Книга пророка Хавакука

Арье Ротман
читать смотреть и слушать http://www.youtube.com/watch?v=jx3SSx45oCE    
                1.
      Озарение провидческое пророка Хавакука
      
      Сколь ни вопиял я к Тебе, Ты не слышал,
      взывал, губимый, но не спасал Всевышний.
      Неправое кажешь очам, бесчинное – взору,
      грабеж и разбой предо мной,
       кичатся раздор да ссора.
      Оттого ослабела Тора, закон померк,
       нигде справедливости не найти!
      Оттого праведного гонит злодей,
       правосудие искривило пути.
      
      Узрите же, племена земные,
       ошеломлением полните око,
      ибо в ваши дни задуманное совершу –
       не поверите вести жестокой.
      Из ничтожества подниму Касдим ,
       народ стремительный, не ведающий пощады.
      В чужедальние страны приходит он,
       не свои наследует веси и грады.
      Сеющий ужас – назначает закон,
       возносится в могуществе грозном.
      Легконогие барсы – кони его,
       мчат как волки в сумерках поздних.
      Тучею всадники несутся издалека,
       как голодные коршуны
       рассекают воздух.
      
      Налетят суховеем – творить разбой,
       опустошат, угонят народ без счета.
      Князь им забава, вельможа – шут,
       глумятся, царей лишают почета.
      На крепости с усмешкой глядят,
       подведут насыпь, поднимутся, одолеют.
      Пронесся огненный вихрь – и умчал,
       идола мощи своей лелеять.
      Взыскать за грех Ты послал Касдим,
       судьей поставил народ жестокий.
      Господь Превечный, Бог Пресвятой,
       С Тобою ли сгинем, умрем до срока?
      
      Очисти очи, протри от зла,
       взгляни: как мириться с кривдою будешь?
      Отчего же пред нечестивым молчишь,
       губителя праведных не осудишь?
      Уподобились люди тварям морским,
       защитника нет им, как рыбы бьются.
      Крючком их удят, ловят сетями,
       неводом тащат, ликуют, смеются.
      Орудиям ловли приносят жертвы,
       воскуряют мережам, кадят бредням,
      ибо туком добычи насытили плоть
       утучненную набегом победным.
      
      Потому ли жалость чужда ловцам
       выбирающим из ячеи улов,
      что сходит народоубийство с рук,
       дозволена невинная кровь?
         
                2.
      Мыслил я: не покину стражи своей,
       осаждать Господа душа не устанет.
      Выжду, вызнаю, угляжу,
       чем отвечать на укоры станет.
      
      Так Он ответствовал, так сказал,
       Сущий, вершащий суды над нами:
      – Слогом ясным откровение изложи,
       на скрижалях начертай письменами.
      Дабы чтец одолел легко,
       грамотей пробежал взглядом,
      ибо иное пророчество есть,
       с прежним предвиденьем рядом:
      о грядущем крахе Касдим*
       предвещание непреложное,
      о конце злодеев, о гибели их –
       приурочено к сроку должному.
      Если замедлит свершиться – жди,
       не премИнет, исполнится одновА.
      Изнеможет душа, искривленная злом,
       а праведная – праведностью жива.
      
      Опьяневшего предает вино,
       но не пресытится грубый скот.
      Разинул адской алчности чрево,
       как смерть ненаедная, большерот.
      Все народы затолкает в утробу,
       племена под себя подгребет.
      Но еще поглумятся угнанные над ним,
       басни сложат насмешники неуемные.
      Доколе ему чужое копить,
       множить долги неподъемные?
      Нежданно-негаданно займодавцы очнутся,
       разом явятся, вытрясут душу,
      станешь им добычею легкой,
       поживою наилучшей.
      
      На крови людской, на грабительстве
       населены грады твои, упрочены.
      Народы изничтожил ты, обобрал,
       тем же спасшиеся тебя отпотчуют.
      Беда корыстолюбцу алчному,
       полнящему дом бесчестной наживой.
      Высоко гнездо неприступное вьет:
       «Убережемся от бедствия, будем живы».
      Замышлял славу – но лишь хулу навлечет,
      ибо истерзал ты народы многие,
       грехам твоим тяжким потерян счет.
      Камни стен кричат о грабительстве,
       щепа древесная вопиет.
      Горе возводящему град на крови,
       на беззаконии – рушащийся оплот.
      
      Не от Бога ли изнурение тщетное?
       утруждаются для пламени племена,
       изнемогают народы.
      Ибо славы Господней возжелает земля,
       жажда Богопознанья
       затопит ее, как воды.
      Горе опоившему ближних хмельным,
       допьяна – яростью истовой,
      дабы срам их наготы узреть,
       взорам явить нечистое.
      Чести искал – насытишься поношением,
       отравного срама и ты опейся!
      Не обнесет позором Господня десница,
       из чаши Его захлебнешься бесчестьем.
      Разорял Ливан – и на тебя разор,
       скот угонял – испуг погонит тебя, как стадо,
      ибо кровью людской, грабежом земель
       населил и упрочил ты грады.
      
      Чем поможет кумир создателю своему,
       истуканы литые, оракулы ложные?
      На изделие ли творцу уповать,
       на немца ли идолобожьего?
      Горе молящему древо и камень: очнись!
       вопиющему к бдению неживого.
      Посеребренный ли истину возгласит,
       покрытый золотом молвит слово?
      Духа нет в них;
       ибо в чертоге Сущего
       святость Его нетленная.
      Перед величием Господа
       в страхе умолкни, Вселенная!
         
                3.
             Моление Хавакука-пророка на шигъйонот**.
            
             Внимал я, Тебе, Господи, в трепете,
             откровению Твоему – в боязни.
             Раскрой деянья Свои,
             о днях грядущих поведай,
             вспомяни, гневный, о милостивой приязни.
             Господь от Теймана взойдет,
             Святый – от вершины Парана.
             Небеса облеклись величием Его,
             хвалами – дольние страны.
             Лучезарно сиянье Господне,
             пресветлый венец меж дланей Его лучится,
             там укромье мощи Его,
             славы потаенная колесница.
            
             Смертоносный недуг шествует перед Ним,
             стезя Его мором пламенным осенена.
             Остановится – сотрясет землю,
             взглянет – от ига разрешит племена.
             Древние всхолмья изгладились,
             искрошились исконные горы:
             то путем извечным ступает Предсущий!
             В бедствии зрю Кушана шатры,
             в земле Мидьян трепещите, кущи!
             На потоки ли полноводные взъярился Господь,
             негодует на воды великие,
             на море гневится?
             Когда помчит коня Своего,
             избавление понесут Его колесницы.
            
             Обнажи лук Твой, явись!
             Заклял мощью Господь древки копий.
             Твердь раскололи колесницы Его,
             взбурлили ущелья кипеньем потопа.
             Горы увидели – содрогнулись,
             хлынула ярость Твоя, как великие воды.
             Возопила бездна, пучина крик издала,
             карающую десницу
             занес Господь к небосводу.
             Солнце и месяц оцепенели, померкли
             в пламени стрел Господних,
             в блеске копий – молний Его в полёте.
             В ярости Он пройдет по земле,
             цепом гнева злодейские племена измолотит.
            
             Избавить народ Свой Господь ополчился,
             спасти помазанника шаги устремил.
             Размозжил череп злодейскому роду,
             от испода до шеи обнаженного посрамил.
             Копье у врага отнял и пронзил его же,
             князей нечестивых поразил их оружьем.
             Бурею налетали на меня, расточить, рассеять,
             предвкушали, праздновали:
             шито-крыто пожрем недужных!
             Но Ты взволновал море копытами скакунов,
             потоптали воды великие колесничные кони.
             Услышал я – затряслось от страха нутро,
             задрожали губы, исторгли стоны.
            
             Кости мои подгнили – стоять не мог,
             ноги ослабевшие подкосились.
             В день бедствия, где приют найду,
             как одолею захватчиков сильных?
             Смоковница не завяжет плода,
             отощает олива,
             нива не вырастит хлеба,
             спелостью не нальется лоза,
             овцы в загонах падут,
             скот истребится из хлева.
             А я в Боге спасения возвеселюсь,
             в Господе душа ликовать не устанет,
             ибо Он – силы и славы нашей Господь,
             на высоты возвел стопы мои,
             даровал ногам легкость лани.
---------------               
*Касдим – халдеи, семитский народ, владевший Вавилоном.
**Множественное число от шигайон. Значение слова неясно. Возможно, так назывался жанр, музыкальный инструмент или мелодия. Кроме книги Хавакука, это слово встречается только в надписании седьмого псалма: «Шигайон Давида». Третья глава книги Хавакука, молитва об освобождении от Вавилонского ига, также относится к псалмической поэзии.