Венок сонетов

Борис Полосухин
(философские размышления)
1
Из позднего окна неяркий свет
От ветра съёжился в осенней луже.
Здесь гладкий лист. Еще ни строчки нет,
А на столе давно остывший ужин.
Зачат венок сонетов в голове
Рефлексией поэзии в кристалле.
Чтоб рифмы нужным смыслом прорастали,
Строчить решаю лучше по канве.
Из многих слов я выбрал про запас:
Рожденье, смерть, сознанье, здесь, сейчас.
Подборка тем к ночному диалогу.
Всплывают фразы, пляшут тени слов.
И свет раздумий поздних вечеров,
Как будто освещает мне дорогу.
2
Как будто освещает мне дорогу
Непознанная тайна бытия.
Рождая необычную тревогу ,
Казалось бы, привычным – «быть» и «Я».
Что значит «Я»? Но... бездна за вопросом.
Как это "быть"? To be, or not to be?
Две мысли – метафизика  и быт –
Сошлись неразрешимым парадоксом.
Пусть "тело" - я. Но кто из нас правитель?
Кто автор, кто актер, кто, просто, зритель?
Кому из них отдать приоритет?
Я обозначил этою строкою
Движенье, равнозначное покою:
Одни вопросы. Будет ли ответ?
3
Одни вопросы. Будет ли ответ?
Всё - истинно? Не только тень чего-то?
И тень ли? Может быть, какой отсвет?
И, значит, всё есть спрятанное что-то.
Известно, свет всегда рождает тень,
Вне тени снова возникая светом,
И оставаясь истиной при этом,
Рождает день и ночь, и снова день.
Так, что же мир – материя иль дух?
Сама природа? Целое из двух?
Сведенье к совершенному итогу?
Я – странник, только сбившийся с пути,
Отправился я истину найти.
И нужен ли мне спутник на подмогу?
4
И нужен ли мне спутник на подмогу?
А есть ли он? Порядком проплутав,
Я вышел неожиданно к острогу.
К пещере, где всего один устав.
Там узники по воле бессердечной
Не знают мир. Им видны на стене
Лишь тени отраженного извне.
И это – всё. В их жизни скоротечной.
Не ведома им плена их причина;
Им не понять – где жизнь, а где рутина,
Что тени – лишь умышленный  подлог.
Но мысль моя оковам не под силу,
Она летит за близкую могилу...
Собраться бы, да выйти за порог.
5
Собраться бы, да выйти за порог,
Где в тайной дали мысли оживают,
Где заплетётся нужный мне венок,
Сомненья ожидаемо растают.
Бежит от диска солнца дальний луч,
Встречает непрозрачную преграду.
И это тело, для себя в награду,
Ложится тенью, если свод без туч.
Но есть дорога явно посложней,
Ведущая наверх из тьмы теней.
Мне доля арестанта не в почете.
Найти бы свет таинственный такой,
Чтоб осветившись, стать самим собой,
Войдя затем в неведомые плоти.
6
Войдя затем в неведомые плоти,
В них прячется еще незримый свет.
Ни с чем иным его не сопряжете,
Но счастлив тот, кто светом тем согрет.
Я знаю свет, исток его – сознанье.
В нем скрыто все: и горе, и успех,
И старости печаль, и детский смех,
И гул стихий, и птичье щебетанье. 
Все сразу осветилось - сонм за сонмом.
И в каждом сонме, разом освещенном,
Вращается в немом круговороте
С круженьем от рождений до могил
Всё сущее. Как будто у светил –
Восход, заход, восход, заход. Кто против?
7
Восход, заход, восход, заход. Кто против?
Но атеисты думают не так.
И стоя на незримом эшафоте,
Предуготовлены уйти навек во мрак.
Какая же бессмысленность их  жизни!..
А им еще хотелось бы, пожив
И сальто-жуть-мортале совершив,
Как бы побыть  на собственной же тризне.
Все создано по жуткому порядку:
Неумолима смерть, не просит взятку,
Над нами беспощадный рок жесток.
Есть ли над смертью божья благодать?
И нужно ль от безысходности принять
Как факт, реинкарнацию в итог?
8
Как факт – реинкарнацию в итог?
Но будем знать - она уму помеха.
Она потоку каменный порог.
Она уводит путника как эхо,
Рисует тёмным ложные пути...
Понять ее простым умом не сложно.
Надежда на сансару не ничтожна,
Чтоб слабым драму смерти обойти.
Изба таких ютится где-то с краю.
Таким – «я знаю, как бы и не знаю» – 
Удачно в древности сказал Сократ.
Оставим их потребности в покое;
Пусть совершат себе деяние благое:
У слабых вечно так – по вере взгляд.
9
У слабых вечно так – по вере взгляд.
В обход пошли, и легкими путями.
Но кто же учит молодых орлят
Летать дворами вместе с воробьями?
Мысль изощренная до той же цели -
Невидимый иным - находит путь:
Почти как в Ведах, не какой-нибудь!
От старой смерти - к новой колыбели.
В древнейших Ведах мысли зарождались,
Пытливые давно уже пытались,
Да действовали как-то невпопад.
На фоне древней дикости и зверств
Язык еще не ведал нужных средств.
Но я смотрю вперед, а не назад.
10
Но я смотрю вперед, а не назад
На тайну времени. Выходит, что оно,
Как невидимка влилось в маскарад
В сознанье незаметно вплетено.
А "тайна" в чем? Она сама и есть обман.
Тень, порожденная как будто и ничем.
(Вообразим себе какую-то из схем
По аналогии с пещерой каторжан).
Прошло – в мозгу остался след.
Что будет? – предварительный билет.
Мифологемы, сотканные мыслью...
Мы время неосознанно творим,
Своеобразно спрятанный Гольфстрим,
Стремясь не перейти границы смысла.
11
Стремясь не перейти границы смысла,
Наука строит свой священный храм.
Сырьё одно – материя и числа,
И рассужденья с ними пополам.
Но мрак ползет, как бы средневековье.
Ну, разве, атеисты не горят.
Помпезно возрождается уклад
В епитрахиль обвитого сословья.
Под тогой жречества с елеем на личине,
Прядут ловцы в липучей паутине,
Распухнув от лампадной духоты!
Загасит кто пахучую лампаду?
Кто сможет вязкой лжи создать преграду?
Царица-истина! И только ты.
12
Царица-истина!  И только ты
Ведешь по жизни мир без кривотолков.
Ты - воплощенье правильной мечты,
Ты - в стоге драгоценная иголка.
Наивный! На неправильный вопрос,
Ты ожидаешь верного ответа,
И как-то невдомек тебе при этом,
В твоем вопросе – смысла перекос.
Ты хочешь знать – так в чём же тайна смерти?
Но зачумленный множеством поветрий,
Ты жаждешь знать – что после  той черты?..
Ни до, ни после нет. Одно всегда – сейчас;
Все остальное – выдумка для нас,
Для излеченья нашей слепоты.
13
Для излеченья нашей слепоты,
Плетется лженаука – вроде клячи.
И мы в среде церковной срамоты
Кичимся перед миром – будто зрячи.
Ну, а теперь встречайте парадоксы:
«Я» есть и «Ты». Попробуй разобраться,
Не выходя за рамки рацио.
Да не забудь вплести для рифмы «флоксы».
Задача для предельного раздумья:
Но если честно – вовсе не безумье.
Как будто в «Ты» сознанием «Я» выслан.   
Никто навзрыд при этом не заплачет;      
«Ты» равен «Я». «Ты» тоже «Я», и значит,
Удерживаешь ровно коромысло.
14
Удерживаешь ровно коромысло,
Когда спокойно с ношею идёшь, 
Чтоб ни одно плечо не перевисло,
Уравновешивая истиною ложь.
Пусть будет сумма знаний всем незнаньям
Уравновешена наукою всегда.
И не расплещется несомая вода,
Добытая не меркнущим сознаньем.
Увы! Каноном мне навязан счётчик;
Лимит исчерпан, не хватает строчек.
И для раздумий больше места нет.
Сплетен венок. Кончаю, а пока…
Не выключит уставшая рука
Из позднего окна неяркий свет.

МАГИСТРАЛ
Из позднего окна неяркий свет,
Как будто освещает мне дорогу.
Одни вопросы. Будет ли ответ?
И нужен ли мне спутник на подмогу?
Собраться бы, да выйти за порог,
Войдя затем в неведомые плоти:
Восход, заход, восход, заход... Кто против?
Как факт – реинкарнацию в итог?
У слабых вечно так – по вере взгляд.
Но я смотрю вперед, а не назад,
Стремясь не перейти границы смысла.
Царица-истина!  И только ты -
Для излеченья нашей слепоты -
Удерживаешь ровно коромысло.