Марьин мост. Глава вторая

Федор Яковлев
  Никита Павлов, жил в четырех этажном доме, на набережной Крюкова канала, где они с матерью, занимали двух комнатную квартирку. Она была небольшая, без ванной, но зато с балконом.
 Отец его, был человек не пьющий, и как говорят, правильный. Всю жизнь, он проработал на "Металлическом заводе", куда пришел простым  рабочим, а через много лет, вполне заслуженно, был назначен начальником цеха. Семья была для него всем, он любил жену, и в сыне души не чаял, проводя с ним большую часть, свободного времени. Но однажды вечером, когда отец пришел с работы, у него вдруг случился инсульт. Скорая, приехала только через пол часа, и к этому времени, он был уже, необратимо мертв. Никите на тот момент, было не полных восемь лет, мама работала нянечкой, в детском саду, и её мизерного оклада, едва  хватало, что бы хоть как-то сводить концы с концами. И опустились на них, самые что ни наесть, черные дни.
  Как только Никита окончил школу, он сразу же устроился учеником токаря, на завод где когда-то трудился его отец. Работал он с интересом, но мыслей о дальнейшей учебе не оставлял. Прошло пол года, грохот станков, еще не полностью вышиб, из его головы, те минимальные знания, что он успел получить в школе, и Никита подал документы в Политехнический институт . Вступительные экзамены он сдал на «хорошо», и был зачислен на вечернее отделение. Радости его не было предела, вот только, ее сильно омрачала, пришедшая из военкомата, повестка. Но тут, за дело взялась мама. Несколько  дней, и бесконечных часов, проведенных с телефонной трубкой в руках, принесли свои плоды. Ей удалось найти, одного старинного друга отца, а ныне, оч-чень влиятельного  человека, который сказал военкомату «Нет», и Никита остался учиться, и работать, запрятав в самый дальний ящик, белый билет.
 Годы шли- как строй близнецов. Он окончил институт, и получил долгожданный диплом. На заводе, его сделали мастером участка технологической обработки. А еще через год, не без помощи, того самого влиятельного человека, ему было предложено место, инженера-технолога, в одном Федеральном исследовательском институте. Где ему пообещали, почти в два раза больший оклад, всякие компенсации, но без выезда за границу. Уезжать он никуда не собирался, и с радостью это предложение принял. И жизнь, постепенно, стала налаживаться. Работу свою он любил, и прекрасно с ней справлялся, за что начальство его очень ценило. И хотя вслух, никто не говорил, но было совершенно ясно, что быть ему, в недалёком будущем, начальником отдела. В обычной же жизни Был он человеком жизнерадостным ,и по натуре оптимистом, знал много веселых песен, играл на гитаре, и довольно неплохо, пел. У него было множество друзей, и его с радостью принимали, в любых компаниях, на днях рождения, и разных вечеринках. На одной из таких вечеринок, он  и познакомился с Ней. Она была на два года его младше, и звали ее, Катерина. Через несколько минут разговора, у них нашлось много общих интересов, и почти все оставшееся время, они провели вдвоем, на кухне, беседуя о книгах и музыке. А когда  вечеринка закончилась, он вызвался ее проводить, и конечно, пригласил на свидание. Они стали встречаться, и вскоре, у них сложились отношения, более чем дружеские. А спустя два года, оба уже понимали, что жить, друг без друга не могут, да и не хотят. И если представить себе некую идиллию, в отношениях мужчины и женщины, которую, так часто и неумело, описывают в бульварных романах, то у них, как раз, та самая идиллия и была. Не обходилось, конечно, и без ссор, но все они были пустяковые, и очень быстро заканчивались примирением. В общем, дело шло к свадьбе.
 Почти каждый вечер, а в выходные так и целыми днями, они с Катериной бродили по каналам и мостикам, болтали о всяком, и много фотографировали. Катя увлекалась фотосъемкой, и хотя профи, она себя не считала, к ее чести сказать, снимки получались превосходные, неудачных было, по пальцам пересчитать. Больше всего, ей нравились старые здания, системы проходных дворов, и прочие загадочные и необычные виды. Они ее завораживали, и она мечтала создать целую серию фоторепортажей, озаглавив ее  «Наш Петербург », «Петербургские тайны » ,или что-нибудь, в этом духе. А после, посвятить этому специальный сайт.
Эта идея, казалась Никите очень интересной, он увлёкся, и очень скоро, они уже вместе,  как одержимые, бродили по дворам и улочкам, выискивая, что-нибудь этакое.
 В один из таких дней, а это было воскресение, они встретились пораньше, потому что было намечено много работы. Во время, перерыва между поисками, и фотосъемкой, на Львинном мостике, где они кормили уток, Никита набрался смелости, и сделал ей предложение, и она, это предложение, с радостью приняла. Оба были счастливы.  И там же, на этом мосту решили, что в знак этого, поистине великого, события, они обязательно повесят на его оградку, замок со свои-ми именами, коих там уже было великое множество. Такая сложилась в Петербурге, необычная, традиция у влюбленных.
 После, они долго бродили по набережной, смеялись, и вели себя, как и подобает в таких случаях влюбленным, как сумасшедшие. И все было бы, просто замечательно, и прогремела бы, свадьба, салютуя новобрачным, пробками из под шампанского, если бы, не череда странных событий, которые ,произошли с ним на следующий день…

                ***
 Никита спал. И снился ему сон, что он – это вовсе не он, а большая, и судя по всему хищная, рыба. И что живет он, в какой-то морской, унылой норе. И что надо ему, и прямо сейчас, из нее уплывать. Поскольку, мелкая рыбёшка уже растрепала по сарафанному радио весть, будто неподалёку  терпит крушение большой корабль, и еды там, видимо- невидимо. И вот плывет он, плывет, и видит ,тело плавает в воде. Он решает всплыть на поверхность, чтобы взглянуть, какое блюдо нынче в меню, и видит что это девушка молодая, и очень красивая, но, совсем мертвая. И еще он видит, что находится, совсем уже не в море, а в маленькой, речке. Рядом мостик, а по нему  молодой человек с цветами, ходит туда- сюда, и ничего не замечает . Аппетит, у «Никиты- рыбы» пропадает, ему становится жаль бедную девушку. Тогда он хватает он её за волосы, и плывет к берегу. И только он ее на берег вытаскивает, как вдруг начинает звонить телефон. Никита смотрит по сторонам, и никакого телефона не видит, а тот все звонит..звонит..
Никита открыл глаза, выключил будильник, и потянулся.
 …Эх, нет ничего прекрасней на свете, чем светлое осеннее утро, особенно, если это утро выходного дня, и когда этот выходной – понедельник. Ты подсознательно понимаешь, что миллионы людей сейчас в этот самый час, трудятся не покладая рук на своих рабочих местах. А ты, только проснулся, и никуда тебе спешить не надо, а впереди еще целый день. И от сознания этого, чувствуешь ты себя, будто избранный, пускай и всего на один день…
Он лениво поднялся, накинул на диван покрывало, влез в тапки, и пошел на кухню.
Там он сварил себе кофе, и уже собрался к себе, но тут вошла мама, и сказала:
-Сынок, я знаю ты выходной. Я бы и сама, но что-то мне плохо сегодня.
-Мам, ты о чем? Чего случилось-то?
 -Да надо, справку о проживании взять. Давно уже, а я все тянула до последнего.
-Ты не волнуйся! Сейчас метнусь -  ответил он. Хотя «метаться» ему, никуда не хотелось, тем более Катерина ждала его вечером в гости. Но делать нечего. И он пошел одеваться.
 В отделе паспортов  было душно, и шумно.  Никита стоял и терпеливо ждал. Очередь была длинная.
- А недовольных сколько развелось - говорил кто-то. –  все стены, листовками своими, испорти-ли, лифты изрисовали, всё им не нравится, эх, я бы их гадов...
-Недавно, пирог с лимоном испекла. – говорила пожилая женщина, в пальто.  - а он и есть не стал, ничем ему не угодишь.
-Я вообще, никогда лимон не добавляю - отвечали ей.- у меня от него, изжога.
Очень хотелось курить. Обстановка накалялась, до закрытия оставалось, немногим более часа.
-Мне только спросить .– повторял дядя в дубленке, похожий на «чижика- пыжика».
-Все мы тут только спросить!- кричали ему из очереди
 –Ишь, какой умный нашелся!-
-Мы тут целый день уже стоим! –
«Пыжик» эти крики игнорировал, шустро прокладывая себе дорогу сквозь толпу.
 -В очередь встань.- преградил ему дорогу грозного вида мужик.
- да мне спросить только!
 -А мне по фигу. - сказал мужик.
 -Уроды, что б вам…!- сказал «Чижик» и, плюнув  себе под ноги, ушел.
Никита очень устал бессонной ночи. Но очередь его подходила, и он старался держаться. -Послушайте, мне нужна только форма о выписке, я что зря четыре часа отстоял! – возмущался нервный мужчина.
- а я вам уже четыре раза повторила - без документа, не даем!– Отвечали ему из окошка. – следующий!
 Следующий был Никита.
- Здравствуйте. Мне справку, пожалуйста, о прописке – сказал Никита.
- Справки в поликлинике дают.
- Форму…- он замешкался – форму о проживании.
-паспорт давайте – сказала тетка в окошке, и обернувшись прокричала - слышь, Лен! Справку ему надо, он  бы еще больничный попросил!
 Выйдя на улицу, Никита зажег сигарету, и облегченно вздохнув,  заглянул в  полученный документ. Адрес проживания был верный. А вот с фамилиями, в суматохе, напутали.  Как не хотелось, а пришлось возвращаться.
-извините. – то и дело повторял Никита, протискиваясь к злополучному окну.- у меня ошибка тут, я только что стоял.
-Нет! Вы только гляньте сколько нахалов !  Лишь бы пролезть – взвизгнула стоящая рядом дама и ухватила Никиту за рукав. - Не Пущу!!! Он попытался освободить руку, но женщина держала его крепко. Мужик, прогнавший «Чижика- пыжика», оценив  ситуацию, медленно двинулся в  их сторону. В этот момент, Никите удалось вырваться из захвата, он огляделся по сторонам , и решив что с него хватит, выбежал на улицу.
 Домой он вернулся злой и расстроенный.
-Ну как - спросила мама–  успешно?
-Дурдом там твориться! – сказал Никита .– вот получил, но там ошибка.
 Он протянул ей злосчастную справку. Мама надела очки и принялась изучать справку.
-Да нет. –  сказала она – все в порядке – спасибо Гриша, что сходил.
Никита в это время, жадно пил воду из графина, вода попала не в то горло, и он зашелся в кашле.
  Никита вошел в свою комнату, и  закрыл дверь. В комнате был абсолютный порядок. –
-видимо мама прибралась.-  подумал было он - но понял что ошибается. Порядок то был, но все было не так. Компьютер, сменила допотопная радиола, а плакат « Red Hot Chili peppers», на стене , сменил другой, на котором был изображен  большой герб.«Стране нужны такие патриоты, как ты!»,гласила надпись на плакате, а поверх всего этого, черной краской, был неаккуратно нарисован треугольник, с крестиком внутри.
 Он сел за стол и закурил.
–что-то со мной, не так. – подумал он, и ему вспомнился сон, про мертвую девушку.
 На столе, стопкой были сложены, какие-то бумаги и документы. Он взял в руки лежащую сверху, маленькую, серую картонку, и прочитал: « Мишруков Григорий Викторович, допущен к управлению транспортом, в том числе для перевозки пассажиров….»
 На обороте была его фотография.
В дверь постучали, и вошла мама.
-Чуть не забыла! – сказала она. - Пока тебя не было, с работы звонили, я сказала, что ты скоро придешь, но они просили передать, что бы ты завтра вышел, не справляются они.
- откуда звонили? - рассеянно спросил он, и положил карточку на стол.
-ну, из бюро твоего, похоронного.

                ***
 Вечером он шел к Катерине. На улицах было не многолюдно, и почему-то повсюду валялся мусор, будто бы  у дворников, сегодня был выходной. Удивляло еще и то, что проезжающие автомобили все как один были старыми, громыхали, и давно просились на свалку.
  Дойдя до ее дома, он немного постоял, собираясь с мыслями, и вошел парадную .
 Дверь долго не открывали, потом на пороге появилась женщина. Она была очень похожа на Катину мать, но была немного старше, и черты лица были грубее.- наверное, сестра ее мамы -подумал он, и вспомнил что Катя, часто упоминала о своих родственниках, из какой-то далекой провинции. Она не скрывала что побаивается, что они могут нагрянуть, потому - что это обычно надолго, и дома сразу шум, гам, и ни минуты покоя. А этого она не выносила.
-Вам кого?- спросила женщина, и быстро  оглядела лестницу, нет ли кого еще.
-Здравствуйте, мне Катю.
-А вы кто?
- Знакомый ее.
-Что-то , я вас раньше, не видела.
-Я вас тоже, раньше не видел.- сказал он и улыбнулся.
Не сказав не слова, женщина захлопнула дверь.
Через несколько минут,  дверь открылась, и выглянула Катя.
Она была слегка бледная, и непонятно когда успевшая, выкраситься в рыжий цвет.
-Привет! Приехали все-таки, тебя мучить?  – сказал он, и засмеялся, надеясь, что шутка не очень глупа.
-Кто приехал?- спросила она, даже не улыбнувшись.
-Родственники.
-Вы, наверное, квартирой ошиблись. - сказала она
-Да я пошутил, прости – неудачно.
-Я, что-то не понимаю, мы с вами знакомы?- спросила она, и нахмурилась.
-Кать, ну хорош уже, хватит меня в дверях держать.
-Ненормальный. – сказала девушка и закрыла дверь.
 Щелкнул замок, брякнула цепочка, и стало тихо. Так тихо, что у Никиты, стоявшего с глупой улыбкой на лице, зазвенело в ушах.

                ***
День клонился к вечеру, Никита сидел на корточках рядом с подъездом, курил и ждал, надеясь, что Катерина выйдет. - Что за игру, затеял со мной мой разум? – думал он. – или я все еще сплю?
В этот момент, она вышла,  и бросив на него недовольный взгляд, быстро зашагала вперед по улице. Одета она была в серое пальто, до колена, коротенькие сапожки на шнурках, и берет.
Он догнал ее и окликнув по имени и сказал:
- простите, постойте.
Она остановилась
-Что вам надо?! Смотрите, я ведь полицию позову.
-Не надо никого звать – сказал он и нашелся.
-Меня Григорий зовут  - он на миг замолчал –  я в похоронном бюро, водителем.
Она ему руки не подала, а только недобро усмехнулась.
-А, ясно. Анищенко, трус. Водителя прислал.
-Никто меня не присылал. –  сказал он, - вы мне нравитесь, вот я и пришел.
Она долго смотрела на него как бы изучая.
-Вам понравилась моя статья?-
-Очень - ответил он, не имея не малейшего понятия о чем она говорит. - Вы всё, очень правильно написали. Я полностью с вами согласен.
-вот как?. Жаль что вы раньше не пришли, я бы еще лучше написала. - ответила она - взглянув изнутри, на весь произвол, что творится, в вашем бюро.
-Раньше я вас не знал.
-Да, верно.-  сказала она и  - Вы вообще, куда? Я, в магазин.
-Да, в общем-то, никуда, я вас ждал, поговорить.
-Давайте, по дороге, поговорим. – предложила она.- Боюсь, не успеть вернуться, до комендантского часа.
Они шли по бульвару и разговаривали.
- вас наверно часто полиция останавливает?- спросила она.
-Да нет, с чего вы взяли?
-сейчас, такие стрижки, никто не носит. Было ведь обращение коменданта.  Вы не слышали?
-По правде говоря, я совсем недавно приехал.- соврал Никита.
-Из-за границы?
-Нет, что вы, с севера, я там, на заготовке леса работал.
-понятно. Вы лучше подстригитесь. - сказала она. -  иначе, вас первый полисмен заберет. И, точно до утра. А на работе, сами знаете, чуть опоздал - уже прогул.
-Да уж. - начиная понимать что к чему, сказал Никита. - Режим ужасен.
-Вы противник нынешнего режима?
-Я, противник любого режима, который ущемляет свободу человека.
Катерина резко остановилась, и взгляд ее сделался жёстким.
-Я поняла! Вы просто провокатор! Вот зачем вы пришли!
-не знаю, о чем вы.- сказал он - но звучит обидно.
-Вы так легко сказали, что вам не нравится режим…
- Я всегда говорю то, что думаю.
-Простите . Я подумала ,вас подослали, меня проверить.
- ничего.  Я все понимаю
 Они остановились у лавки- «Продукты - бакалея».
 Он не хотел ее отпускать, и попросил разрешения, и проводить ее обратно. Она не возражала, и вскоре они уже шли обратно, и оживленно разговаривали, обсуждая власть, положение в стране, , и негодяев которые пользуются ситуацией.. Точнее, говорила она, а он ограничивался лишь утвердительными кивками, говорил «Да, я с вами согласен.» и наматывал на ус.
Незаметно они уже приблизились к дому и остановились у входной двери. И настала пора прощаться.
-Я рада знакомству Гриша, не так много сейчас людей, которые по настоящему, видят, что происходит в стране.
Спасибо, и я очень рад!- сказал он и сделав паузу продолжил.-  а мы могли бы еще с вами встретиться?
От чего нет, давайте. Вы, когда выходной?
-Должен был завтра, но попросили выйти.- сказал он, вспомнив о чем, ему сказала мама.
-Понимаю, работы у вас нынче много. Да ,я и сама, завтра работаю.- сказала она. -Вот что. Вот вам мой телефон. Звоните и договоримся. Она написала на клочке бумаги телефон, и протянула ему.
-Спасибо. Я завтра позвоню. Узнаю и позвоню.
-Хорошо, ну мне бежать пора, да и вам тоже. Не ровен час, на патруль нарветесь.
Сказав это, она юркнула в подъезд, а он отправился домой, пытаясь понять что -же вокруг происходит. И не происходит ли все это, только в его голове.