Говорят документы

Николай Губин
Среди множества писем, приходящих в адрес сайта «Марш тысячелетия»,   я всегда выделяю те, в которых меня ругают за недостаточность аргументированной критики к недругам марша «Прощание славянки». Их авторы недоумевают, почему, имея на руках неопровержимые свидетельства клеветы на марш и его автора, я уклоняюсь от полемики?
Ответ прост: на каждый чих не наздравкаешься.
Во-первых, я уже достаточно глубоко осветил историю вопроса в своей публицистике, а во-вторых, считаю, что миллионная аудитория сайта "МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ" в состоянии разобраться сама, что хорошо, а что плохо.
А посему – пусть говорят сухие факты исторических документов.

 
                1926 год

в МОДПиК*
от Богорад Я.И. 
г. Симферополь,
Набережная, д. 8/7. б/п.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу принять меня в члены МОДПиК...
…имею печатные труды:
1. Учебник элементарной теории музыки
2. Музыкально-нотная грамота в таблицах.
3. 2 увертюры для духового оркестра.**
4. Много мелких сочинений и аранжировок для духового оркестра.***

Резолюция на заявлении «В число».
Зекввич Б П
СЕКРЕТАТЬ Месман В Л

(РГАЛИ. Ф. 675. Оп. 1. Д. 37. Л. 286)
________________________________________


*    МОДПиК (Московское общество драматических писателей и композиторов)
**   "1812 год" и "Царь-голод"
*** исследования показывают, что марш ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ в списке авторского наследия не значиться. См. каталог инстументовок Богорада (617 пьес),Отдел нотных изданий и звукозаписей, РГБ, (шифр р 24\296)




               
                1930 год

Председателю Главискусства
от В.Л. Мессмана

Докладная записка

… Не приходится детально останавливаться на всех приёмчиках дискредитации моего имени, на внезапных «разоблачениях», уже по одному тому, что на выборах в декабре я был избран ответственным секретарём секции единогласно, т.е. также голосами так называемых пролетарских музыкантов… Но для характеристики должен добавить, что главным трюком на этом собрании была организованная «пролетарцами» гастроль некоего Чернецкого, небезызвестного инспектора оркестров Красной Армии, которому я не так давно посвятил целую статью под названием «Под знаком пошлости». Этот совершенно беспринципный молодой человек, проводящий в оркестры Красной Армии (это слышно и видно где угодно, даже на улицах при выступлениях военных оркестров) самую отвратительную пошлятину и музыкальную суррогатщину, является сегодня рупором группы демагогов, именующих себя пролетарскими музыкантами...

(Цитата из пиьма Владимира Мессмана во фракцию композиторской;секции;МОДПИКа, прилагаемого к
Докладной записке)

 
                1938 год

    СПРАВКА.

Об инспекторе оркестров РККА ЧЕРНЕЦКОМ

ЧЕРНЕЦКИЙ - год рождения 1881, по национальности еврей, беспартийный. В РККА с 1918 г.
В прежних аттестациях указывается, что стремится афишировать свою деятельность. Страдает прожектерством, исключительно способен на "втирание очков”.
Родственники жены проживают в Румынии. Брат ЧЕРНЕЦОГО эмигрировал в период гражданской войны во Францию. Об этом ЧЕРНЕЦКИЙ скрывал и только недавно указал в своей автобиографии. Дочь ЧЕНЕЦКОГО замужем за французским подданным, которые проживают у него на квартире. Дочь ездила вместе с этим своим мужем в 1929 г.во Францию. ЧЕРНЕЦКИЙ посвящал ряд маршей врагам народа: ЯКИРУ, КАМЕНЕВУ, ЛЕВИЧЕВУ и др.
ЧЕРНЕЦКИЙ окружил себя капельмейстерами - чуждыми и сомнител ными лицами (бывш. дворяне, офицеры, поляки, немцы и т.д.) и разложившимися типами.
ЧЕРНЕЦКИЙ в ущерб основной работе по руководству оркестрами много времени уделяет личным заработкам на стороне и для этого эксплуатирует оркестр НКО.
ЧЕРНЕЦКИЙ всячески тормозит привлечение талантливейших советских композиторов к работе по расширению оборонной тематики. Таким образом кроме теневых сторон в политическом отношении, как работник, не способен и с деловой стороны поднять на должную высоту дело оркестров РККА.

СТАРШИЙ ИНСТРУКТОР ОРДО ПУРЖА
Полковой комиссар
А.МАГИД.

3 "ноября 1938 г.
ош/2 экз.
               

                1940 год

ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЯ СОЮЗА ССР за 1940 год.

Содержание:

 Об итогах социалистического соревнования в оркестрах частей,школ и училищ войск НКЗД Московского гарнизо¬на в период подготовки й проведения парада 1 мая 1940г.

| 383. 26 мая 940г.,гор.Москва.
Проведенная в период с 26-го по 29-е апреля с.г, местах поверка выполнения взятых на себя социалистических обязательств между оркестрами войск НКЗД Московского гарнизона показала, что там, где политмассовая работа поставлена хорошо социалистическим соревнованием руководили по-настоящему,оркестры пришли к параду 1 мая с отличными и хорошими показателями работе.
Передовыми в социалистическом соревновании среди окестров, выполнивших соц.обязательства и имеющих отличные и хорошие показатели в работе, являются:

Оркестр Высшей школы НКВД,         Капельмейстер - интендант
занявши ПЕРВОЕ место среди         1 ранга АГАПКИН В.И.
оркестров НКЗД Московского         Политрук оркестра - ст.полит ЛЕЙЧШИВ И.О.
Коменданту войск Н.ПД Московского гарнизона на основании материалов комиссий по подведению итогов социалистического соревнования между оркестрами гарнизона вручать приз лучшему оркестру, приурочив таковое при подведении итогов работы оркест- к первомайским и октябрьским парадам.
Начальнику ГУЗС ШШД СССР комбригу тов.ВУРГАФТ выдадить распоряжение коменданта войск НКВД. Московского гарнизона средства для приобретения переходящего приза в размере семисот рублей

заместитель НАРОДНОГО KQМИICCAРA ВНУТРЕННИЕ ДЕЛ СССР
Масленников

               

                1944 год

ПРИКАЗ

Первого Заместителя Народного Комиссара Обороны
№ 071
27 марта 1944 года                г. Москва
Об улучшении военно-оркестровой службы в Красной Армии

Оркестры войсковых частей, соединений и военно-учебных заведений, имеющих основным назначением способствовать воинскому воспитанию и строевой подготовке, в ряде мест превращены в джазы, театральные коллективы и различные ансамбли, зачастую не имеющие ничего общего с воинским обучением и воспитанием.
В целях улучшения военно-оркестровой службы в Красной Армии приказываю:
Оркестры войсковых частей и соединений укомплектовать музыкантами, годными к строевой службе. С личным составом оркестров регулярно проводить специальную и строевую подготовку, добившись примерной строевой выправки музыкантов.
Положенные по штатам оркестры укомплектовать полностью личным составом и музыкальными инструментами: в гвардейских частях и соединениях – к 1 июня 1944 г., в остальных частях, соединениях и военно-учебных заведениях – к 15 июня 1944 г. Все нештатные оркестры войсковых частей и учреждений расформировать, а личный состав и музыкальное имущество этих оркестров обратить комплектование штатных оркестров.
Ввести музыкантских воспитанников в возрасте 13-15 лет в оркестры: запасных стрелковых полков, армейских запасных стрелковых полков, запасных кавалерийских полков кавалерийских бригад, запасных конно-артиллерийских полков конно-артиллерийских бригад, учебных полков, запасных танковых полков учебных танковых бригад, отдельных учебных танковых полков, стрелковых дивизий Дальневосточного, Забайкальского и Закавказского фронтов, кавалерийских полков кавдивизий Дальневосточного и Забайкальского фронтов по 15 человек в каждый; в состав оркестров военно-учебных заведений – по 20 человек в каждый.
Музыкантских воспитанников зачислить на довольствие и обеспечивать обмундированием и снаряжением на общих основаниях с военнослужащими. С музыкантскими воспитанниками, одновременно со специальной и строевой подготовкой, проводить обязательную обще-образовательную подготовку в объёме 7 классов.
В каждой стрелковой роте указанных в пункте 3 частей и военно-учебных заведений содержать за счёт строевого расчёта одного сигналиста-барабанщика.
Командирам войсковых соединений и частей и начальникам военно-учебных заведений положенные по штату оркестры и ротных сигналистов-барабанщиков широко использовать для строевой подготовки подразделений, на маршах, на разводах караулов и на вечерних поверках.
Образцовые оркестры Московского военного округа и Ленинградского фронта, учебные оркестры Приволжского военного округа, 4 Украинского, 2 Прибалтийского, Закавказского и Дальневосточного фронтов перевести на штат № 048/309 учебного оркестра, численностью 124 человека военнослужащих и 3 вольнонаёмных, из них 78 человек переменного состава.
На учебные оркестры возложить подготовку и обучение музыкантов, формирование новых оркестров и обслуживание гарнизонов, в которых оркестры дислоцируются.
Укомплектование учебных оркестров произвести распоряжением военных советов округов и фронтов за счёт музыкантов, находящихся в частях войск и используемых не по специальности.
Учебные оркестры подчинить начальникам политических управлений фронтов и военных округов.
Ввести в штаты политических управлений фронтов по одному инспектору военно-оркестровой службы.
В целях повышения качества военной и специальной подготовки капельмейстеров реорганизовать военный факультет Московской государственной консерватории в Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии по штату № 017/466 численностью 300 курсантов с трёхгодичным сроком обучения.
При Высшем училище военных капельмейстеров Красной Армии иметь постоянно действующие курсы усовершенствования военных капельмейстеров, численностью 50 человек переменного состава с трёхмесячным сроком обучения.
Командующим фронтами, отдельными армиями и военными округами к 1 мая с.г. откомандировать в распоряжение управления кадров Главного политического управления Красной Армии используемых не по назначению капельмейстеров, имеющих специальное образование.
Для пополнения военных оркестров музыкантами к 1 августа 1944 г. сформировать три школы военно-музыкантских воспитанников по штату № 017/400.
Воспитанников существующих и вновь формируемых школ военно-музыкантских воспитанников обеспечивать всеми видами довольствия на общих основаниях с воспитанниками суворовских военных училищ.
Для обеспечения ремонта имеющихся в войсках музыкальных инструментов начальнику тыла Красной армии сформировать к 15 мая 1944 г.:
А) в Московском военном округе – центральную мастерскую по ремонту духовых инструментов по штату № 048/310, численностью 33 военнослужащих и 7 вольнонаёмных;
Б) в Уральском, Киевском, Северо-Кавказском и Средне-Азиатском военных округах, на Дальневосточном и Забайкальском фронтах – мастерские по ремонту духовых инструментов по штату № 048/311, численностью 14 военнослужащих и 9 вольнонаёмных.
Главному политическому управлению Красной Армии к 25 июня 1944 г. произвести отбор лучших строевых и встречных маршей и в течение 1944 г. издать их в виде сборников.
 Начальнику тыла Красной Армии разработать и к 15 мая 1944 г. представить мне на утверждение Положение о награждении частей, особо отличившихся в боях за Родину, фанфарами и штатными оркестрами.

Маршал Советского Союза Жуков


                1946 год

Доклад заместителя Чернецкого  МОСТОВА « О старинных маршах»

«На смену песенного марша выступает старинный марш. С выходом в свет сборника старинных маршей открывается новая страница в истории советского маршевого репертуара. С этого момента старинные марши широко пропагандируются по радио, все оркестры (я имею в виду массу рядовых оркестров) перестают играть всё ранее изданное и буквально, как говорится, «садятся» на старинный сборник. Короче говоря, происходит поворот к старине. Вокруг этого сборника до его издания было создано широкое общественное мнение капельмейстерского актива Московского гарнизона. Все были заинтригованы открытием старины. Из старых, покрытых плесенью, архивов была извлечена вся сохранившаяся литература старой царской армии, она по нескольку раз прослушивалась, и, наконец, лучшие марши, в число которых попали и «Старый Егерский», «Триумф победителей», «Морской король», «Прощание славянки» и другие, были включены в сборник. Энтузиазм и интерес, с которым подбирался сборник, были настолько повышены, что раздавались даже голоса за включение в сборник старого царского марша – «Под двуглавым орлом», изменив, разумеется, его название. С тех пор марши, напечатанные в старинном сборнике, звучат во весь голос в наших оркестрах и поныне.
Считать ли ошибкой факт выпуска во время войны сборника старинных маршей – я утверждать не берусь. Но, если бы меня спросили – не следует ли переиздавать этот сборник или издать ещё один подобный сборник, надо ли вообще сохранять старые марши этого сборника в репертуаре наших оркестров,   я бы без всякого колебания ответил – нет! Не нужно издавать подобных маршей, и играть нашим оркестрам эти марши не к лицу. Они, во-первых, в художественном отношении малокачественны, грубы, примитивны, а в некоторых случаях и просто бездарны, и, во-вторых, они устарели. Они никак не перекликаются с мыслями и чувствами нашего советского солдата и офицера.
Трудно себе представить нечто более противоречивое, чем те моменты, когда подтянутые, бодрые солдаты и офицеры лучшей в мире советской армии, верные защитники и патриоты грандиозного строительства нашей социалистической родины, проходят торжественным маршем под звуки поистине старинного, донельзя слезливого марша «Прощание славянки», написанного много лет тому назад под влиянием псевдонародных цыганских мотивов. Что общего между музыкой такого марша, способного вызвать только грусть и тоску о прошлом, и нашими людьми, закалёнными в боях за родину, чей взор устремлён только вперёд? Что общего между примитивной музыкой старого Егерского марша и подобными маршами с нашей действительностью? А разве марш под громким названием «Триумф победителей» может по своему содержанию, музыкальному языку, по гармоническому складу воспеть славу советских воинов, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне? Старинные марши не являются наследием подлинного народного творчества, которым мы гордимся и которое мы так бережно охраняем.
 
                Декабрь 1946 года.

Стенограмма совещания инспекторов военных оркестров округов-групп и начальников школ военно-музыкантских воспитанников. Выступление ПЕТРОВА

 О  засилье маршей одного и того же автора.
... Надо понять, что из 113 названий 68 названий одного и того же автора это уже слишком. Я не меньше вас уважаю генерала Чернецкого, но это безобразие, это не государственно, это притупляет вкус исполнителей и вкус слушателей. Это положение коренным образом поставило в такое положение наших советских авторов, что по существу, они отказались писать.
Тов. Мороз меня скромно упрекнул, почему я не указал в статье наших военных композиторов… Я указывал… Рунова, Скворцова. Почему же их не печатали? Потому что здесь вы стояли не на государственной точке зрения, а на точке зрения личного и я считаю это до сих пор неправильным и вредным не только с точки зрения того, что на эти 68 маршей затрачено очень много бумаги, но и с точки зрения того, что если бы было напечатано 6-8 маршей, то я уверен, что история была бы благодарна Чернецкому…


                1947 год

Директива 3 отдела управления от 12 марта 1947 г

ВСЕМ ИНСПЕКТОРАМ ОРКЕСТРОВ ВОЕННЫХ ОКРУГОВ /ГРУПП/
ТОЛЬКО: ИНСПЕКТОРУ ОРКЕСТРОВ
 
Направляв сводку № I по контролю за репертуаром оркестров Сухопутных войск. Указанные в списке произведения за.№ I - 9 с репертуара оркестров снять и к исполнению запретить. Произведения за № 10- I7 допускаются к исполнению без указания автора инструментовки для чего в нотах изданий поименованных в сводке № I фамилию инструментатора изъять /вырезать, зачеркнуть тушью/,
В дальнейшем Вам эпизодически будут высылаться сводки по контролю за репертуаром для изъятия малоценных в идейно-художественном отношении произведений.
 Получение и исполнение настоящего указания подтвердить,
ОСНОВАНИЕ: Приказ Главного Управления по контролю за зрелищами и репертуаром Комитета по Делам искусств при Совете' Министров СССР от 7.2.47г. за № 10.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Сводка № I.*

И О НАЧАЛЬНИКА 3 ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ
ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК             АПОСТОЛОВ

------------
*Внимательное изучение текстов этой и последующих сводок показало, что марш «Прощание славянки» В Агапкина в них не содержится


                1948 ГОД

С.А. Чернецкий. Письмо на имя Мехлиса от 4 ноября 1948 г
…Считаю своим долгом службы доложить и обратить Ваше внимание на то, что дирижёр сводного оркестра Московского гарнизона полковник тов. Петров в присутствии Высшего командования и принимающего парад дирижирует оркестром, стоя спиной к принимающему парад. Это является грубым нарушением уставов. Недопустимо, чтобы на Красной площади во время парада дирижёр стоял спиной к Мавзолею, к Правительству… .


                2002 ГОД

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область
ЗАКОН
О гимне Тамбовской области
Принят Тамбовской областной Думой 24 мая 2002 года
(с изменениями на 13 марта 2004 года)

Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Тамбовской области от 27 февраля 2004 года N 199-З.

Настоящий Закон в соответствии с Уставом (Основным Законом) Тамбовской области и Законом Тамбовской области "Об официальных символах Тамбовской области" устанавливает гимн Тамбовской области, его описание и порядок его официального использования.

Статья 1. В соответствии со статьей 4 Закона Тамбовской области "Об официальных символах Тамбовской области" утвердить музыкальную редакцию (произведение В.Агапкина - марш "Прощание славянки") и текст гимна Тамбовской области согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему Закону.

Гимн Тамбовской области (далее - гимн; гимн области) должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

Гимн Тамбовской области может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции (статья в редакции, введенной в действие с 13 марта 2004 года на основании Закона Тамбовской области от 27 февраля 2004 года N 199-З).

Статья 2. Гимн области исполняется:
после принесения присяги при вступлении в должность главы администрации области;
при открытии первого заседания и закрытии последнего заседания Тамбовской областной Думы очередного созыва;
во время официальной церемонии подъема флага Тамбовской области;
при передачах телевизионных и радиопрограмм в дни областных юбилейных дат;
во время церемонии встречи и проводов посещающих область с официальным визитом лиц (делегаций) иностранных государств, если при этом не исполняется Государственный гимн Российской Федерации. Гимн Тамбовской области исполняется после гимна соответствующего государства;
при вручении Почетных грамот и наград Тамбовской области.

Статья 3. Гимн области может исполняться:
во время открытия и закрытия торжественных собраний, посвященных праздникам и знаменательным датам Тамбовской области;
во время церемонии встречи и проводов посещающих область с официальным визитом лиц (делегаций) субъектов Российской Федерации;
во время открытия мемориалов, памятников и памятных знаков, воздвигнутых на средства областного бюджета или по инициативе области;
во время иных торжественных и протокольных мероприятий, проводимых органами государственной власти Тамбовской области и местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, организациями и частными лицами;
при проведении областных спортивных соревнований.

Статья 4. При официальном исполнении гимна области присутствующие слушают его стоя, мужчины - без головных уборов.
В случае, если исполнение гимна сопровождается поднятием флага области, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тамбовской
областной Думы
В.Н.Карев Глава администрации
Тамбовской области
О.И.Бетин
г.Тамбов
24 мая 2002 г.
N 27-З


Не скрою, трудно было удержатся, чтобы не прокомментировать эту подборку документов. Большой соблазн был! Однако, верный основной идее статьи, я решил ограничится выжидательной позицией. Благо запас интересных документов в моем распоряжении достаточно солиден.



Липецк
2013 г