Загадка фэнтези. Вместо манифеста

Андрей Козлов Кослоп
В жанре фэнтези отсутствует  полноценный хронотоп, нет реализма, нет научности или даже логичности, реалистических картин, историзма, философской иносказательности, нет даже прикольной разговорной речи, нет и классического или этнографического  традиционализма, нет  юмора или  политических намеков.  Всё очень тупо, по-тинэйджерски, даже где-то по-детсадовски. Зачем этот примитив? Они нас, наши  подрастающие поколения дебилизируют?  Отчасти, наверно, именно так:  фэнтези - следствие  масс-культурного примитивизма, коммерческой нивелировки.
Но один плюс есть. Фэнтези демократично, фэнтези попадает в подростковые ниши и ниши читателя со средним и ниже среднего образовательным  уровнем.  Возможно,  как раз именно эти уровни реально действительно нуждаются в литературе. Наконец, массовость средней по уровню  айкью  литературы обеспечивает в большей степени так называемую поэтапность.  Основная ошибка в педагогической система заключена в том, что некоторые группы учеников вынуждены перепрыгивать через этапы, которые они слабо усвоили или даже не усвоили вовсе. А после такого перепрыгивание образование становится практически начетничеством, так что ученик уже и не обучается, а хлопает ушами, хотя его обучение продолжает финансироваться.
Этот принцип потери поэтапности советская педагогика уже открыла в начале 80-х, и на основе этого открытия успела в ряде экспериментов оптимизировать  обучение математике в ряде обычных московских школ.
Вряд ли эта система получила массовое закрепление потом.  В каком-то смысле система продолжала разваливаться, а педагоги новаторы были выведены в касту для обучения как особо одаренных, так и проблемных детей состоятельных родителей.
Так что фэнтези увеличила свою актуальность.
Бум хоббитианства (непонятный  поколениям, воспитанным на шедеврах Чехова, Бунина, Булгакова, Ильфа и Петрова, Марка Твена, Гашека,  Фолкнера, Сэлинджера, Германа Гессе, Кафки, Кандзэбуро Оэ, Курта Воннегута) был абсолютно не понятен.  Это был какой-то детский лепет. …
Он собственно таковой и есть.
Но это тот уровень,  который является реальным уровнем современного массового читателя.
Возможно такое чтение «несколько разовьёт» массового читателя. Но есть опасность, что на этом уровне развитие и закончится. Так как  читатель-зритель, который оказывается несколько выше средней  метки, развития не получает, так что хотя серединка оказывается  более энергичной, но общество практически не доходит ни до среднего, ни, тем более, высокого уровня.
То есть, необходимо фэнтези  с некоторым  набором  логики, научности, более изысканной эстетики, метафизических максим.   Практически, наверное,  должно происходить обратное: продвинутая литература и кино (носители таковой «продвинутости»),  должны спустится к тинэйджерами и взрослым аналогичного уровня, то есть, к большинству. Сейчас же, наоборот:  обученные техническим приёмам дебилы творят «великую»  артхаузно-фестивально-букерско-антибукерскую  культуру.
В 80-е годы мне попадалась грандиозная книга «Математика для дошкольников»...
Сейчас? Сейчас, по-моему, книжные магазины заполнены хламом, предназначенным лишь для того, чтобы родители (некоторые из родителей)  этот хлам покупали.
Суть этой образовательной стратегии (понимающей,  что такое это так называемое фэнтези и иже с ним) в том, чтобы  некий  важный материал подать в форме доступной  для возрастов, которым обычно такого материала не давали. Не давали, потому что  давали только тогда, когда средний ребёнок  сам каким-то образом поднимался до уровня, когда такой материал можно было понять. Но школьные технологии  (учитывающие вот эту саму поэтапность, игровые формы обучения и все прочие специфически детские методы) способны разложить задачу на составные и научить ребенка разным интеллектуальным операциям, которые раньше  делались в иных возрастах. Обычно  детей учат писать в 7 лет. Многие родители учат детей читать уже до школы, но совершено не сложно научить детей читать в 3-4 года. В 4-5 лет ребёнок может научиться играть в шахматы, шашки, рэндзю, элементам важнейших иностранных языков.  Компьютерные игры позволяют научить детей этим навыкам массово и даже за пределами специальных учебных заведений.
Безусловно компьютерные игры позволяют детям развить лишь некоторые навыки, которых раньше у детей их возраста  не могло быть развито. Потом эти  функциональные навыки, которые развивают компьютерные игры (заполняя время ребёнка) , находятся  всё же в довольно узкой нише, так что многое из того, что раньше развивалось у детей в реальных играх, не развивается.  Меньшее, что мы может констатировать, профиль  ребёнка становится сформированным по-другому.  Ряд функций современный ребенок осваивает быстрей, но другие важные функции развиваются слабее или атрофируется вовсе.
Основная проблема заключается в том, что и новое и среднее поколение  не усваивает, не удерживают  некую идеологическую матрицу, то есть,  не бытийствует как целый  социальный  субъект.   Фэнтези и тому подобное представляет собой современный пост-классический, пост-научный, пост-философский, пост-«высокохудожественный»  формат мышления. Но в фэнтези т.п. присутствует некоторая технологическая оптимальность, относящаяся как способу создания текстов, так и к способам его восприятия.
Очевидно, что обойти или проигнорировать эту ментальность невозможно, «классика умерла» вслед за «богом Ницше».  Религиозные энтузиасты любят  передразнивать афоризм Ницше.  ««Бог мертв». Ницше. «Ницше мёртв». Бог», - шутят современные релижисты. Я бы продолжил, что бог, воскресший в наши дни, - это фэнтезийный бог, бог-марсианин, бог-киборг, бог-эльф, бог Роджера Желязны. Он похож на голливудовского Аватара.  Кстати «аватар» в индуизме – это именно Бог, и он такой же синий как коточеловек в фильме «Аватар».   Вот именно этот голливудовский аватар и провозглашает: «Ницше мертв, а я,  Христос-Мария-Дэви-Анастасия-Христос-Юсмолос-Грабовой   жив и всех вас, их и нас  воскрешу за небольшую плату  в 3-4 тысячи долларов».
Бог больших, титульно-воцерковленно-традиционных религий тоже фэнтезиен.  Никакой санскрит или  славянско-древнерусский язык не поможет против этой фэнтезийности. Умер, конечно, не бог, и кстати, и не Советский Союз даже. Умерла «классика», вся целиком. Умерло научное, философское, светско-художественное, а также и религиозно-метафизическое (так как  в старых религиях есть философские догмы, выразительные притчи,  религиозная музыка,  красота церквей, икон, ритуалов, особая церковно-мистическая  дисциплина, героизм священства и аскетизма, романтическая мораль). 
Умерли не Бог, ни СССР, ни отдельный философ Ницше, умер весь модерн,  с его наукой,  рациональной философией, светским искусством, правовым обществом, секуляризированной, философски обогословленной религией. Умер модерн как западный, так и советский.   Смыслы и всё осмысленное оказалось побеждено «Спектаклем». Кино, радио, телевидение, телефон, транзистор, множительная техника  помогли Спектаклю победить Смыслы.  Компьютер, интернет и сотовой телефон их добили.
Нынешнее фэнтези (антисаенсфикшн)  маргинален, спонтанен. Он не только создаётся для дебильных подростков, но и также авторами с подобным мышлением и подобными задачами. Это хомячковая,  офисно-планктоновая ментальность. Она никчемная, уродливая, недоразвитая, но её не надо презирать или ненавидеть, это наша поросль, наши детки. Да, они - дебилы, аутисты. Мы  же - поколение хиппи, панков, битломанов, битников, любителей Гессе и Тарковского,   мы считаем, что появление в переписи населения 2000 годов массы хоббитов, эльфов и гномов – это молодежный прикол, чуть ли не нонконформизм. Но это не так. Это мы -  нонконформисты, а они -  дебило-фэнтезийцы.  Но это наше продолжение, и надо как-то эти фефекты корректировать.
Нью-эйдж, конспирология,  уфология, рерихи, экстрасенсы, предсказатели, глобы, «роза мира», навальный, нацболы,  фэнтези, компьютерные стрелялки, - всё это  юношеский маразм,  массовое помешательство,  интеллектуально-духовные полиомиелит.  Это чума. Но этой чумой в разнообразных «штаммах» заражено практически   всё новое поколение, и три четверти среднего и старого поколений.  Нужно войти в этот чумной барак и постараться  выстроить цивилизацию как бы снова, исходя из инвалидных, дегенеративных, узколобых, инфантильных и косноязычных огрызков былых культур, из которых-то и  выстраивается нынешняя ментальность.
По нашей версии, если рерихнувшейся  ментальностью сознательно управлять  (фэнтези - как раз является той более менее здоровой частью рерихнувшейся постомодернистко-графоманческой «духовности»),  то  возможно   провести реконструкцию-реабилитацию  нашей цивилизации, включая все её важнейшие достижения:  метафизические религиозные системы, демократию, социализм,  науку, развивающее образование, педагогику, литературу и искусства.  Сейчас всё это можно считать уже практически  мертвым или полуживым.   Существование классической классики не должно нас обманывать насчёт какой-то существенности такового существования. Классическая классика (реализм, акварель на французской бумаге, классический рисунок,  со знанием анатомии) на самом деле также уже подёрнута фэнтези, постмодерном и умственной малохольностью, как и классическая религия. Классическая классика – это страусиный  самообман.
Нужно войти в «мир фэнтези» и пересоздать на его языке историю, философию, поэзию, искусство, науки, религию (батюшки спорят: а надо ли переводить  Библию со старославянского на менее старославянский,  хотя в сущности  надо уже переводить  её  даже на олбацкий, на язык Толкина, Пелевина, Смешариков,  Лунктиков ,  Симпсонов, пчёлки Майи…) .
Мы должны этот для кого-то неприятный факт осознать. Уровень стихотворения «Маша, Машенька, не плачь, не утонет в речке мяч»  для современных  подрастающих поколений в целом недостижим, для них это средневековый диалект южно-китайского.  И нельзя презирать и стыдить современных филологинь за то, что они читают Донцову. Это реальность, данная нам в ощущениях.  Ильф-Петров, ямб-хорей, Бабель-Бебель – всё это осталось в синагогах и во ВГИКах, этого нет в  реалити. Может быть, временно нет. Но всё-таки именно нет.
Эти европеизированные еврорежиссеры  так забоятся, чтобы мэр выключал свой сотовый телефон во время кинопросмотра.   Как выразительно нарисована этой фразой (просяще-требующей) вся с мерзость современного мировоззрения всех этих медиаговнюков.  Да пошли они все в жопу со своими артхаузами.  Там в этом кине якобы  для аэлит нет и не может быть просвета. Это помойка, помоище, дерьмо собачье, кал, акулье  мясо, уринотерапия,  мужеложество, союз меча и орала. 
Артхуазы и прочие квазиклассические тексты плохи не тем, что они вредны. Они вредны тем, что они  вне времени и вне пространства, плохи тем, что мертвы их создатели (Герман-старший умер на 20 лет раньше своей смерти, а Герман-младший не жил вовсе). 
Кстати, Ильф и Петров ко всему их остроумию, наблюдательности, реализму, также и замечательно просты, но это ещё не фэнтези. Нынешним  «Золотого телёнка» не осилить.  Для нынешних нужно переписывать всё, даже «Незнайку на Луне». Подлинные матрицы, конечно, нужно сохранить в литфондах, но сейчас все эти «Бароны Мюнхаузены», «Геккельбери Финны»  родителями покупаются практически напрасно. Дети или не прочтут, или, прочтя, разочаруются и больше никогда не будут  этого и чего-либо больше  читать совсем.  Исключения, случайные  увлечения, - всё это не должно нас отвлекать от смысла основной идеи:  «классика умерла» (включая  Шолохова, Ленина, Кёнигсбергско-Калининградского  Канта, Хемингуэя с Теодором Драйзером, всеми Толстыми , всеми Островскими, всеми Дюмами и всеми остальными).   
«Уральские пельмени» - это смешно, это почти то, что надо, но это «пир во время чумы». Пелевин  - дебил, но он для профессорско-преподавательского состава.  Нужно быть на полметра ниже Пелевина и «пельменей». Всё что сложнее и классичней этого уровня, вымрет. Но старославянская Библия останется. Во-первых, потому что она в общем-то довольно проста, а во-вторых,  также ещё и непонятна, так что являет  нам как эдакий вербальный полуабстракционизм (вроде понятно, но не на столько чтобы понять). Абстракционизм – единственное, что сохранится без особых купюр.  Он, наверное,  создан в расчёте как раз  на сегодняшнюю чуму.
Если  мировую классику не обфэнтезить, не превратить в фанфик,  то тогда способы возврата  к ней будущих поколений будут окончательно потеряны.  Лотман комментировал «Евгения Онегина», но комментарий - это же  анатомирование, разрезание на кусочки, это не съедобно, так что «Евгений Онегин» находится в «красной книге».  Надо всё перевести.  Всё:  и Жюля Верна и Гогена с Тулузом- Лотреком.  В советское время Шишкина выпускали на конфетных фантиках и Шишкин  стал харизматическим персонажем русской культуры.  И не надо морочить нам мозги Пушкиным,  Толстым, Тургеневым.  Нормальны и адекватны во времени лишь Александр Грин, Александр Беляев, «Старик Хотабыч», «Три толстяка» Олеши (и больше ни одной строчки),  «Земля Санникова», Герберт Уэльс.  И то -  всё это надо перевести на ещё более простое фэнтезийное  элементари.   И как-то должно быть по-русски, по-советски, по-людски, по-плоше,по-шершавей...
Неужели вы думаете, что на основе таких книг как «Материализм и эмпирокрицизм»,  романы  братьев Толстоевских, Андромед  Ефремовых возможно было создать  нечто жизнеспособное? … Но Стругацких, думаю, всё же можно взять в пантеон, они достаточно примитивны и инфантильны. Почти фэнтези.  Но всё надо подчинять общей задаче. Всё упростить, облегчить, свести до аннотационного русского языка, до почти пиджина, и при этом в этих неорусских  текстах  должны быть все знания, выработанные человечеством, так как всё остальное, академическое, диссертационное, академически детально обвешанное ссылками на полные собрания сочинений, - всё это отойдёт в специальные институты для  неизлечимых шизофреников.  В науке, системе   образования (тем более, высшего) не будет никакой науки, никакого образования. Только в популярном массовом литературном жанре что-то может сохраниться (под «что-то» мы понимаем Линнея,  Ламарка, Дарвина, Менделеева, Ньютона, Эйнштейна, Нильса Бора, Геродота, Ключевского, Павлова, Циолковского, Гегеля с Гоголем, философию Платона, Будды, Христа, всяких фрейдомарксистов).  Все академии наук и университеты всех стран мира превратятся в публичные дома  для сексуально дезориентированных гиперкогнитариев (из мозга этих физиков и гениев по решению сложных судоку арабско-американские миллиардеры светлого фьючерса  будут делать себе крем от морщин) .  Останутся только безобидные книжки для детей, некоторые из которых нужно заблаговременно начинить нужным и правильным знанием…
За работу,  товарищи.
                8 декабря 2013 г.