Великая идея. Замах

Сергий Чернец
        «Великая идея».
- 1 –
Современный мир потерял ведущую идею развития человечества. Если раньше людям, в качестве идеи, виделось покорение природы Земли, - то эта идея сегодня уже утратила значение. Природа покорена настолько, что дальше некуда: реки загрязнены, леса вырублены, сам воздух в атмосфере отравлен, климат изменился из-за чел. фактора.
А потому – сменяя одна другую, различные теории, на разные лады варьируют одни и те же основные идеи упаднического характера.
Один из основоположников экзистенциализма, Хайдеггер, например, утверждает, что понятия «обреченность» и «заброшенность» наиболее точно выражают сущность повседневного существования людей. А страх составляет постоянную и неизменную особенность их бытия, черту, которая характеризует их основы жизни. « Причиной страха, - заявляет философ, - является (злой) мир, как таковой». Весь мир человеку кажется злым: и природа злая, и люди вокруг все злые. Оттого люди фатально разобщены, резко обособлены один от другого. И как раз в страхе для них – «имеется возможность превосходного раскрытия себя, так как он, страх, обособляет». Тогда люди и выдумывают оружия защиты себя от зла (как в материальном, так и в духовном, вымышляя различные магии и религии).
Опираясь на этот «принцип» обособления, Хайдеггер обосновывает идею о том, что войны необходимы и неизбежность войн заключена в самой природе человека. Согласно утверждению Хайдеггера, - «мировые войны и их тотальность представляют собой следствия одиночества бытия человека.
А еще, другой философ Шон О, Кейси отмечал: «Многие миллионы людей до сих пор находятся в тисках нищеты и невежества. И даже в наши дни они живут в худших условиях, чем самые бедные крестьяне во времена Льва Толстого. Причем такая картина наблюдается не только в Азии, Африке и Латинской Америке, но и совсем под боком… (в нашей стране сегодня, - невежество народа ужасно, а нищета – удел всех провинций)».

Наряду с теориями упадническими, буржуазные капиталистические философы, социологи и публицисты развивают идеи рынка и бизнеса.
Стремясь обосновать принципы активного бизнесменства – они ставят задачей «помирить» интеллигента и бизнесмена. Интеллигенты должны учитывать роль бизнеса, ибо благодаря его усилиям в современном мире общество достигло невиданного процветания. Сущность теории бизнеса заключается в том, что человек существует для самого себя. Каждый живет сам по себе. Основной формой человеческого сотрудничества является обмен товарами и услугами на свободном рынке. Это рыночная экономика. (К такой теории хочет перейти наша страна). И тогда, всякий проповедник моральных ценностей, альтруизма – является, в сущности, глупцом. По этой теории – нужен товарообмен, нужно или производить товар или торговать им на рынке, даже интеллектуальным товаром в том числе.
Альтруизм религиозный (благотворительность) – уже не прельщает умы современников. Население катастрофически увеличилось, и помогать всем просто невозможно. Миллионы живут кое-как, - и всех не обогреешь и не накормишь.
                -2-
Кроме одной крайности теорий, существует и другая, противоположная крайность.
В мировой литературе еще 19-го века очень ясно выражены все социальные проблемы общества.
Виктор Гюго в романе «Отверженные» изобразил бедственное положение народа и тут же предложил идею утопическую: когда разбогатевший бедняк становится филантропом, тратит свои богатства на школы, детские приюты и дома престарелых, строит их…. Однако идея Гюго: что перераспределение богатства является ключом к решению социальных проблем, - не сможет быть удовлетворена в жизни. Население Земли уже к 7-ми миллиардам подошло. И простым подсчетом выяснили статистики, не так давно: что если разделить все продукты питания каждому поровну – 2 миллиарда останутся ни с чем, умрут с голоду. Вот поэтому, сегодня бедные крестьяне самого многочисленного китайского народа довольствуются 100-грамовой чашкой риса на день, и они довольны. И никаких благ цивилизации в их деревнях около рисовых полей – «ни ванны, ни кофэ», как говорили в фильме «Бриллиантовая рука».
Российские писатели тоже не отстали от западных. Главным определяющим стал роман Чернышевского «Что делать?». И тут утопия еще яснее проявилась в «снах Веры Павловны». Изображается прекрасное будущее и отрицание частнособственнических устоев общества. Показано полное равенство людей, отсутствие частной собственности на источники общественного благоденствия, высокое развитие техники и культуры, коллективный труд. В этом вся сказочная Русская мечта «воплощается» - молочные реки, кисельные берега, о которой в народе мечтали 1000 лет.
Но уже тогда, в 19 веке были трезвые умы. Надо нам учиться у прошлого, не забывать его уроков!
Салтыков- Щедрин яростный критик и сатирик. Он уделял главное внимание конкретным явлениям социально-политической жизни. И Щедрин не был согласен с Чернышевским в оценке им роли идеала:
«Читая роман Чернышевского «Что делать» - писал он в письме Утину, - я пришел к выводу, что ошибка его заключалась именно в том, что он чересчур задался практическими идеалам. Кто знает, будет ли оно так!... Ведь и Фурье был великий мыслитель, а вся прикладная часть его теории оказывалась более или менее несостоятельною… Я обратился к семье, к государству, к собственности и дал понять, - что в наличности ничего этого уже нет».
Связь собственности и семьи, собственности и государства составляла одну из очень важных тем в творчестве Щедрина. Помимо «Благонамеренных речей» разрушительное влияние собственности на семью показано «в Господах Головлевых».
И великий Лев Толстой уже в 1865 году формулировал идеи уничтожения частной собственности на землю: «Всемирно-историческая задача России – записал Толстой в своем дневнике, - состоит в том, чтобы внести в мир идеи общественного устройства без поземельной собственности…. Русский народ отрицает собственность, самую порочную (плохую), самую независимую от труда… собственность поземельную. Эта истина не есть мечта – она факт, выразившийся в общинах крестьян, в общинах казаков. Эту истину одинаково понимает ученый русский и мужик (простой), который говорит: пусть нас запишут в казаки и земля будет вольной».
Эта истина освобождения от собственности на землю, по убеждению писателя, родилась в недрах народа.
                - 3 –
Отказавшись от утопической идеи коммунизма, наша страна резко вернулась к тому же, с чего и начинала 20-й век. Мы скатились в буржуазное прошлое, как с горочки, очень быстро. И теперь мы имеем то общество, которое изображали писатели 19 века, критикуя его порядки.
В. Гюго широко освещал тему простых людей. Герой «Отверженных» Жан Вальжан попадает на каторгу за то, что желая накормить детей своей сестры, решился похитить (украсть) буханку хлеба, которую у него все же отобрали. Из последних сил бьется героиня того же романа Фантина, стремясь добыть средства существования для себя и своей дочери.

Богатство порождает злобу, горе, ненависть, низкие страсти. И все это мы резко получили сейчас, в современном мире.

Итак. Представлены две крайности: 1) утопия, в которой попробовали мы жить (коммунизм). И – 2) экзистенциализм, – сущность которого «обреченность», «заброшенность», страх и разобщенность людей, в котором мы живем.
Пояснение.
Люди становятся «одинокими» даже в семейных узах из-за собственности. Составляется «брачный договор» и имущество и любая собственность разделяет людей, где же любовь(?), когда у мужа и жены разделены даже тарелки и ложки, - это принадлежит жене, а это записано на мужа….
Когда же человек остается один, естественно, он боится всего, боится мира окружающего. И люди боятся ходить по улицам: вдруг нападут, ограбят, изобьют, изнасилуют…. Люди боятся за свои квартиры: устанавливают сигнализации, нанимают телохранителей. Страх овладел людьми.
Некоторые, однако, помнящие еще времена «социализма», годы «застоя», - могут сказать, что не было такого страха в Советском Союзе. Люди были добрые. И можно было ходить и гулять по ночам, не то что сегодня…. Но страх все же был.
То был страх большой, так сказать «Страх высокого полета». Народ был напуган безумными законами: когда за слово – на 10 лет в Колыму, на каторгу, за колоски – в тюрьму, «на стройки народного хозяйства», работать бесплатно, за баланду. И люди помнили, подсознательно, тот страх лагерей Гулага. И этот «высокий, общий» страх нависал над всем обществом, всей страны. А когда над людьми такой «дамоклов меч» висит, они объединяются, кучкуются, помогают друг другу. Боялись «Закона» и берегли друг друга, помогали в беде. Можно привести сотню примеров: когда человек пьяный упадет, будет валяться – то ему помогали прохожие: его ведь в тюрьму заберут, а жена и дети голодные останутся – так мыслили люди. А сейчас, такого пьяного только ограбить могут, побьют еще и бросят.
Потому что теперь «Закона» нет, сегодня «высокий страх закона» исчез. За деньги все можно, - откупиться можно и за убийство, условный срок дадут, будто скажут – иди и еще убивай, ужас. Все продано и суд и закон. А уж за воровство вообще не посадят, если поделишься. Вот и воруют и грабят и убивают. Нет страха. А страх передался на низший уровень, страдает народ, те же бедные люди, о которых писал Гюго.
Страх стал низкий, и он разделил людей. Потому что мошенники и воры-грабители «рядятся» под простеньких. И простому слесарю дверь открывать нельзя – это грабители могут быть. Богатым теперь нет дела до бедных простых людей, они себя охраняют. Беззаконие породило новое дело, когда наживаются в «открытую»: если раньше партбилетами прикрывались, идеей какой-то – и были спец-рестораны и спец-санатории для партийных, - то сейчас: нет ни идей, ни партии. А те кто называется партией – это куча богачей, - все просто, ведь, выборы у нас за деньги, и за большие деньги. Хочешь быть начальником – будь богатым, заплати и будешь депутатом. Это было у Гюго в «Отверженных» хорошо изображено. Когда преступник, судимый, вдруг стал депутатом и мэром. Сколько у нас судимых депутатов и даже «авторитеты» у нас депутатами стали.
Богатство порождает зло, горе, ненависть. А народу, как всегда, - нищета и невежество (и образование за большие деньги) – экзистенциальный мир.
               
                - 4 – («Сама Идея»)

Сегодня нужна большая идея, увлекающая всех людей. И такая идея возникает, уже оформляется потихоньку, и она придет в сознание людей по мере развития событий.
Начало этой «Великой идеи» в 20-ом веке, в конце века особенно. В связи с развитием науки и интеллекта человечества, - быстрее пришло осознание того, что живем мы в неустойчивом мире, полном неожиданных случайностей. И во-о-о-т… (с юмором).
Прогресс достиг вершины, когда стал влиять на саму планету Земля. Она, конечно, и сама бы себя проявила. Но человеческий прогресс ускорил весь процесс… (еще раз с юмором, в рифму). Наука сегодня показывает нам, что Земля не находится в постоянстве. Материки движутся, земная кора, вообще, шевелится. А потому и атмосфера меняется, и климат не был постоянным….
А главный двигатель «Великой идеи» - это перенаселение Земли, то есть умножение человечества.
Идея проста до банальной: надо населить другие планеты, разгрузить Землю от лишнего населения.
Это было всегда в фантастике, считалось фантастикой, далеким будущим, пока не касалось вплотную. Но вот, касается уже многих, да собственно, всех людей. Глобальное изменение климата совершается. А поэтому увеличиваются природные катаклизмы: вулканы, цунами, смерчи, пожары, наводнения.
Просто, как дважды два, - что непонятно для правительств всех стран?! Но народ – «уперся в свой огород»! Аллё!! Скоро твой огород смоет(!) или накроет вулканом или смерч пронесется и разрушит твой дом! Может тогда поймут люди, что все силы надо бросить на развитие космических наук и производства для освоения других планет!
Есть разработки, есть планы – по освоению планеты Венера.
Сейчас она покрыта газами и облаками, оттого не остывает, горячая (500 градусов жара). Но есть микробы способные очистить атмосферу, поглотить газы лишние. Питаясь метаном вырабатывают кислород, например, и другие есть микроорганизмы. Затем есть лишайники, мхи и другие растения, которые у нас живут чуть ли не в жерлах вулканов. Для них на Венере райская жизнь будет. Ита-а-ак –(с юмором опять же). Если очистить атмосферу Венерианскую, то планета остынет. Кора Венеры тоже успокоится и вулканов будет меньше. А там и леса можно насадить, и будут и моря и океаны и все остальное, включая животный мир можно перенести на планету Венеру. Освоение Венеры возможно. Да оно и было когда то в прошлом.
Обратясь глубоко в прошлое, в историю цивилизаций Земли, мы можем увидеть остатки преданий. В цивилизации инков и майя, например, говорится, что к ним прилетали «Боги»  и оставили, среди прочих знаний, свой календарь, точно совпадающий с Венерианским: год длительностью 260 дней. Из преданий можем узнать, что были люди и на Марсе и на Венере. Но Марс для нас остыл и холоден. А Венеру можно и нужно обжить.
И это огромная цель, идея консолидации, объединения людей, а «Страх высокий», «дамоклов меч» уже висит над нами – гибель от изменения климата Земли, и гибель миллионов от голода.
Вот и вся идея, к которой люди еще придут.
Если все научные институты, всех стран мира, займутся исследованиями, разработкой программы освоения планеты Венера – все можно сделать быстро – компьютеры всем в помощь – сам Бог дал, как говорится! Осознайте, просто, что скоро нечем будет кормить детей своих, их все больше и больше на Земле.
Не вооружаться, не драться за кусочек земли надо людям. А надо объединяться и работать на Космос. Разрабатывать космические аппараты, скафандры и технику. Надо строить заводы для производства этой техники – вот и рабочие места появятся. Надо строить космодромы и запускать зонды с микробами и растениями на Венеру уже сейчас, чем быстрее – тем лучше. И что мы сидим в «своем огороде копаемся» и выхватываем друг у друга последний кусок хлеба! – кончится все, и хлеба не будет.
Надо поднимать в людях энтузиазм для строительства космодромов и космических кораблей, к этому призывали еще в 20-ом веке многие ученые. А у России есть большой опыт: вспомним Целину, как вся молодежь с искренним энтузиазмом ехала ее осваивать. Потом был БАМ…. И каждый народ знает энтузиазм своих предков по покорению Природы – вырубали леса для создания новых полей под пшеницу в древней Европе, покоряли новые земли Америки и северной и южной. Вырубают леса Амазонки и сегодня. Последнее уничтожаем. А почему?- Потому что народу стало во много раз больше.
Мы не думали о будущем, пока не стало «прижимать». А «прижимать» Земля нас будет. Вот-вот, начнется Голливудский сценарий «Конца света».
Арктика тает. Факт! Лед стал в два раза тоньше и дрейфует с севера на юг Атлантики со скоростью в 10 раз быстрее, чем в 20-ом веке. Уже скоро, по прогнозу в 2020 году, Арктика может растаять совсем. Тогда воды Ледовитого океана будут не отражать, а поглощать солнечные лучи. Планета нагреется. Грядет потепление.
Начнется таяние вечной мерзлоты в тундре, где одни болота. И метан в болотах тундры поступит в воздух в огромных количествах. Некоторые животные вымрут, белых медведей уже сейчас мало осталось. А другие размножатся, - северные крысы, флеминги, распространятся и войдут в жилища человека, пожирая все сколько-нибудь съестное. Измениться все, с изменением климата.
_____________
Идея освоения планеты Венеры не блеф и сказка. Нужен общий энтузиазм. Это наше будущее. Надо забыть всякие разделения, надо объединяться всему человечеству и работать на свое будущее.
Когда Венера будет осваиваться, человечеству не хватит рабочих рук. Огромная планета ждет миллиарды людей, тех, кому на Земле нет работы, нет пищи, нет места для дома.
Сергий Чернец