Ростки и корни

Екатерина Сиванова
В каждой семье есть свои традиции…
Семья может не задумываться над тем, что вот именно это называется «традиция», но каждый год в один и тот же день наряжает ёлку или уезжает на пикник за город, или готовит плов вместе с друзьями, а ,может быть, поднимается в горы.

Моя Семья - это трое детей (Егор, Маша, Иван), и мы: их мама и папа.
Нашей Семье чуть больше 15 лет и, конечно, у нас уже появились свои традиции. Одна из них - гулять по вечерам всем вместе. Получается это, к сожалению, не часто, но каждая такая семейная прогулка - важное событие. Пусть она и длится не больше часа.

Мы идем всегда по одному и тому же маршруту, который проложил наш младший сын Иван. Егор и Маша обычно идут впереди, Ванька снует от них к нам с мужем, я ещё веду на поводке нашего  терьера Танго. Говорим, обсуждаем события дня, над чем-то смеёмся, о чём-то грустим… Иван обязательно затевает бег наперегонки с братом и сестрой. Главное - мы вместе.

Однажды, на одной из таких прогулок, наш Егор (ему недавно исполнилось 14) взял меня под руку и сказал: «Я бы хотел поговорить с тобой. Можно?»
Мы чуть отстали от остальных, и я приготовилась было слушать, но сын задал мне всего лишь один вопрос:

-Мам, скажи, что для тебя значит понятие «Семья»?

Конечно, меня подмывало ответить вопросом на вопрос и произнести: «А тебе зачем?» Или: «Ты про «семью» вообще или про нашу?»
Но интонация Егора да и его непростой возраст, заставили меня собраться и начать говорить сразу:

- Знаешь, сынок, по-настоящему что такое семья, я поняла совсем недавно. Если в двух словах, то семья - это, когда все вместе. И в радости, и в горести. Когда за одним столом несколько поколений одной семьи. Когда бабушка учит внучку печь куличи на Пасху, а дедушка учит внука держать молоток. Когда мама знает, что может сказать своему ребёнку: «Позвони лучше деду, спроси у него, он в этом вопросе - ас», а папа может позвонить своему папе и спросить совета о том, как лучше объяснить ту или иную ситуацию своей дочери...
Моей мечтой всегда было иметь Дом, в котором есть большая гостиная, а в ней стол, за которым собирается вся огромная Семья.
Однажды мне даже удалось осуществить это! Это было давно - тогда только Маша родилась... Но, видимо, я была ещё молода, как-то воспринимала всё очень остро и большую часть своих сил потратила на переживания по поводу того, что будет на столе, а не за столом. Короче говоря, ожидаемого результата не получила.
Хорошо помню, как спустя несколько лет после того застолья, рассказывала своей приятельнице об этой мечте и о том, что попыталась всех собрать, но попытка была разовая и практически с треском провалилась. То есть не стала традицией. А подруга моя и говорит: «Вот и я была такой же... Точно так же всех собирала, всё организовывала. Пока не поняла, что все, кто собираются за столом берут, но не дают. Это была только моя мечта. Но это совершенно не значило, что такие встречи нужны другим...»
Я много думала над тем, что услышала. И поняла - нельзя вот так, в одночасье, собрав за столом всех, кто имеет друг к другу какое-то родственное отношение, сказать: «Всё, мы - семья, теперь нам хорошо всем вместе». Нет!
Семья, как и ребёнок, должна быть выношена, рождена (кстати, тоже в муках) и выращена.
Большое счастье, когда это знание живет во многих поколениях семьи. Когда старшее поколение, памятуя о всех своих переживаниях, притирках, проблемах роста, помогает младшему не только построить свои молодые семьи, но и не мешает в этом.
Это то, для чего нужно очень много терпения и мудрости. А ещё дар нужен - помнить себя молодым. 
И вот если все эти условия совпали, то молодая семья приклеится к большому семейству, а новые родственники найдут общий язык.
Знаешь, когда все эти условия могут совпасть? Когда люди живут искренне, открыто и, главное, любят друг друга.
Нельзя построить семью, соревнуясь друг с другом, выглядывая подвохи в действиях другого, нельзя, поссорившись, не помириться.
Да, сынок, бывают ссоры. А бывают семейные скандалы. Я знаю много семей, в которых что-то как-то произошло и невестка не общается годами со свекровью, а тесть руки не подаст зятю. И у нас всякое бывало...
Но, во-первых, я в принципе жить не могу внутри ссоры, и как бы мне не было тяжело иду на примирение  первая. Зато потом, когда всё выясняется, становится так легко, так хорошо!
А, во-вторых, я точно знаю, что вот такое «необщение» наносит колоссальный вред вам, моим детям.
Есть, есть эта самая родственная связь. От неё очень многое зависит в жизни и молодых поколений и тех, кто подводит итоги своей жизни.
Когда мы все вместе, нашей большой Семьёй, собрались, чтобы отметить золотую свадьбу твоих бабушки и дедушки, когда мы стояли в храме во время их венчания, я ощутимо чувствовала, как вы, мои дети, черпаете силу жизни, житейский опыт, который копился не одно поколение в нашей Семье.
Согласись, что вы должны быть лучше нас. А это возможно только тогда, когда вы будете чувствовать жизнь и будете уверены в каждом своем шаге. Помощью вам - опыт поколений.
Ну, вот как-то так... Ответила я на твой вопрос?
-Да, - задумчиво протянул сын, - я должен теперь подумать над тем, что услышал. Спасибо... Я вот только никак не пойму: как же надо искать свою половинку? Из того, что ты сказала ясно, что я должен смотреть не только на девушку, но и на её семью, её корни и традиции, правильно?
-Конечно, правильно! - рассмеялась я, - А ещё ты должен слушать своё сердце. Хочешь, я открою тебе секрет, где лучше всего его слушать?
-Конечно, хочу...
-Там, где земля помнит не одно поколение твоей семьи. Да-да. Я уверена в этом! Вот мне, например, всегда отлично думается и чувствуется в Пензе, городе, откуда родом мои родители, их родители. А папа в Донецке обычно черпает силу. Дедушка по дороге в Пермь к внукам, выходит из поезда на станции Котельнич, чтобы просто постоять, воздуха того глотнуть, сил набраться. Я очень хочу, чтобы Дом, который «наш» всего-то пять лет, стал таким местом для многих поколений нашей Семьи. Поэтому и везли мы с вами из Пятигорска, откуда корни рода моего папы, росток ореха - дерева, который рос у дома твоей прапрабабушки.
-Да, мам, я помню как мы его сажали, как волновались: приживется ли...
-Так я ответила на твой вопрос, Егор?
-Да, спасибо, - улыбнулся мне старший сын  и побежал догонять Машу с Иваном.
А я подошла к мужу, взяла его за руку и спросила:
-Послушай, а вот если бы тебя спросили: «Что для вас значит понятие «семья»?»- ты бы что ответил?
-Что это - мы все, когда вместе...




*Автор фотографии Анастасия Черцова