Кто он - сильный человек?

Людмила Волкова
               
            Кто-то, прочитав мои «Больничные этюды 7», назвал меня сильной. Я  этот комплимент опровергла. Сегодня, прочитав очередную главу повести Натальи Столяровой «Рыбы», героиня которой и есть личность сильная, я задумалась над этим феноменом человеческим. Кого мы называем сильным? Человека, способного вынести любой удар судьбы и выстоять? Или нужно учесть силу этого удара, определяя характер «потерпевшего»? Или качество удара, то есть – определить проблему? Ведь если тебя стукнули кувалдой по башке, а ты не упал, это не о твоей силе говорит, а о крепости твоей черепушки или хорошем качестве ботинок, в которых ты стоял. С высоких каблуков можно свалиться даже при ударе дружеской руки по плечу.
            Значит, все-таки не всегда дело в характере твоем… Одному хватает температуры 37,3, чтобы завалиться в постель и громко стонать, пугая близких. Но  если его обойти  по работе, то этот «слабак» может найти кучу лазеек, чтобы все-таки опередить соперника, сохраняя при этом хорошую мину «при плохой погоде»! Вроде ему все равно! Только нет, ему тошно, обидно, но он имеет достаточно силы, чтобы улыбаться и «делать вид».
            Так он сильный или нет? Или за силу мы принимаем огромное честолюбие, как раз эту силу и придающее?
            Другая ситуация –  когда свои удары Судьба наносит с удивительно подлой  регулярностью и метит не в лоб, а в сердце.  А человек ночами плачет, зато  днем проблемы свои скрывает и даже других  расспрашивает про  их здоровье,  сочувствует. Искренне. И все говорят, зная об этих самых испытаниях, какой же он сильный! По нему незаметно, что страдает.
            Так он сильный или просто терпеливый? К побоям привычный? Мне кажется – сильный. Раз НЕ ПОКАЗЫВАЕТ. Не ищет сочувствия…
            Еще другой тип – тоже из тех, кого бьют уже во все места, а он не падает. Но этот всем жалуется на горькую долю. Через какое-то время отходит, плакать перестает (слезы исчерпаны, жаловаться надоело) – и опять готов к этим самым ударам. И никто не догадывается, что он ПОЧТИ упал, уже стоял на коленях, но поднялся и выпрямился. О таких говорят: гнется, да не ломается. А ведь плакал! Сочувствия искал! Какой же он сильный? Просто гибкий. Основа такая – крепкая, приспособленная к любым обстоятельствам. Говорят же – жизнелюбивый.
            Когда говорят о самоубийцах, обвиняя их в слабости, я думаю: как же это неверно! Убить себя – не в момент отчаянья или в припадке невменяемости, а осознанно, поняв, что исчез смысл жизни (особенно при потери любимого человека или ребенка) – это какую же силу воли надо иметь! Ведь за жизнь цепляются и калеки, лишенные радости видеть свет, слышать его или передвигаться. А тут – столько соблазнов вокруг и поводов жизнь продолжить, а человек лишает себя всех радостей и печалей одним махом, при этом еще и мучаясь физически!
             Пусть религия называет таких грешниками. Но я признаю за ними необыкновенную силу. Я не говорю о тех эгоистах, добровольно уходящих в мир иной, зная, что принесут горе детям и близким. Я говорю о несчастных, горем убитых ОДИНОКИХ людях. Они имеют право на такой поступок.
Можно привести еще много примеров разнообразного проявления мужества и силы. У каждого из нас свой жизненный опыт и наблюдения  над близкими в ситуации НЕВЫНОСИМОЙ.
             Так кто же он – сильный человек?
             Я намеренно не упоминаю всяких героев, которые под пытками своих не сдают. Это, по-моему, бо-ольшое преувеличение, чуть ли не сказка. Таких людей – единицы. Они исключение ПРИРОДЫ, наделившей человеческое тело способностью испытывать ДИКУЮ боль,  которая может и притупить разум. А в кино – все герои. Я говорю о людях ОБЫЧНЫХ. И выводов не делаю. Сама запуталась. Может, есть у кого-то интересные соображения на сей счет?