Часть 7. Взрывник - дядя Вася

Александр Васильевич Стародубцев
   Приезжает взрывник Василий Васильевич и закладывает в них взрывчатку, выработанную заводом в форме колбасок. «Колбаски» Васильевич закладывает в шпуры осторожно. Работает один и обычно в ту пору, когда кончается смена и в подземелье никого не остаётся. А если взрывают в средине смены, всех рабочих отправляют на ствол, в самое удаленное от забоя место.

    Каждую шашку-«колбаску» Василий Васильевич провожает в скважину аккуратным деревянным шестиком. Ведет бережно, выверяя  каждое движение руки и чутко улавливая тот момент, когда заряд дойдет до конца канала.

   Когда шпур заряжен почти полностью и остается место только для одной шашки, Васильевич вынимает из отдельной коробочки запал и, оголив кончики его проводов, скручивает их намертво между собой, чтобы на капсюль случайно не попал какой-нибудь случайный электрический заряд и не спровоцировал преждевременный взрыв.

   Шашку с детонатором он загружает особенно чутко. А потом трамбует устье скважины «сосисками» глины. Трамбует до тех пор, пока на месте шпура не образуется ровная поверхность, из которой торчат два разноцветных проводка.

  Затем он начинает ворожить над шпуром следующим. Так он корпеет над каждой точкой пока не заложит последний заряд.  Управившись с зарядами, поочередно разделяет замкнутые провода запалов и вяжет их к проводам магистральным. Покончив с этой работой, идет к выдолбленной в стене нише, в которую выводит провода от запалов.

   Там его уже ожидает десятник.  Он прибором проверил наличие в воздухе забоя газа-метана. Если метана не больше, чем допустимо, десятник дает добро на взрыв зарядов. При проведении взрывных работ в забоях шахтеры не любят употреблять слово взрыв, пользуются выражением – отпалить забой. Васильевич присоединяет провода к «адской машинке» - коммутатору и, взглянув на десятника, выдыхает:

  – Ну, будем… –
  – Пали! – Вторит ему десятник и Василий Васильевич проворачивает рукоятку коммутатора.
  Больше они ничего не слышат и не видят. Если заряд заложен правильно и ничего непредвиденного не случилось, они почувствуют что им обоим по ушам кто-то изо всей силы хлестанул валенком. В лицо ударяет тугая волна воздуха.

  По квершлагу мимо ниши свистит картечь камней, а следом за ними летит эхо взрыва убегая в глубину тоннеля и возвращаясь назад. Скоро все стихает. Они выбираются из схорона и идут проверять забой. На развал выплеснутой взрывом породы оседает пыль. В забое пахнет жженым аммоналом.

   Взрывник убеждается – все ли заряды взорваны, а десятник проверяет состояние стен и кровли выработки. Убедившись, что взрыв проведен удачно, оба спешат на ствол.

  Присутствие метана в забое проверяют перед каждым взрывом. По шкале прибора определяют процент газа в воздухе. Появляясь в горных выработках метан несет смертельную опасность – может взорваться сам и увеличить силу взрывчатки до катастрофических последствий.