Племяш

Беспамятных Леонид
         Леонтий Васильевич -военный пенсионер, живет в  загородном доме на берегу Омки. Нравится ему здесь: до города рукой подать, чистый воздух,  рыбалка, да и на грядках любит  копаться.
  "Райское место!" - хвалится  знакомым. В городскую квартиру и не тянет его, хотя жена и дети зовут.
        Зимой, другое дело - скучновато. Однажды пришел к соседу в гости. Смотрит, а тому дети привезли компьютер. Мелькнула мысль: "Надо тоже купить!"
  Сказано - сделано. Купил. Слов нет: хочешь кино смотри, хочешь  с родней общайся.
       «Я, - говорил он соседу, - когда за компьтером, то завсегда петь хочется".

  С появлением интернета родни  развелось – всех сразу и не упомнишь.  Как - то в начале  осени  позвонил  дальний родственник из деревни:
   
 - Леонтий, выручай! Сын поступил учиться в город, а жить негде. Можно у тебя ему сентябрь перекантоваться, а? Уважь!
 - Хорошо! Пусть приезжает, раз негде жить, - согласился Леонтий Васильевич.
 
     И вот через пару дней, смотрит, идет по дороге парень с сумкой в руке.
 "Никак, племяш, что ли?  - ёкнуло сердце. - Похож на отца, однако.
  Прошли в домик. За чаем разговорились о том да о сем.  Из баночки с земляничным вареньем исходил запах малой родины.
 "Вот подфартило! - думал Леонтий Васильевич. - И мне все веселей будет". 

 Увидев компьютер, племяш обрадовался:
 - Здорово! А мне папаня еще не купил.
 - Так пользуйся.
 
 Племяш допоздна рассказывал о жизни в деревне, Леонтий Васильевич слушал, не перебивая. Так и уснул.

  Почитай, с этого дня жизнь  резко изменилась. Рано утром племяш уезжал на учебу,  Леонтий Васильевич возился на земле,  хлопотал у плиты. 
 - Родители бычка закололи,  картошки двести ведер накопали," - делился новостями племяш.
   
 - Глядишь, и тебе  компьютер скоро купят, - подбодрял его Леонтий Васильевич.

       Однажды племяш заявил:
  -  Сказать честно, у вас, дядя  Леонтий, не компьютер,а бухгалтерские счеты!
  - С чего это вдруг?  Меня все устраивает.  К тому же в августе мастера приглашал.
  -  А что с того? Толку от таких мастеров никакого, - усмехнулся племяш. - Морочат головы вам, пенсионерам. Хотите помогу?
   Одним словом, пообещал, мол, сделаю все в лучшем виде...
  - А это трудно, небось?
  - Чего проще, -  племяш стал тут же доставать из сумки диски. - Я не о себе пекусь, а о вас.   Вскорести такую программу установлю - закачаетесь.
  -  Делай раз надо, - согласился Леонтий Васильевич. - Испыток, не убыток. Только потом растолкуй, что к чему.
 А сам подумал: "Да, руки у него, видать, на месте. Из глуши, а разбирается, как тот профессор".


    Все бы хорошо, но волновало Леонтия Васиьевича одно: племяш до полуночи сидел в социальных сетях.
  - А чего не учишь? Ни разу не видел тебя за учебниками.
  - А я,  дядя Леонтий,  все знаю, - и рассмеялся.
  - Ты Ваньку не валяй, племяш, сессия быстро примчится.

            Как - то Леонтий Васильевич соседа встретил в магазине.
 - Ты зачем, Васильевич, столько хлеба покупаешь? Никак, свинью завел, что ли? - спрашивает тот.
 - Да у меня постоялец!
 - Кто такой? 
 - Племяш из деревни!
 - Какой такой племяш?
 - Какой... какой... Троюродный.
 - Интересно, как там в деревне  жизнь?
 - Какая жизнь? Своим хозяйством только и живут.

  На следующий  день сосед принес корзину яблок.
 - Угощайтесь, - говорит. Засиделся допоздна. Прощаясь, сказал:
 - Парнишка, и правда, видать, неплохой.
 - Жалко овсяную кашу не ест, - усмехнулся Леонтий Васильевич. - Мясо подавай. У меня, конечно, не ресторанные изыски, но уж готовить я умею.
 - Ну, держись, Васильевич,  скоро тебя деревенские и мясом и картошкой завалят.
 - Чего с них взять? Отец не работает, мать копейки получает. Как - нибудь перебьюсь.
 
 - Ой, Васильевич! Доверчивый ты.  - Сосед укоризненно покачал головой. - Есть  хорошая пословица: "Не делай людям добра, не получишь зла".
 - Напрасно ты, - возразил Леонтий Васильевич. - Племяш пообещал  компьютер  навороченным сделать.
 - Нашел кому такую дорогую вещь доверить...  Пацану. Ну, ты, даешь! А вдруг натворит чего?..

 Сентябрь пролетел, как один день. Засобирался племяш переезжать в город.

 - Скажи, - заволновался Леонтий Васильевич, - а  если  возникнут проблемы с компьютером? Ты ведь мне так ничего и не обьяснил...
 - Если что, звоните на сотовый… Я мухой...
                ***
 В свой праздник - День ракетных войск и артиллерии, Леонтий Васильевич приковылял к соседу.
 - Тебе чего, Васильевич?
 - Тут такое дело,  - тот слегка замялся. - Одним словом, нужен компьютер до зарезу.  Мой не работает. Однополчанина надо поздравить.
 - А давно  не работает? 
 - Аккурат, две недели уже.
 - А племяш? Не пробовал ему звонить?
 - Пробовал. Пустое! Не отвечает и все. Ни слуху ни духу. След простыл...

   Сосед возьми и ляпни:

 - Видел я твоего племяша намедни.
 - Где? - удивился Леонтий Васильевич.
 - С девушкой на остановке стоял. Молодость, дело известное.
 - Ошибся, поди.
 - Я знаю, что говорю...  Присмотрелся, точно, он.  А ты отцу сообщи! 
 - Да писал и звонил, а что толку, тоже молчит.  Деться мне некуда. Вот пенсию получу и вызову мастера. Почитай, минимум тысячу, как с листа...
 - Знаю я эти штучки, попользовался и сбежал.    О - хо - хо, что деется. Деревенские раньше так не поступали со стариками.
 
 - Бог ему судья.  Только всех под одну гребенку нельзя стричь. Вот недавно пришел на остановку.  Хвать в карман, а кошелька нет. В доме, получается, оставил. Звоню баушке по сотовому: так, мол, и так… Как быть? Тут трогает меня за плечо девчушка, что рядом стояла.
  -Дедушка! - говорит. - Не переживайте! Возьмите вот деньги.
  - Представляешь, протягивает мне сотенную  купюру, а сама  - в маршрутку и уехала. Ни фамилии, ни имени не спросила.

       Больше часа Леонтий Васильевич разговаривал по скайпу. Выключив компьютер, долго сидел молча. На крыльце обернулся. По лицу бежали слезы.
   - Надо же! Однополчане - земляки  неделю назад  встречались, а я и не знал.
   - А почему по сотовому не позвонили?
   - Комбат список с номерами телефонов потерял.

  Медленно пошел, опираясь на трость. Прохожие останавливались и смотрели ему вслед.

Фото Евгения  Смолина