Иерусалим. Достижение разума

Ирина Жгурова
(В сокращении)


Достижение разума



Тюменские паломники прошли Крестный Путь, чтобы  приблизиться к сокровищнице высших святынь христианства – Храму Воскресения. Я благодарила судьбу за то, что мне выпала радость быть в составе этой группы. Этот путь укрепил в моей душе правду в том, что события двухтысячелетней давности действительно имели место, и множество христиан всех веков не пожалели своих жизней, чтобы доказать  истинность своей веры. 

Несомненно, логика Учителя из Назарета стала высшим достижением человеческого разума, которое осветило путь развития человеческих отношений, духовный смысл оценки поступков индивидуума и народов. Ценность достижений науки и техники померкнет, когда человечество утонет в пороках, среди которых убийства, грабежи, ненависть, зависть, властолюбие, содомские страсти…
Как надо было доказать это людям, погрязшим в них? Христос избрал единственно действенный метод: пережил нечеловеческие страдания, умер принародно, показав величие терпения во имя идеи. А идея, в общем-то, проста: людям надо жить, соблюдая правила Разумного общения, которые Он провозглашал в виде заповедей. Его недолгая земная жизнь, судя по текстам Евангелия, - это одна беспрерывная мудрая заповедь. Кто ещё из основателей всевозможных учений может сравниться с ним в высшей праведности, самоотдаче и полного исключения из своего бытия всех людских пороков…
***
Приём православных паломников у блаженнейшего Иерусалимского Патриарха Феофила III при посещении греческой  Патриархии стал для меня самым ярким событием при посещении Иерусалима и Святой Земли.
…Многочисленные места в просторном помещении греческой  Патриархии заполнились паломниками из многих городов и стран, которые ожидали встречи. В сопровождении священнослужителей по широкому проходу между рядами стульев неторопливо прошёл невысокий степенный человек в патриаршем облачении и, сев в кресло перед огромной аудиторией, негромко обратился  к собравшимся христианам. Он размеренно говорил по-английски, и каждую его фразу воспроизводил на русском языке сидевший рядом переводчик.
В благоговейной тишине каждое слово Патриарха звучало весомо и зримо, проникнув в сердца слушателей. Негромкий бархатный голос вкладывал душу в каждую фразу так, что смысл был понятен даже без перевода.
Я ловила сердцем суть слов и старалась впечатать их в свою память.
(…) Во время речи Патриарха, не мешая проведению встречи, по рядам проходил сотрудник в форме и предлагал, держа на подносе,  небольшие порции крепкого вина в пластиковых стаканчиках и конфеты. (…)

Простые слова,  освященные местом их произнесения, проникали в душу. Укрепление правоты слов утвердилось при благословении Патриарха. Я ощутила через доброту его взгляда, через тепло его руки великую благодать и уверенность в том, что смогу рассказать людям о Святой Земле. Как и все паломники, я получила при благословении из рук Патриарха маленькую икону Иерусалимской Богоматери, которая сохранит меня и мою семью при вере в её силу.
Памятное фото нашей группы с Иерусалимским Патриархом Феофилом III  стало реликвией, равноценной  оливковому распятию, прошедшему со мной Крестный путь.

***
По возможности я оставляла в святых местах записки о здравии десяти имён моих родных. Внучка написала несколько записок со словами: «Прошу помочь мне хорошо учиться». Одну из таких записок с искренней и наивной детской просьбой я  вложила в расщелину колонны у Храма. История этой трещины овеяна легендой, связанной со схождением Благодатного огня.

Храм Воскресения уникален  и величествен  многочисленными приделами и часовнями. Но главная его святыня, несомненно – место Воскресения. Время для ежегодного чуда ещё не наступило – на Земле царствовала осень. Но на Пасху внутри  пещеры Гроба Господня  всегда происходило Схождение Благодатного Огня, и этот ритуал вызывал восхищение и удивление. Первое упоминание о чуде сохранилось с IV века. Огонь символизировал Свет Воскресения Христова, когда в мгновение отрыва от реальности гроб Его засиял нематериальным светом. Тысячелетиями в Великую субботу происходили явления нерукотворного сошествия огня на Гроб Господень на свечи и потушенные лампады.
 Возникло несколько версий физической природы этого явления и ряда приспособлений для воспроизводства ежегодного Схождения Огня. По некоторым свидетельствам его зажигают от скрытой горящей лампады в потайной нише.  Учёные пытались объяснить природу процесса, но вера в чудо оказалась важнее его происхождения.
Православная Церковь взяла на себя ответственность за веками отработанный ритуал получения Благодатного Огня, который испокон веков приносил людям радостную веру в то, что жизнь продолжается.
***
Согласно программе мне посчастливилось посетить трижды Храм Воскресения. Во вторник вечером 11 ноября в половине двенадцатого ночи я стояла в непосредственной близости у оформленной горящими лампадами и свечами пещеры -  предстояло воочию увидеть греческую православную литургию, вернее, участвовать в ней своей душой и мыслями. Перед этим важным событием я успела три раза выстоять очередь и вновь коснуться на секунды святого камня.
Более внимательно я рассмотрела  Кувуклию, имевшую снаружи мрачноватый вид: её не украшали похожие на строительные леса металлические балки, которые сжали трещины пещеры, полученные после землетрясения 1927 года. Моё внимание неотрывно притягивали икона Воскресения на фасаде и неяркая торжественность света лампад и свечей.

 (…) В положенное время появились священнослужители в соответствующих облачениях и приступили к веками отшлифованному порядку ведения службы. Каждый участник литургии знал своё место и время совершения действий, с точностью до секунд перекликались песнопения на греческом языке.
Так как в ритуале принимали участие украинские и русские священнослужители, то моё внимание сосредотачивалось словами на родном языке - смысл священнодействия становился ближе и понятнее. (…)  В Храме Гроба Господня распределились права всех вероисповеданий. Кувуклией овладели представители различных конфессий, поэтому Литургию на Гробе Господнем последовательно во времени стали служить православные (с одного часа ночи), армяне (с четырёх часов часа утра), затем католики (с шести часов утра до девяти).

Внутри самой пещеры по ритуалу во время Литургии верхняя плита  Гроба Господня служила жертвенником приготовления Святых Даров для Евхаристии.  Святое место украшали лампады, подсвечники, вазы с живыми цветами. После Литургии одновременно несколько священников причащали православных прихожан, и очереди не задерживались. Получив благословение и вкусив хлеба, я почувствовала тепло покоя в своей душе и порцию благодати святого места.
Слабость от усталости беспокойного дня и бессонницы  глубокой ночи не касалась моего чела. Я ощущала свою причастность к тому, что здесь происходило ежедневно. Но это чувство теперь стало неотъемлемой частью моего бытия. Во мне звучали проникшие волновой структурой в мозг звуки песнопений.
***
Моё  третье пришествие в Храм было ненавязчиво окутано дневным Светом из-под прозрачного купола. Появилась возможность пару часов самостоятельно обойти исторические святыни в едином месте. Теперь я неплохо ориентировалась в помещениях Храма и смогла не спеша вновь прикоснуться к камню Миропомазания, взойти в помещения Голгофы, проникнуться болью Марии. Очередь к месту Креста не уменьшалась. Люди шли, подползали к отверстию под престолом и через несколько секунд отходили влево, чтобы поставить свечи. Чернокожий паломник с головой «ушёл»  под алтарь, и следивший за процессией священник еле оттащил его оттуда. Человек с неохотой оторвался от своего ритуала,  и я видела, как в его глазах блеснули слёзы. Как же велика была его вера!

Я обошла Кувуклию, как давно знакомое и родное место, выстояла в последний раз разнонародную очередь. Тронув ладонью святыни, обломки скал и плиты, закрывшие священные камни, осознала величие данного момента моей жизни. Я получила благословение на свой путь по Святой Земле от святости Храма, ощутила замирание сердца от прикосновения к камням, хранившим энергию Христа.
Я постигла значение судьбы, приведшего Его на места, известные из древних писаний, прочувствованное в молитвах и видимое внутренним взором. Впечатление от Храма золотой нитью прошило суть паломнического путешествия. Свет от его лампад озарил  мне посещения церквей и монастырей Святой Земли.
… Я привезла своим родным со Святой Земли кресты и иконы, приложенные к святыням и заряженные силой намоленности Храма Воскресения. (…)

2013, 7-11 ноября, Иерусалим



(продолжение следует)


 Рассвет в Вифлееме  http://www.stihi.ru/2013/12/27/9814




Прикосновение к истоку. Полная версия. http://www.proza.ru/2014/08/26/1547