Оккупанты

Алевтина Зайцева
         Трёхлетняя соседская девочка, заглянув в мой книжный шкаф, взяла с полки сувенир - небольшую прозрачную пластмассовую коробочку, в которой на фоне фото Бранденбургских ворот лежит камешек.
          - Что это? - спросила она. - Почему камешек с одной стороны красный?
         Как же мне объяснить малышке, что это кусочек строительного материала из Берлинской стены, некогда разделявшей столицу Германии, а символически и страну, на восточную и западную.
         Она внимательно рассматривала огромные ворота, у каждой из шести колонн часовых в военных формах и даже заметила контрольно-пропускные пункты.
         Я пыталась рассказать ей о кровавой Второй мировой войне, которая для нас обернулась Великой Отечественной. Жалея детскую психику, сразу успокоила, что война была очень давно, стены этой уже нет. А камешек неспроста окрашен красным, потому что на нём кровь людей, пытавшихся преодолеть её и жить там, где им хотелось, что было непозволительно. Она поставила сувенир на место, но время от времени подходила и пальчиком поглаживала ту сторону коробочки, с которой камешек был алым.
         А моя трёхлетняя дочка в 1969 году вместе со мной стояла на площади у этих ворот и видела крепкую,высокую стену воочию. И ей тоже трудно было объяснить, что это за стена, разделившая не только город, но и разлучившая родных и близких людей, оказавшихся по разные стороны от неё. Она тоскливо протянула:
         - Они же никогда не встретятся...
         Союзники, победив фашизм в войне, определив сферы контроля, оставили войска в Германии, которая развязала её. Американцы и англичане - в западной части -ФРГ(Федеративная Республика Германия). Контроль над восточной частью -ГДР(Германская Демократическая Республика) выпал на долю Советского Союза. Вот тогда-то и появилась Берлинская стена.
         В конце шестидесятых годов муж служил в ГДР. Офицерские семьи жили по месту службы.
Немцы спокойные, вежливые, аккуратные во всём, с благодарностью поставившие памятник Советскому воину-освободителю в Трептов парке, казалось, смиренно приняли свою участь быть под международным контролем. Но стоило в 1968 году в Чехословакии поднять вооружённое восстание против такого же надзора, как полетели камни в окна освободителей и ярые выкрики "Оккупанты!" Кстати, раньше путчи случились в Венгрии и в ГДР.
Особенно страшно было ночью. И немецкая полиция патрулировала с овчарками в кварталах, где жили мы - иноземцы.
        Присутствие группы советских войск не позволяло никаких притеснений, наоборот, давало возможность мирного восстановления и развития республики. Не случайно, разрушенная войной Германия, первой из воюющих стран восстановила свой золотой запас. А страна освободителей, десятилетия помогая другим, испытывала нехватку жилья, продуктов питания, товаров широкого потребления, преуспевая лишь в космической и военной промышленности. Не на что и некому было поднимать страну. Двадцать семь миллионов работоспособных советских граждан отдали свои жизни за свободу Родины в боях, в концентрационных лагерях.
         Мне пришлось побывать в одном из них - Бухенвальде. На чугунных воротах лагеря слова Адольфа Гитлера:"Каждому своё". Себе-то он выбрал миссию умножения элитной германской нации и уничтожения евреев, цыган, славян, которые, по его словам, "размножаются, как черви" и принадлежат к низшей расе.
         За пределами ворот давящая тишина, а внутри бесконечные окрики фашистов на угнанных из захваченных стран людей и военнопленных, лай овчарок, автоматные очереди, стоны погибающих и изнемогающих от дистрофии людей, сладковатый дымок из крематориев, передвижные газовые камеры, в которых умерщвляли ослабших людей. Огромные воронкообразные котлованы, куда сбрасывались тела пленных после расправы.
Похожие, как капли воды, кварталы захоронений, на каждом захоронении серая, абсолютно одинакового внешнего вида табличка с номером. Остановить взор на каком-то одном невозможно. Он обнимает всё тоскливое пространство, испытывая жгучее желание своё тепло и благодарность, и скорбь принести всем, покоящимся на чужой земле.
         С ужасом осматривали экскурсанты крематории, их адские, не остывающие тогда , печи, в комнате медицинского осмотра сквозное отверстие в стене, к которому вставал пленный для измерения роста вертикальной линейкой и получал пулю в затылок из соседнего помещения.
Поражались опытами лаборатории врача-садиста Мергеля, одной из задач которого было улучшение качества крови немецких солдат, в том числе и морозоустойчивости. Немецкая армия замерзала в наши холодные зимы. "Генерал" мороз сыграл немалую роль в изгнании захватчиков. Служба Мергеля занималась перекачиванием крови откормленных здоровых взрослых и детей, находившихся не только в Бухенвальде, но и в других концлагерях, немецким солдатам.
         В музее на грани обморочного состояния, со слезами глядели на перчатки, абажуры из человеческой кожи, пучки волос, на фотографии живых скелетов пленных...
         Дочку тогда я не брала на экскурсию, зная, что бесчеловечность, жестокость больно ранят душу. Русская же душа гуманна, и в нашей стране не было такого отношения к немецким военнопленным. Тем обиднее было определение в наш адрес словом "оккупанты".
         Время принесло перемены. Советские войска полностью выведены с территории Германии в 1994 году, пройдя парадным маршем перед памятником воину-освободителю, рухнула Берлинская стена, воссоединив и столицу, и государство, но при этом войска США оставались до 2006 года, Великобритания покинет полностью территорию Германии к 2019 году. И так хочется, чтобы их присутствие не сыграло на руку новым милитаристским планам. И так хочется, чтобы история не повторилась. И так хочется солнца, мира и чтобы никакие стены не возводились против добрых человеческих отношений.