Часть 3. Подвох

Александр Васильевич Стародубцев
  Подвох встретил их на своем горизонте, выражен была на лице сменного десятника – Володи Стеценко. Он уже несколько остыл от восхищения, какое охватило его при виде пойманных разгильдяями машин и чужим голосом сообщил ребятам, что работа сегодня на всю смену загублена, что на прогрессивку / премию / в этом месяце всему строительному участку рассчитывать, видимо не придется. А десятников завтра, скорее всего, пригласят « на ковер » …

  Мишка был парень горячий, обладал импульсным характером. Но и Мишка, когда они подогнали машины к завалу, горько хохотнул, и произнес:
  – Полная уха, Сеня… –
    С Мишкой это случалось в минуты полной безнадеги.

  Рельсы порожнякового тоннеля были  похоронены волной выброшенного взрывом камня. Ребята попробовали расчистить завал, но без погрузочной машины тут делать было нечего. Да и машине понадобился бы не один час работы и несколько порожних вагонеток, куда можно было бы сгрузить всю эту породу.

  Раскидать камни на обочину проезда, тоже невозможно, поскольку в шахтных тупиках обочин не бывает. Вместо обочины там стены.
  Сенька присел на раму кабины электровоза и надолго задумался. Присел рядом и примолк никогда не унывающий Мишка.

   В горнопромышленном училище, учебу в  котором они недавно успешно закончили – такому не учили. Выпускные экзамены им предстояло сдавать летом. А сейчас, зимой, они были здесь на практике. Помогали строителям проложить для шахты новый квершлаг. А шахта испытывала ребят – можно ли им доверить звание шахтера.

  – Можно! – Наконец произнес Сенька и решительно взглянул на Мишку.
  – Что, можно? – Не понял его, истерзанный досадой товарищ.
  – Можно, говорю, переехать. –
  – Как? –
  – По доскам. –
  – ???... –

  – В насосной камере толстые обрезные доски остались. По ним и пройдем.–
  – Сверзится. – Обреченно заключил Мишка и добавил, –  доски разъедутся и просядет. –
  – Куда же она просядет, если снизу камень!? – Досадуя на позднее «зажигание» в мозгах друга, не согласился Сенька.

  – Мимо рельсов полезет и зароется, – не сдавался ершистый скобарь. – Или на стену завалится... –
   Скобарем Мишку в училище именовала иногда все парни их группы, как всюду в России именовали всех его земляков.

  – А ты на что? Ты обратно меня своей машиной вытянешь, – заключил Сенька вставая.
  Щебень между шпалами узкоколейки в тупике лежал высоко, почти вровень с рельсами и это могло помочь им вытянуть машину назад в случае неудачного прорыва. Только бы не завалилась на бок. Тогда и Мишка не поможет.  А рабочая смена всего участка будет окончательно загублена.

  – А, если доски по низу сшить затяжками, наподобие лестницы? Получилось бы настоящее звено, как из рельсов. Тогда может быть и не провалится, – сидя на буфере электровоза, продолжал вслух размышлять Мишка.

  – Умница. В насосной и гвозди есть… –
  Сооружение переправы заняло около половины часа. Их « несущая конструкция » переметнулась через завал и по прочности и устойчивости, наверное, превосходила карточный домик. Машины весили около двух тонн каждая и авантюристы не знали – выдержит ли настил их тяжесть.

   Наконец Сенька полез в кабину электровоза. Собственно на их рудовозах кабины, как таковой – не было. На переднем конце рамы из толстых листов стали был сварен невысокий ящик, куда машинист мог поставить ноги и присесть в уголок на какое-то подобие туфика. Большинство же времени приходилось работать стоя на ногах. Сенька не присаживаясь, повернул рычаг реверса в нужное положение и включил ход. Электровоз уперся скатом в толстую доску и забуксовал.

  – Сильнее разгони! – Услышал он сквозь удары пульса в ушах, подавленный крик Мишки.
  Потеющей рукой незадачливый машинист перевел реверс назад и, поигрывая рукояткой хода, отодвинул машину.

  – Мы шахтеры? – Бедово глянул он на друга.
  – Шахтеры! – Солидарно гаркнул Мишка. Дурашливая улыбка осветила его чумазое лицо.
  «Уже исчумазился!» – мельком подумал Сенька. Обернулся к машине и перевел реверс вперед. 

  – Как? – Только и спросил их, остановив на квершлаге, десятник.
  – По доскам. –
  – Ну и ну… Однако молодцы.  Я людей собираю, обратно в насосную камень таскать. Да, наверное без погрузчика не успеют? –

  – Не успеют. У забойщиков второй погрузчик бери. Машиной за пару часов управятся. – Присоветовал начальнику теперь уже как бывалый шахтер, Миша Шишикин.

  – Верно говоришь, Михаил. – Согласился с ним, как с бывалым шахтером, десятник. – Только вот погрузчик у проходчиков не просто отнять. –
  – Не дадут машину, сами без порожняка останутся, – поддержал друга Сенька. – На одну сторону стволом работать, порожняка на полсмены едва хватит. –

  – Зрело мыслите ребята, –  и добавил: – Я стволовому уже велел... Порожняк будем принимать на одну нитку, а груз ставьте на другую. В одну сторону со ствола работать будем и грузом и порожняком.  А как завал уберут, опять по двум колеям погоним. Тихо, но все же лучше, чем стоять. – И озабоченно глянув на товарищей, произнес: – В забое уже второй состав догружают. Успеете? –

  – Мы постараемся. – За обеих отрапортовал Мишка,
  – Постарайтесь, ребята. – На теплой нотке закончил разговор Володя.
  Ребята впрыгнули в машины, подзадорили рудовозы и скоро по квершлагу опять гудело: «Гу-у-у-у-у-у, тук-тук, тук-тук. Гу-у-у, тук-тук, тук-тук…