Как глупый мышонок умным стал. гл. 5

Валерий Болдин 2
    
       Крышка мусоропровода оказалась настолько тяжёлой, что Коту и  Мышонку пришлось немало поломать голову, чтобы открыть её. И надо сказать, что им это удалось. Кот притащил откуда-то верёвку, привязал один конец к крышке, другой – к дверной ручке соседней квартиры и нажал кнопку звонка. Дверь отворилась и натянула верёвку. Крышка приоткрылась и, пока удивлённая старушка пыталась разглядеть, кто там звонит, Мышонок и кот шмыгнули в тёмную дыру мусоропровода и стремительно полетели вниз.

  - Мы правильно летим? – спросил кот, обгоняя Мышонка.

- Правильно, правильно, - ответил Мышонок. 
    
- А что там внизу? -  Хотел спросить кот, но не успел, потому что тут-же врезался в кучу арбузных корок, картофельных очистков, яичной скорлупы и яблочных огрызков.

- Ничего себе приземлился! – Сказал он и ту же минуту получил сокрушительный удар по голове: -«Бум»! -  это приземлился Мышонок.  Мышонок, конечно не кирпич, но когда он сваливается  вам на голову с такой высоты, согласитесь с тем, что это довольно неприятно.

- Петрович, ты жив?

- Не знаю, - ответил кот, выбираясь из кучи мусора.

- Мне здесь не нравится, - Сказал Кот. – Унылая помойка!

- Не нравится – не живи! – Услышал он скрипучий голос сверху. Кот поднял голову и увидел паука, сидящего на паутине.

- Ты кто? - Спросил он.

- Если я скажу, что я – кенгуру, ты же мне не поверишь. – Сказал паук.

- Тогда ответь, что ты там делаешь?

- Охочусь. – Ответил паук.

- На кого?

- На всех, кто сюда влетает без спроса.

- Ты слышишь, Пикки?  Эта козявка охотится на нас. – Сказал Кот и выпустил когти.

- Он не козявка!  Он – дедушка Паук. Не смей называть его козявкой, иначе… иначе я тебя поколочу. – Мышонок  сжал  кулачки и, похоже было, что он вправду поколотит Петровича.

-Ладно, ладно, - успокоил его Кот. –  Тоже мне, Микки Маус нашёлся. Я ведь только хотел сказать, что он слишком мал, чтобы охотиться на мышей и, тем более на котов.

- Я не охочусь на котов. Я охочусь на мух. – Проскрипел Паук.

- Выходит ты - полезное насекомое. – Примирительно сказал Кот.

- Во-первых, я не насекомое. А во-вторых, не вам, уважаемый, судить,  кто полезен, а кто  нет. - Ответил Паук, которому уже изрядно наскучила никчёмная беседа, и он задал один, но самый главный вопрос:
Пикки почему ты прилетел так рано? Мы ждали тебя завтра. Что у тебя стряслось?

- У меня всё стряслось. -  Сказал Мышонок и опустил голову.

- Прямо-таки всё?

 – Всё, всё, всё. Вся моя жизнь стряслась, Тряслась, тряслась и совсем стряслась.

 - Что-то я тебя не пойму.

– Сказал Паук, - Начни-ка всё по порядку.

И Пикки  рассказал о том, как он жил в чулане и о том, как его поймал Кот и подарил  Лорику. И про белую муку и про зелёные  бумажки,  которые  тас-кал  для кота. И про то, что хозяин нанял сыщика для поимки вора...

- Мне ужасно стыдно. Я хотел быть просто-напросто белым мышонком, а стал гадким серым воришкой.

- Н-да, - Изрёк Паук, выслушав рассказ Мышонка. – Ты влип в эту историю, как муха в паутну – Он  вздохнул и задумчиво поскрёб затылок.

 - Ты неправ, мой друг. – Сказал Крот. – Я хочу сделать маленькую поправку. Мышонок  попался не как муха, а как мышь в мышеловку. – Крот посмотрел на Кота долгим и очень выразительным взглядом. – История весьма поучительная, - Продолжал Крот, - Вернее, проучительная. И кое-кого следовало бы проучить. – Он снова глянул на Кота поверх толстых очков. Кот нехорошо прищурился: -  Это кого здесь нужно проучить? – Спросил он, и Крот тут же сообразил, что будить в нём совесть бессмысленно и даже опасно.

- Нет, нет, уважаемый! – поспешил успокоить его Крот. – Ни кого проучивать не нужно. - Дело в том, что есть вещи, которые трудно объяснить, пока не поймёшь их сам. – Сказал он.

- Правильно. – Подтвердил Паук.

- Что правильно? – Не понял Кот.

- Правильно, что есть такие вещи, которые трудно объяснить, пока кто-то не поймёт их сам.- Повторил Крот.
Не плохо сказано, - подумал Кот и мысленно повторил фразу несколько раз, чтобы хорошенько запомнить и положить в копилку умных мыслей, которую всегда носил на плечах. Кот с уважением посмотрел на Крота и спросил:

- Тебя зовут Крот?

- Да, да! – Восторженно пропищал Мышонок. – Это и есть дядя Крот. Я же говорил, что он оч-чень умный.

-Что ты хочешь за совет? - Деловито спросил Петрович.

- Какой совет? – Удивился Крот.

- Пик сказал, что ты можешь дать хороший совет, а я спрашиваю, что ты за него хочешь?

- Мне ни чего не надо, - Сказал Крот. – Я вчера получил пенсию и у меня всё есть.

- Значит, не продашь совет?

- Советы я даю бесплатно.

- Странно, - сказал Петрович, - рыбу дают за деньги, а советы даром? Что это за советы, если они ничего не стоят? Пик, зачем мы сюда прилетели? Пошли домой.

- Погоди, Петрович! – Пропищал Мышонок. – Я хочу немного подумать. Мышонок наморщил свой маленький лоб и глубоко задумался. Потом он хлопнул себя по лбу и сказал:

- Петрович, кажется ты не совсем прав. Хорошие советы всегда чего-нибудь да стоят.

Правильно проскрипел Паук, который, не прекращая, плёл свою паутину. – Хороший совет всегда чего-нибудь стоит.

- Чего он стоит? – Спросил Петрович, начиная снова раздражаться.
- Я пока не знаю, - сказал Мышонок, - но может быть и даже вполне, он будет стоить нашей благодарности.

- Благодарности? – Удивился кот. – А что это такое – благодарность?
- Ну, это когда кому-то за что-то хочется сказать спасибо.

Кот посмотрел на Мышонка, потом на Крота и недоверчиво спросил:

- Ты дашь хороший совет за спасибо?

- С удовольствием. – Сказал Крот. - Как раз для тебя у меня есть самый, самый хороший совет.

- Давай.

- Никогда не бери то, что тебе не принадлежит. Это может плохо кончиться.
- И всё? – Изумился кот. – Это весь совет?

- Весь.

 - Возьми его обратно. Он мне и даром не нужен. Он твой, ты им и пользуйся. Идём домой, Пик.

- Да погоди ты, Петрович! – сказал Мышонок. – Ты получил свой совет, теперь мой черёд. Дядя Крот, посоветуйте, как мне быть в моём положении?

- Не знаю, друг мой, что тебе сказать. - Крот погладил Мышонка по голове. – Мне кажется, - сказал он - было бы правильно вернуть хозяину деньги.
Вернуть? – Разом воскликнули Кот и Мышонок. – Как мы это сделаем? Где мы их возьмём?

- Может быть в рыбной лавке? – не очень уверенно сказал Крот. – У торговца рыбой.

- Украсть? Похитить? – Почему-то шёпотом спросил Кот.

- Не нужно ничего красть. Просто нужно сделать всё наоборот.

Крот глянул на Мышонка, Мышонок на кота. Паук перестал плести паутину и уставился на Крота.

- Я понял. Я всё понял, что, значит, сделать всё наоборот. – Пропищал Мышонок. - Я брал

- деньги из шкафчика и отдавал коту Петровичу. Петрович ходил в рыбих торговцу рыбой. Торговец отдавал Петровичу рыбу. Так?

- Допустим, а дальше что? 

- А теперь нужно сделать всё наоборот: мы вернём лавочнику рыбу, лавочник вернёт деньги, а мы вернём деньги в шкафчик.

- Не плохая мысль, - сказал Кот, но где взять рыбу?

- Я знаю где, - сказал Крот. – Рыба живёт в озере, а озеро лежит в конце улицы…

- Знаю, знаю, - сказал кот Петрович. – Оно как раз за рыбной лавкой. Но озеро не аквариум и рыбку так просто не поймаешь. Нужна сеть или хотя бы удочка.


- Н-да. Петрович  прав.- Сказал Крот и замолчал. Друзья приуныли.
 
- Паутина. – Сказал Паук после долгой паузы - Вот вам моя паутина. Она надёжнее любой рыболовной сети. Однажды в неё попалась летучая мышь, и мне с трудом удалось освободить её.

Паук довольно быстро свернул свою паутину в тюк. - Уверен, уважаемый Паук, - сказал
Крот, что ваша паутина самая надёжная в мире, но без вас нам с ней не управиться. Не изволите ли и вы пойти с нами на рыбалку?

- Рад бы помочь вам, - сказал Паук, но, увы, я даже на минуту не могу оставить своих мух без присмотра.

- Обойдёмся и без Паука. - Сказал Петрович и взвалил тюк на плечи.