от ложного, а отсюда возникал вывод о невозможности действительного познания истины.

               Несмотря на то, что эпикуреизм, стоицизм и скептицизм, в основном, продолжали проблематику прошлых учений, они в известном смысле оригинальны и представляют нечто цельное, решительно отличное от прежних философских школ. Страстно враждуя друг с другом, эти течения, однако, имели общую логику развития, общий предмет исследования - человека, человеческую жизнь, цель которой они усматривали в счастье и спокойствии личности; свою же задачу они видели в определении условий и средств достижения этой цели.

                З) НЕОПЛАТОНИЗМ
               
              Противоположная линия в культуре эллинизма представлена НЕОПЛАТОНИЗМОМ, основателем которого был ПЛОТИН (202-270 гг. до н.э.), а систематизатором и завершителем - ПРОКЛ (410-485 гг. н.э.). Неоплатонизм явился переходной ступенью от древнегреческой к средневековой культуре и выступает в качестве среднего звена, завершившего идеалистические направления античной философии и послужившего одним из элементов в становлении христианской теологии, ее мировоззрения! Неоплатоническая философия сохраняет содержание античной философии, но в новой, мистической и религиозно-философской форме, выступая своеобразным завершением философии Платона и ее интерпретацией в духе христианской религии единого Бога, являющегося принципом и первоосновой всего существующего.

                В рамках античного мировоззрения это учение было своего рода философским ответом на духовные запросы образованной части римского общества в условиях кризиса, охватившего все стороны жизни - от хозяйства до идеологии. Неоплатоники пытались восстановить ощущение единства Человека и Космоса,  их учение, было своеобразным сплавом мистики и логики. В основе его лежала триада: Единое (совершенный абсолют) и истекавшие из него Ум, Душа. (Материя - аморфная субстанция (или прямо - зло), которая гасит импульс духовности, исходящий "через Ум и Душу от Единого. Душа, присутствующая в человеке, должна взойти к Единому через состояние экстаза и воссоединиться с ним. Неоплатоники не отрицали существования низших богов и демонов, но концепции Бога-личности у них, в отличие от христиан, не было.

       Таким образом, неоплатоническая философия выступила в качестве среднего звена, завершившего античную философию и послужившего одним из элементов в становлении схоластической теологии средневековой культуры.


___________________________

О семи самых известных греческих мудрецах вы можете узнать на моей странице "Просвещение"  http://www.stihi.ru/avtor/grislis2