07.12.2013
"Оттепель". Художественное и коммерческое кино Тодоровских
В четверг на прошедшей неделе забавно было наблюдать постановщика сериала «Оттепель» и его главную героиню на «вечернем урганте». Довольный собой, располневший от полной благополучности Валерий Тодоровский, намекал на некие серьезные символы в своем творении (вроде холодильника с кинолентой), а Анна Чиповская со смелостью уже признанной кинозвезды скромно посетовала на то, что в отзывах на ее работу отмечалось только, что у нее «красивый зад».
Сериал «Оттепель»... Наверное, будет смотреться с интересом. Сделан он довольно умело – молодая сексапильная героиня, симпатичный Павел Деревянко, обаятельный и талантливый Михаил Ефремов и множество других приятных актеров и актрис... Добавлено немного эротики, показан увлекательный процесс кинопроизводства, как бы, изнутри, «без прикрас» – все это интересно обывателю ... Да еще песенка с пошловатым текстом и одноименным названием, интонационно напоминающая известный шедевр шестидесятых «Мишка, Мишка, где твоя улыбка...»...
Да, так называемый кассовый успех у массового зрителя обеспечен. Только почему сериал обозначен как «многосерийный художественный фильм»? Где тут «художественность»?
Невольно вспоминается фильм другого Тодоровского - Петра Ефимовича - «По главной улице с оркестром». Вот то был художественный фильм, то было искусство!
Что отличает по сути этих два произведения друг от друга? В своем фильме Петр Ефимович сказал то, о чем не мог не сказать! Если это звучит несколько пафосно, то можно сказать скромнее: ему хотелось поделиться чем-то, - идеей, воспоминаниями, какими-то мыслями, которые казались ему важными...
А что мы имеем в случае с В. Тодоровским? Тут явно просматривается одна цель – снять занятный сериал, который понравится обывателю... И цель, по-видимому, достигнута – сериал соберет, наверняка, аудиторию большую, нежели фильмы Петра Ефимовича...
Я не открою Америки, если скажу, что так называемый массовый вкус – это плохой вкус... Мне вспоминается давняя телевизионная передача, на которой Барри Алибасов пытался доказать своему оппоненту, пианисту Николаю Петрову, что творчество НА-НА есть не менее значительное, нежели классика, искусство, потому что собирает аншлаги ... в отличие от концертов классической музыки. Тогда Петров сказал, что если на площади Маяковского перед концертным залом выстроить женскую баню с прозрачными стенами, то он нимало не сомневается, что зрителей вокруг бани будет больше, чем в концертном зале напротив.
P.S. Что тут поделаешь, так уж устроен человек... Поразвлечься, не напрягая ни ум, ни чувства, – кому ж временами такого не хочется? Но про себя самого я с удовлетворением отмечаю следующее. Если я смотрю по ТВ какую-нибудь современную поделку, пусть даже с увлекательным сюжетом, и в это время меня позвали, скажем, ужинать, или на кухне закипел чайник, я безо всякого сожаления выключу телевизор или отойду от него на сколько нужно времени. Но если я смотрю хороший фильм, и даже не в первый раз, к примеру, упомянутый фильм Петра Тодоровского, или Н. Досталя «Коля, перекати поле», то мне будет трудно поступить так же! Потому что в хорошем кино есть еще что-то, помимо сюжета, что нас привлекает, и чего мы не захотим пропустить...