Украинская трагедия

Валентин Спицин
      Протесты сторонников евроинтеграции в Киеве вновь напомнили давно известный факт: восточные и западные области Украины в культурном, историческом, а следовательно, и политическом плане радикально отличаются друг от друга.
      
      Запад страны традиционно тяготеет к Европе, Восток - более тесно связан с Россией культурными и экономическими узами.
      
      Это совершенно разные народы, и по трагическому совпадению, практически равночисленные. И это делает невозможным любой компромисс.      
      
      Конечно, Украина не столь многонациональна, как Россия, в ней в основном проживают только эти два народа, каждый из которых называет себя украинцами, да менее многочисленные крымские татары с этническими русскими, но межнациональные проблемы там много острее.
      
      «Запад с его культурной религией, благосостояние, гуманизм, вежливость, опрятность, просвещенность, прогресс и прочие прекрасные вещи существуют в одной упаковке. А Восток, православие, отсталость, бедность, невежество, бытовой консерватизм, опаска перед чужим, закрытость – в другой. Все это можно наблюдать на Украине.
      
      Западные области Украины декларируют свою принадлежность Европе, а восточные считают [себя] частью советского, российского, темного, почти азиатского мира. Еще бы: жители западных областей Украины в два раза больше восточных стремятся в Европейский союз и на президентских выборах голосуют за проевропейских кандидатов. Они же искренне увлечены собиранием доказательств своей европейской принадлежности в прошлом. Хотя чего тут собирать – провинции Польши или Австрии, и так ясно, что провинции Европы». http://slon.ru/world/ukrainskaya_starushka_evropa-255321.xhtml
      
      Сейчас противостояние обострилось. Вечером в воскресенье несколько десятков активистов в масках с помощью металлического троса повалили памятник Владимиру Ульянову-«Ленину» на Бессарабской площади в столице Украины. По сообщениям корреспондентов, украинская милиция при этом присутствовала, однако в происходящее не вмешивалась.
      
      Конечно, памятник такому историческому персонажу несовместим с мировосприятием нормального человека, и следовало бы только порадоваться, что еще одним истуканом злобного и беспринципного негодяя стало меньше, но не тут-то было. Власти затеяли расследование, и даже чуть ли не уголовное дело. На этом эпизоде как нельзя ярче высветилась несовместимость двух украинских наций в одном государстве.

      Граница между Европой и Азией формально проходит по Уралу, а фактически по Днепру, по самому сердцу Украины. Если для европейского западного украинца (не буду применять термин «бандеровец», который для рассматриваемой темы не имеет никакого значения) памятник взбесившемуся идиоту, по приказу которого были убиты миллионы людей, это совершенно нетерпимый нонсенс, то для украинца-азиата это сакральный артефакт.

      Когда я в свое время приехал на Украину по распределению, я поразился, насколько рабским является почитание там этого субъекта. На центральной площади Херсона с утра у священного истукана проводилось исступленное камлание, которое напоминало подобные действа в тогдашнем маоистском Китае или современной шизофренической Северной Корее. Потребность в идоле запрограммирована в генах раба. Вся Золотая Орда, продолжением которой являемся и мы, русские, и те восточные украинцы, держится на этом. Убери идола и царя-батюшку (он же хан), и Орда развалится на враждующие улусы.

      Не случайно в каждом городе России стоит это чудовище, своими чугунными глазами надзирающее за копошащимися внизу подданными, и каждая главная улица названа его именем. А на Украине это было еще страшнее, украинцы будто каялись в каком-то грехе перед ним, и было в этом нечто потустороннее, загробное, словно давно издохший и истлевший палач оживал, и своими чугунными пальцами разрывал сердца живым… Я так и не привык к этому шаманству.

      У нас в Москве, откуда меня направили на укрепление тамошнего института, я подобного никогда не видел. Чем украинцы провинились перед вурдалаком, какой грех непрерывно замаливали, не знаю до сих пор.

      И вот сейчас одни украинцы разбили сакрального идола других украинцев. И каждый, и те, и эти, поступают так, как велит им их естество. Нет, «бандеры» с «ордой» никогда не станут единой нацией, и нечего тут стараться. Нынешнюю «украинскую» нацию слепил Сталин, но эта смесь так и осталась механической смесью, она не стала сплавом!

      Вот американцы гордятся своим «плавильным котлом» (Melting Pot), который некогда сплавил в единый сплав англичан, ирландцев, немцев, русских и прочих тогдашних европейцев, и родилась американская нация. Очень мощный котел, но и он споткнулся на неграх и латиносах. Сплав получается только у равных по менталитету и, что еще важнее, по уровню развития, наций.

      Большевики при Брежневе тоже хотели отменить нации, заменив их все скопом неким фантомом по имени «советский человек», но хватило ума от этой бредовой идеи отказаться. Не из всякой шихты получается сталь.

      А если вернуться к Украине, то, боюсь, лучшее, что могли бы сделать сейчас два образующих ее народа, это цивилизованно разойтись, иначе распад пойдет по югославскому сценарию с морем крови и ненависти. И развод этот надо начинать немедленно, не дожидаясь, когда кувалды начнут бить по черепам живых, а не по кумполам чугунных идолищ.

Валентин Спицин.