Политическая сессия современного студента. 2

Ирина Батюк-Белковская
Первый собеседник. 20 лет. Юноша.

О, мне несказанно повезло. Я получила возможность долго, в течение 7 часов в сумме за несколько дней спорить с молодым человеком, что такое евромайдан. Мы обменивались пылкими фразами, фигурально выражаясь, бросали друг в друга в игнор, находили новые факты и кидали их в костёр дискуссии, переходя к не честному - эмоциональному спору, то прерывались и пытались спокойно дискутировать, нервничали, обижались друг на друга, банили, мирились, прекращали говорить, выходя из дома. Но главное, что уже понятно по длительности нашего общения, мы не рассорились.

Мой юный друг двадцати лет полностью ознакомился с моей точкой зрения, после каждого довода не соглашался и предлагал альтернативные варианты, обижался, что на его любые утверждения у меня новые аргументы, что я их достаю откуда-то из хитро припрятанного тайника, что бы именно заставить его думать, как я. Впрочем, он потом отказывался от такого горячего обвинительного предположения, доверяя мне в одном: я хочу, чтобы у него была действующая мысль, а не слепое приятие моей точки зрения. Ведь подчинение чужой мысли – это рабство.

«Чтобы сделать человека рабом, сделай его невежественным.» Разумным человеком управлять невозможно.
В ходе беседы мой юный друг спрашивал, почему я просто не отвечаю на вопрос парой-тройкой простых предложений, а стараюсь постоянно подходить издалека, привожу не относящиеся прямо к обсуждаемому вопросу какие-то «левые» примеры. Почему я возвращаюсь к тому, что мы уже итак знаем? Иногда мне было мучительно находить оправдание моей тактике. Пришлось даже привести в пример теоремы геометрии. Посмотри, говорю я, теорема утверждает, что площадь такой-то фигуры равна определённой формуле. Поверить можно? Можно. Вот берёшь слепо эту формулу и вперёд – решай задачи. Под сомнение геометрическую теорему, которой более двух тысяч лет никак брать нельзя. Но зачем-то необходимо учить эти теоремы в ходе уроков, очевидно, чтобы ум был способен решать сложные задачи, которым просто как воздух необходимо знать-понимать шаги, которые ведут к доказательству утверждений выученных теорем. В большинстве случаях – приходится доказывать «теоремы» и «теоремки», шаг за шагом ведя рассуждения к окончательному итогу. Не могу, говорю, отвечать просто, необходимо высветить ряд звеньев в рассуждении, чтобы, наконец, ответить на заданный вопрос. Такой метод – азбука познания с древних времён.
Молодой человек предложил 5 вариантов, почему произошёл конфликт властей с протестующими на Евромайдане, хотя это очевидно им не выгодно.

Наконец, мы оба …устали.
То, что ты мне сейчас рассказала, говорит, это совершенно никому не интересно! Ты никого не убедишь! Так длинно и нудно! Тебе не поверят! Ты не убедишь и всё… И вообще, давай не будем говорить на эту тему, а то я склонюсь на твою точку зрения, просто сдамся, а этого не хочу. Вот и всё. Мы остановились.

Тем не менее, несколько чувствую вину перед молодым развивающимся исследователем. Ему пришлось ощутить на себе моё давление, которое, предполагаю, могло выражаться  в его внутренней растерянности, душевной боли, страхах, обидах, которые естественны для, говоря древне философским языком, неофита в глубоком проникновении в опасную историческую тематику. Но он быстро восстанавливался вновь и вновь.

Второй собеседник. 40 лет. Дама.

Но лучше прикасаться к истине в юном возрасте, как и прививки необходимы ребёнку в первые месяцы и годы жизни. Не зря в замечательном, считаю классическом (уже!) фильме «Матрица» Морфей говорил Нео, что освобождать разум можно только до определённого возраста, потому что такая процедура чревата таким шоком, который может стоить и жизни зрелому человеку. На самом деле не всё так категорично: художественное решение фильма – лишь крайний случай, модель, показывающая насколько проблема пробуждения сознания сложна и опасна. Объяснима «ломка» и боль сознания, встречающегося с правдой. Психика неизбежно ставит защитные барьеры. Если юноша 20 лет после 7 часов споров СПОКОЙНО попросил не разговаривать с ним, попросил дать ему возможность самому найти ответ, то это вполне здравомыслящий здраво рассуждающий, ищущий ум. А вот, когда 40-летняя дама, услышав возражение сложившейся у неё картины происходящего, резко прерывает любые разговоры, у неё глаза становятся неподвижными, излучающими угрозу вторгающейся в неё не подходящей информации и, безусловно, её носителю, это уже невозможно изменить через рассуждения, дискуссию. «У меня сложилось мнение!» - отдаётся глухим эхом по коридору во след удаляющемуся женскому силуэту. Тут жизнь сама поставит всё на места.

Третий собеседник. 18 лет. Юноша.

Юноша каждый день ходил на Евромайдан, и я не удержалась затеять разговор.

- Скажите, молодой человек, вы видали на Евромайдане людей с жёлтыми повязками и стилизованной свастикой?
-Зачем вам это нужно?
-Я просто спросила, видали ли вы или нет.
-Я не понимаю, какое это имеет отношение к нам?
-Правда простой вопрос? Почему вы не отвечаете?
-А вы посмотрите, что означает этот знак в энциклопедии! Это древний символ!(знакомая риторика, невинная такая, в том числе у нас в бм)
-Молодой человек, чего вы так нервничаете? Я попросила ответить на простой вопрос, видали ли вы мужчин в жёлтых повязках с изображением стилизованной свастики.
-????
-Разве так сложно? Ответьте на этот вопрос и я прекращаю разговор.
-Не было!! НЕ БЫЛО!
-Ну вот зачем вы врёте?
-!!!*показывает фак*
В месте, где я сказала «зачем вы врёте», признаюсь, сама разнервничалась, не стоило произносить этого. Хотя разнервничалась намного меньше, чем молодой человек. Он явно уходил от ответа, выворачивался, никак не мог съехать…

Четвёртый собеседник. 26 лет. Девушка.

Стоят юные девушки, проводят акцию о борьбе со СПИДом. На стене развешаны по карте Украины стилизованные надутые презервативы разного цвета.
Разговор проходил на украинском языке. Я когда вхожу в раж, немыслимо - откуда-то всплывают удивительные словосочетания, что сама себе удивляюсь.
-Скажите, а какая фирма, организация финансирует данный проект, атрибутику?
-Зачем вам это нужно?? – девушка пока улыбается, но удивлена.
-Как зачем? В курсе, что в стране напряжённая ситуация, поэтому меня, как человека неравнодушного, интересует.. . Я не имею права задавать вопросы?
-Имеете право, конечно.
-Ну ответьте тогда.
-Ммм…
-Ну чего? Так сложно? Кто финансирует этот проект?
-Это никак не связано с Евромайданом. – начинает нервничать.
-Простой вопрос. Вы девушка умная, вижу.. Скажите, почему такой простой вопрос вызывает волнение?
-Институт в Украине, такой-то. – ещё пытается улыбаться.
-То есть державная программа?
-Нет, это международный проект.
-Понимаю, что украинский институт проводит свою работу в разных странах. Так?
-Нет. – старается сдерживать нарастающее беспокойство.
-Ну так и скажите, что не знаете.- спокойно говорю я.
-Знаем.
-???
-Международная организация. – нам нужно работать, не отвлекайте нас – уже раздражённо.
-То есть - не украинское финансирование?
-При чём тут Евромайдан?? – совершенно вышла из себя.
-Вы же работает на деньги иностранного государства.
-Это международная организация!! – доказывает она мне.
-Ну да, это иностранные деньги. Так?
-Международная организация! - пытается съехать на тему борьбы со СПИДом…
-Слово «международный» - скоро придётся забыть, мягко перевожу снова на свою волну. Ибо имею право. – привыкайте к слову «иностранный» хахаа…
-А как это имеет отношение к нам? Ваши вопросы мешают работать!
- Не имеет к вам прямого отношения, да. Скажите, а вы знаете, в ряде других государств,  в том числе в США принят закон, по которому все, кто работает на деньги иностранных государств, считаются иностранными агентами. Заметьте, иностранными, а не международными.
-Зачем вы всё это рассказываете? Мы никакого отношения к вашим протестам не имеем!!
-Девушка, вы историю знаете, ну хотя бы второй мировой войны. И роль иностранных государств, роль невинных организаций из иностранных государств в судьбе народов?
-Знаю я историю!
-Тогда я ещё добавлю, что после принятия данных законов, которые вскоре будут и у нас, от финансирования отказались подавлящее большинство организаций, чтобы сохранить свою репутацию. И...- но продолжать я не стала. Ушла………………………
-
© Солька* 7-8 декабря, 3013 г.